КПП «Рафах» глазами иностранца...

Хочу рассказать о моем личном наблюдении и опыте, о том, как я, иностранец, пытался официально проехать в Сектор Газа через контрольно-пропускной пункт «Рафах». Мне так и не удалось это сделать; в конце концов, пришлось попасть туда через один из туннелей.

    Скоро начнутся выборы, дело Мубарака рассматривается в суде.  Казалось, воплощаются идеи революции на площади Тахрир, а египтяне с осторожностью ждут новой страницы в истории своей страны.   Кто-то из египтян был уверен, что ветер перемен затронет и жителей Газы. Египетское правительство еще в мае объявило, что КПП «Рафах» будет «постоянно открыт» для проезжающих, и некоторые думали, что блокада Газы прекратится. К сожалению, мало что изменилось...

    КПП «Рафах» периодически открывают с 2006 года. По некоторым данным, каждый год в  так называемых «особых случаях» границу пересекают от 30 до 150 тысяч человек.

    С самого «открытия» КПП «Рафах» египетское правительство установило квоту: пропускать 500 человек в день. Если умножить 500 на 300 (КПП закрыт по пятницам и праздникам), получается 150 000 человек, что уже является большим достижением. В настоящее время не удовлетворяются заявки 21 000 человек, и число «отказников» постоянно растет.

    Ситуация на палестинской стороне тоже нестабильна,   имеют место многочисленные правонарушения. Довольно часто тем, кто нуждаются в срочной  медицинской помощи, не разрешают пересечь границу «в целях безопасности».

    Проблема заключается не только в том, что запрещен въезд в Газу и обратно. Резко ограничен ввоз продуктов питания и товаров. Сейчас товары из Газы и обратно идут через израильские КПП, а также в виде гуманитарной помощи из других стран. КПП «Рафах» по-прежнему закрыт для этих целей.

    В результате ограничения торговли и разрушения производственных предприятий во время войны, развязанной Израилем в 2008-2009 года, безработица является одной из серьезных проблем в Газе. По данным ООН, уровень безработицы достиг 50%. Людям, несмотря на то, что они хотят и могут работать, приходится рассчитывать на помощь других стран.

    Не стоит говорить о том, как трудно иностранцам въехать в Газу через «Рафах», особенно тем, у кого нет правительственного разрешения. А ситуация на египетской стороне выглядит не менее удручающей, чем на палестинской.

    Я обращался в генконсульство Египта в Гонконге, пытаясь проехать в Газу через «Рафах». Несмотря на мои многочисленные просьбы связаться с египетскими властями в Каире, мне говорили, что нужно лишь получить действительную для въезда визу.

    Тем не менее, мы вместе с моей приятельницей (преподавателем американского университета, живущей в Испании) приехали в июле в  Рафах  и на КПП показали свои паспорта пограничникам. У приятельницы было также приглашение университета Газы. Пограничники тут же отказали нам проехать в Газу. Мы показали им электронную переписку с генконсульством. Пограничники смилостивились, взяли наши паспорта и унесли их в одно из  зданий на территории КПП.

    Конечный результат был неутешительным – «Въезд запрещен».

    Нам предложили попробовать получить «специальное разрешение» на въезд через посольство в Каире. На следующее утро мы отправились в Каир, надеясь вернуться к «Рафах» до того, как он будет закрыт на два дня (пятница и государственный праздник).  Мы получили одновременно две новости: хорошую и плохую. Хорошая новость - моей приятельнице американское посольство выдало письмо с разрешением на въезд (за 50$ США). Плохая новость – посольство Китая отказало мне в просьбе помочь. Я все же решил вернуться вместе с ней и снова попытаться проехать. К сожалению, мы не смогли вернуться на КПП вовремя, и нам пришлось на два дня остаться в Эль-Арише.

    В воскресенье утром мы отправились к КПП. Там столпилось много жителей Газы,  желающих проехать домой. Ситуация была неясной. Мы встретили здесь делегацию Совета по делам Европы и Палестины ( CEPR ) и гуманитарную колонну из Шотландии. Делегации CEPR , состоящей их представителей различных европейских стран, удалось проехать до полудня. А гуманитарной колонне из Шотландии отказали, несмотря на то, что все документы были в порядке.

    В 11 часов дня почти все жители Газы прошли контрольно-пропускной пункт, и пограничники обратили внимание на нас. Как ни печально, нам снова отказали во въезде. Причем не только мне, но и моей спутнице. На этот раз они заявили, что ее имени нет «в компьютерных данных». Уже позже приятель-американец, которому тоже отказали во въезде, рассказал ей, что нужно обращаться в посольство своей страны, чтобы те в свою очередь связались с министерством иностранных дел и сотрудниками разведки и включили наши имена в список.

    Можно смириться с тем, что нам, иностранцам, отказывают во въезде в страну. Но мы здесь встретили палестинцев, имеющих иностранное гражданство и паспорта и желающих навестить своих родственников. Им тоже отказали, и они были вынуждены въехать в Газу через опасные туннели.

    После возвращения в Каир я несколько недель пытался связаться с египетским консульством в Гонконге, с министерством иностранных дел, с посольством, но все безрезультатно.

    Считается, что  КПП «Рафах» «постоянно открыт». Как можно заметить, блокада лишь дала трещину, но так и не прекращена.

    После третьей тщетной попытки проехать в Сектор Газа, я решил воспользоваться неофициальным туннелем.

    Конечно, вся эта ситуация выглядит удручающей, особенно если ты привык к западному порядку. Хотелось бы обратиться к иностранцам, которые собираются отправиться в Газу: нужно иметь огромное терпение и понимать, что египетские и палестинские власти иногда и хотят помочь, но у всех свои трудности.

    Правда, жители Газы, живущие в условиях жестокой блокады, не думают сдаваться.

    (Хочу воспользоваться возможностью и сказать огромное спасибо палестинцам из Газы (в том числе двум Мухаммадам в Эль-Арише), которые,  несмотря на все трудности, помогали мне и моей спутнице и сделали все, чтобы я смог приехать в Газу).