Об антиклерикальной тенденции в литературе, или пример интеллигентского хамства

Шестидесятник, литературный критик и бывший министр культуры России г-н Сидоров, оказывается, опубликовал в "Знамени" "Записки из-под полы". Это было в декабре прошлого года.

Один доброхот на днях принес мне этот номер - ради кусочка, посвященного мне.
Публикую здесь этот кусок - дабы авторы блога могли, если захотят, выбрать сидоровскую или мою позицию.

А теперь - СИДОРОВ!

"Виталий Третьяков в “Известиях” (03.07.08) решил вступиться за РПЦ, обороняя ее от вольтерьянцев. Вот что он пишет: “Сегодня церковь все чаще выступает как едва ли не единственный (кроме плохо справляющегося с этим образования) влиятельный институт защиты высокой культуры и классического искусства от массового невежества и пандемии масскультуры. Парадоксально то, что многие, а в последние два-три столетия едва ли не большинство произведений классического искусства было либо антирелигиозным либо антиклерикальным”.

Стоит подумать, чего больше в этих словах — невежества или политики? И того, и другого хватает. Вопреки просвещенному автору многие высокие создания классического искусства (берем только русские примеры) в последние два столетия как раз и пронизаны христианским (православным) духом и отнюдь не враждебны церкви — Достоевский, Гоголь, Александр Иванов, Поленов, Лесков, Чайковский, Рахманинов, Свиридов, Пастернак, Ахматова, список можно длить и длить.

Что же касается РПЦ, то ее сегодняшняя защита культуры и искусства то и дело выливается в повсеместное стремление вытеснить музейные собрания из храмов и палат, завладеть утраченной ранее собственностью, что было бы и справедливо и уместно, если бы благочестивая власть одновременно предоставляла вытесняемым сносные помещения для переезда. А до той поры по необходимости поощряла бы совместное договорное использование вышеупомянутых объектов церковного зодчества. К несчастью, этого почти не происходит. Собственность в России (как и квартирный вопрос) могут испортить и обратить в свою противоположность самые благие намерения.

К сказанному стоит добавить, что “пандемия масскультуры”, по изящному выражению Третьякова, распространяется во многом благодаря отечественным средствам массовой информации, где не последняя роль принадлежит все тому же известному автору, воспитателю юной журналистской смены. И никакая церковь не в состоянии будет противостоять лавине распространения “массового невежества”, если господин Третьяков-со-товарищи эту благородную миссию не разделят с ней."

А теперь и сам хотел бы кое-что по поводу этого текста сказать.

О ТОВАРИЩЕ СИДОРОВЕ, литературном критике

Богоборческий дух - одна из основ европейской культуры эпохи Просвещения, продолжающейся, между прочих, до сих пор. Западноевропейская литература в этом смысле антирелигиозна и антиклерикальна по преимуществу. А классическая русская литература фактически и календарно рождена в расцвет философии и литературных традиций Просвещения.

Тов. Сидоров сам упоминает "вольтерьянцев", то есть Вольтера - одного из главных богоборцев и критиков церкви в Европе. Вольтер был одним из кумиров русских писателей и русской интеллигенции.

Использование религиозных тем и сюжетов, особенно в изобразительном искусстве, естественно, продолжалось. Так что это - отдельная тема.
Споря со мной и обвиняя меня в невежестве, Сидоров дает крайне куцый (на целых два века) список русских писателей, художников и композиторов, чьи произведения верны "христианскому духу и не враждебных церкви". И это понятно - ведь длинным этот список быть не может.

Хотя что такое "христианский (православный) дух" Сидоров не уточняет. Видимо, не знает. Ведь для одних и коммунизм (марксизм-ленинизм) естественное продолжение христианства. Для других и Михаил Булгаков богохульник.

Более чем показательно, что в списке Сидорова нет одного из самых известных религиозных русских писателей (беллетристов) - Ивана Шмелева. Итак, на десять имен, приводимых Сидоровым (зачем в этом списке художник Поленов? - потому что в его пейзажах есть церкви?), я приведу список противоположный, причем только писателей:

Пушкин, Грибоедов, Гончаров, Тургенев, Герцен, Некрасов, Лев Толстой (очевидно антиклерикален, хотя и религиозен), Чехов, Горький, Алексей Толстой, практически все писатели, вышедшие из Одессы, Булгаков, Платонов, Шолохов, Маяковский... Далее почти все из тех, кто не оказался в эмиграции (кроме деревенщиков, да и то не всех).

Последнее. Мало того, что тов. Сидоров извращает то, чем занимаюсь я (меня он после одного жизненного эпизода не любит). Он даже в творчестве своих лучших друзей не очень ориентируется. Из ближайших (с молодости) личных друзей товарища Сидорова, поэзию которых он изучал, описывал и которой восхищался, - Ахмадулиной, Вознесенского, Окуджавы, Евтушенко и Рождественского - два последних в богоборческом списке очевидно; Окуджава - большей своей частью. Вознесенский грешил богоборчеством и антиклерикализмом только в молодости. И лишь Белла Ахмадулина не имеет на сей счет грехов.

Является ли, по своим текстам, христианином (по духу) сам товарищ и господин Сидоров? Сомневаюсь. Но утверждать наверное не берусь...

И почему дожившие до сегодняшнего дня шестидесятники такие злые и некомпетентные?