Владимир ЧУРОВ: "У нас великолепный избиратель!"
Интервью с председателем Центризбиркома России
- Владимир Евгеньевич, в чем специфика подготовки нынешних выборов в Госдуму в отличие от предыдущих? Как нарастающий градус общественной критики в адрес правящей партии влияет на работу ЦИК?
- Сначала отвечу на второй вопрос. Никак не влияет. И что такое «градус общественной критики в адрес правящей партии»? Для Центризбиркома, независимого государственного органа, нет ни правящей партии, ни оппозиции. Есть 7 избирательных объединений - «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело», вступивших в кампанию по выборам в нижнюю палату Парламента, а также по выборам депутатов 27 законодательных собраний субъектов РФ.
Специфика подготовки нынешних выборов определяется прежде всего изменениями в законодательстве. Наиболее крупное из них - появление нормы «5-7», когда партии, набравшие 5 процентов, но не дотянувшие до 6, получают по квоте 1 место в парламенте. Тем, у кого не менее 6, но не достигшим 7, выделяется 2 места. Фактически это переходная норма, ведь Государственной Думой уже принят в первом чтении закон о том, что в 2016 году мы будем избирать Госдуму с 5-процентным барьером.
Еще одна новация - изменение порядка сбора и снижение с 200 до 150 тысяч количества подписей, которые необходимо собрать трем избирательным объединениям, ныне не представленным в Госдуме. Они собираются не менее чем в половине субъектов РФ, причем в каждом не более 5 тысяч. К телеканалам, которые станут предоставлять бесплатный эфир, прибавился телеканал Россия 24. Плюс бесплатные площади в газетах с госстатусом и неспециализированных изданиях. Прочие издания могут предоставлять свои площади для ведения агитации на платной основе.
По сравнению с выборами 2007 года на избирательных участках разрешено применять видеосъемку как самим избирательным комиссиям, так наблюдателям от избирательных объединений и аккредитованным журналистам. Шире будет использоваться техника – комплексы, сканирующие обычные бумажные бюллетени, и комплексы безбумажного голосования. В этом году мы оснастим такой техникой чуть более 5 процентов, а к 2015-му году таких участков будет более 65 тысяч, что охватит без малого 96 процентов избирателей страны.
- Каким образом будет обеспечено наблюдение за проведением выборов?
- Мы ожидаем до 500 иностранных наблюдателей, в прошлый раз их было 400. Это значительно больше, чем приглашает большинство государств мира. Во Францию ОБСЕ направляет 11 человек, столько же в Великобританию, в США на президентские выборы – около 60. К нам, в ряд стран СНГ – Украину, Азербайджан, Белоруссию, а также в Сербию, Боснию-Герцеговину, Македонию и Черногорию они ездят сотнями. Надеемся на их квалифицированность и объективность. Свой статус международные наблюдатели получают только после аккредитации в ЦИК. Уже не говорю о множестве (до 500 тысяч!) наблюдателей от избирательных объединений, участвующих в кампании. Представители всех партий будут наблюдать и за ходом голосования, и за вводом протоколов в систему ГАС Выборы - в соответствии с законодательством будут организованы контрольные группы по вводу данных результатов голосования в систему. Не председатель ЦИК России, а они первыми увидят результаты.
- Есть ли изменения в порядке формирования избирательных комиссий?
- Они коснулись избиркомов муниципальных образований, которые в федеральной кампании не участвуют.
Избирательные комиссии комплектуются не только на базе предложений избирательных объединений, но и иных общественных организаций. Исключение – ЦИК: 5 членов назначаются Президентом РФ, 5 – Госдумой, 5 – Советом Федерации. В регионах по-другому. Половину назначает губернатор по рекомендациям избирательных объединений и общественных организаций, вторую половину - законодательное собрание субъекта. При этом в каждой половине не менее одного места – за ЦИКом.
- Такая вертикаль получается.
- Я бы не сказал, что это административная вертикаль. Я вот даже выговор им объявить не могу. При формировании комиссий партийные принципы не очень существенны. Интересы партий в ней представляют члены комиссий с правом совещательного голоса, делегируемые от каждого избирательного объединения – участника выборов. В ЦИК таких 5 – от всех парламентских фракций и «Яблока».
- Что нового появилось в работе ЦИК?
- За прошедшие 4 года мы активизировали обсуждение с политическими партиями, общественными объединениями и журналистами процесса подведения итогов избирательных кампаний, правоприменительной практики и выработки нормативных документов. Все это повышает гласность и открытость выборов. С февраля 2011 года в Интернете идет полная трансляция заседаний ЦИК, без купюр.
- На прошлых выборах было много жалоб на нарушение процедуры подсчета голосов избирательными комиссиями. Будете ли Вы усиливать это «слабое звено» и если да, за счет чего?
- Ну нельзя говорить «слабое звено». Подсчет голосов производят только участковые избирательные комиссии. Ни ЦИК России, ни избирательные комиссии субъектов РФ, ни территориальные комиссии. Они получают сначала в электронной, а спустя какое-то время в бумажной форме данные протоколов участковых избиркомов. За введением данных осуществляется строгий контроль. Затем делается распечатка, которая еще раз сверяется с бумажным оригиналом. Во время проведения процедуры ввода данных протоколов участковых комиссий не менее двух раз проверяется совпадение цифр в этих двух формах. После 4 декабря журналисты могут взять данные протоколов любой избирательной комиссии на сайте ЦИК России и сайтах субъектов и сами пересчитать итоги.
Одна из партий обычно ведет параллельный подсчет по копиям протоколов, которые им приносят их наблюдатели. Доводит дело до 30-40 процентов от общего числа и закрывает данный счетчик на своем сайте. Расхождения обычно не достигают и сотой доли процента. Правда, потом откуда-то появляются жалобы с совершенно другими копиями протоколов… Поэтому мы уделяем огромное внимание низовому и главному звену избирательной машины, в котором работает около 1 миллиона человек. …Их члены трудятся на добровольной основе, в этот период их нельзя уволить с основного места работы, они получают дополнительную почасовую, и немалую, оплату. Теперь в 2 раза больше, чем раньше. Речь об участковых и территориальных избиркомах, но не о ЦИК, нам не повышают зарплату несколько лет.
Что касается жалоб на работу комиссий. Из них подтверждается порядка 10 процентов, при том, что само их число ничтожно относительно количества избирательных участков – от 300 до 500 на несколько десятков тысяч. Так показывает статистика по Единым дням голосований, проводимым с 12 октября 2008 года.
- За счет чего обеспечивается чистота и прозрачность избирательной кампании?
- Факторов много. В том числе и современное техническое оснащение. Ну о ГАС Выборы уже много говорилось. Это информационная система, передающая данные по выделенным, защищенным каналам. Передача данных в ней дублируется. К 2015-му году в системе будет ввод данных непосредственно на каждом участке. За ней юридически значимый электронный протокол и еще целый ряд функций (ведение регистра избирателей, служебная переписка). К жалобам зачастую прикладываются фальшивые копии протоколов, неизвестно где и кем полученные.
Уже год ведется следствие по поиску тех, кто напечатал найденные год спустя выборов на обочине 6 пачек поддельных бюллетеней в нештатной упаковке. На самом деле настоящий бюллетень подделать практически невозможно, потому что он защищен лучше, чем наши деньги. Специальная марка, 18 степеней защиты. А открепительные удостоверения теперь являются документами строгой отчетности. Их выдача производится на избирательном участке по спискам избирателей, которые содержат паспортные данные, идентифицирующие избирателя. Также любой гражданин РФ, обладающий избирательным правом, может воспользоваться интернет-сервисом на сайте ЦИК России и сайтах субъектов РФ и получить информацию о номерах и адресах избирательных участков, где он включен в списки избирателей.
Второй компонент техники - комплексы для электронного голосования КЭГ и комплексы обработки избирательных бюллетеней КОИБ. Их образцы для представления общественности уже есть во всех регионах. Всё обновлено – серверы, компьютеры. Я в Ярославле попытался запихнуть в КОИБ толстый 5-миллиметровый картон.
Машина обругала меня женским голосом, а когда я все же просунул его, сжевала и не засчитала. Она больше одного стандартного бюллетеня не принимает.
В плане технической оснащенности мы мало кому из зарубежных стран уступаем. Похожее оборудование внедряется в Южной Корее, в Германии аналогичная техника чуть похуже нашей. Например, наши комплексы для электронного голосования специально разработаны на микроконтроллерных схемах, что не позволяет их перепрограммирование в ходе голосования и подведения итогов.
- Есть такие попытки?
- Свежий пример. В конце минувшего года один поставщик пытался поставить для ГАС Выборы комплектующие, позволяющие осуществлять дистанционный доступ. Но у нас надежная проверка. Контракт был тут же расторгнут, а неустойка выплачена без звука. ГАС Выборы – надежная система. Она ни разу не выходила из строя даже на несколько секунд. В любой избирательной системе очень важен принцип непрерывности ввода информации при подсчете голосов. Малейший сбой вызывает подозрение в чистоте выборов.
С нашей помощью были, например, организованы информационные центры на выборах в Южной Осетии и Абхазии. На европейском уровне, чему поразились иностранные наблюдатели. Когда соседи нарушили в 4 часа утра в Южной Осетии все обычные виды связи, была включена резервная – благодаря низкоорбитальной группе российских спутников. Иначе бы возникли разговоры о махинациях.
Бывают нарушения со стороны избирательных объединений и отдельных кандидатов. Кто-то же подбросил в кабину на выборах в Волгоградской области ручку с исчезающими чернилами. Получил громадный пиар – 1000 публикаций. Но зато когда в последний Единый день голосования в одном регионе подложили сразу 30 таких ручек, фокус не прошел. Мы отработали методику по проверке каждые 15 минут пишущих инструментов. Часть ручек передана в следственные органы для снятия отпечатков, часть – в наш музей.
- Центризбирком часто упрекают за то, что он якобы создает режим наибольшего благоприятствования для партии власти. Оппозиция жаловалась на неравное предоставление телевизионного времени. Что изменится в этом смысле в 2011 году?
- Опять же нет для нас партии власти, как и в Конституции РФ нет такого понятия. Значит, бесплатная агитация – поровну. Партиям предоставлен равный доступ к СМИ, но одна делает упор на наружную рекламу, другая – на печатную агитацию, третья – на телевизионную, а четвертая ходит по домам. Здесь никакой уравниловки быть не может ни в одной стране.
Наш межвыборный период можно назвать прекрасным и уникальным. Где еще, кроме России, есть закон о равном информировании населения политическими партиями? Благодаря ему за последние два года они получили тысячи часов на государственных общедоступных телеканалах ВГТРК и региональных телеканалах. Некоторые партии выступают еще и на других каналах, что законом не возбраняется. Ну что делать, если у одной больше, а у другой меньше денег? На улицах Москвы, вы знаете, чья реклама сейчас превалирует.
- Сколько избирателей, по вашим прогнозам, придет на выборы?
- Предельная явка по всей стране при самой максимальной работе политических партий, журналистов и избиркомов не может быть выше 80 процентов. 100-процентной нет ни в одной стране, даже где полицейское голосование, как в Австралии, Бельгии, Греции, Перу. Там за неявку штраф, а в США даже могут на следующий год исключить из электоральных списков. И все равно 8-10 процентов не ходит.
У нас в стране с 9-ю часовыми зонами нужно еще 10-12 процентов неполученных голосов списать на большие расстояния. Около 1,5 миллиона человек будут в поездах дальнего следования и самолетах и не все из них возьмут открепительные удостоверения. К слову, их всего будет отпечатано 2,6 миллиона, а воспользуется ими около 2. У нас сейчас политическая активность на 5-6 процентов выше, чем в предыдущий цикл. И моя осторожная надежда – не менее 60 процентов явки. Хотя на судах дальнего плавания, в горных селах, на малочисленных участках может быть и 100.
Задача ЦИК – обеспечить максимальную явку. На нее работают три фактора – политические партии, СМИ и ЦИК. Наше дело – предоставить россиянам получение базового набора информации – о партиях и кандидатах. Мы также много внимания уделяем проблемным категориям избирателей – их 13. Нужно, чтобы они все имели возможность проголосовать. Скажем, студенты. Сложнейший контингент. Среди них достаточно иногородних. Зарегистрированы в общежитии, живут на частных квартирах.
Особая статья – инвалиды, которыми раньше никто не занимался. Принята новая законодательная норма о предварительном информировании Пенсионным Фондом избирательных комиссий о количестве инвалидов в данном регионе.
ЦИК вместе с исполнительной властью разработал программу «Дорога на участок». В рамках ее волонтеры проходят путь от избирателя-инвалида до будущего участка и составляют маршрутную карту, отмечая ступеньки, поребрики, незвучащие светофоры, узкие двери лифта и другие препятствия для движения колясочников или слабовидящих избирателей. На участке для них имеются лупы, Брайль, пандусы, более крупный шрифт на плакатах, низкие столики в голосовательных кабинах. Уже сейчас из 11 миллионов российских инвалидов 3,5-4 миллиона регулярно голосуют, чем мы гордимся. Но преображение окружающей среды, к сожалению, зависит не только от нас. Вот где резерв повышения активности электората.
- Что делается для противодействия проникновению криминала в ряды избирательных комиссий и кандидатов?
- Избирательные комиссии очень тщательно проверяют представленные кандидатами сведения. Это трудоемкая задача. В октябре 2010 года на голосованиях всех уровней выдвигалось рекордное число кандидатов - 108 тысяч!
Во Владимире на выборах в марте этого года баллотировались более 200 ранее судимых. Закон позволяет, если судимость погашена или дана за совершение преступлений, не относящиеся к тяжким или к особо тяжким.
Партии сами стараются избавиться от сомнительных людей, хотя у нас довольно либеральное законодательство. В ряде штатов США, например, любой когда-либо осужденный пожизненно лишен права баллотироваться. Несколько лет назад Дмитрий Медведев поставил задачу проверки кандидатов всех уровней, что мы делаем в тесном сотрудничестве с МВД и другими органами. Заслон криминальным личностям поставлен. Если даже человек каким-то путем сумел убрать себя из региональной базы, с федеральной это не получится.
- Во сколько обойдутся стране выборы 4 декабря?
- Наши выборы – одни из самых дешевых в Европе, где-то на уровне Испании и Португалии. На избирателя будет затрачено 70 рублей (в 2007-ом - 40). Сильно возросли расходы на транспорт в отдаленных местностях. 98 процентов из выделенных 7 миллиардов рублей мы уже перечислили в субъекты РФ – под камерами ТВ. ЦИК – единственный госорган, который столь открыто работает с финансами. У нас очень небольшое ведомство с бюджетом около 4 миллиардов рублей на 5,5 тысячи сотрудников по всей стране, из которых 3,5 тысячи - системные администраторы.
- Как вы думаете, выборы – это для гражданина праздник или тяжкая повинность?
- Конечно, праздник. Наша избирательная система - это большая ценность! Не все еще это понимают. Сама подготовка дает представление об успехах страны. У нас с прошлых выборов за счет увеличения продолжительности жизни число избирателей выросло на 400 тысяч человек. Сегодня их 110 миллионов. Россия прибавила в экономике с точки зрения инвестиций. Иначе бы не пришлось открывать 15 дополнительных избирательных участков в Сочи на олимпийских стройках, для 35 тысяч избирателей на объектах АТЭС во Владивостоке, на сооружении порта в Усть-Луге и восстановлении Саяно-Шушенской ГЭС.
Мы работаем на позитиве, поэтому и все слоганы ЦИК жизнеутверждающие, оптимистичные: голосуй за будущее, выбирай на отлично, а наша «инновационная галочка» для бюллетеня метко названа птицей счастья. У нас великолепный избиратель, активность которого возрастает с каждыми выборами. Я уверен, что голосование 4 декабря, где на всех уровнях будет выдвинуто до 50 тысяч кандидатов, и когда мы впервые изберем федеральный парламент на 5 лет, пройдет успешно.
Фото Юрия Паршенцева.
Полностью опубликовано в «РФ сегодня», № 18, 2011 г.
Комментарии