Вот против кого восстал сегодня Прохоров : Владислав Сурков...

Доподлинное место рождения Владислава Суркова ( российского государственного деятеля, первого заместителя Руководителя Администрации Президента России) неясно. По данным сайта Президента России, Владислав Сурков родился в селе Солнцево Липецкой области. По другим данным — в селе Дуба-Юрт Чечено-Ингушской Автономной Республики. В интервью журналу Der Spiegel Сурков заявил, что он первые пять лет прожил в Чечне, а его отец — чеченец.

Мать — Суркова Зоя Антоновна, 31 мая 1935 года рождения, приехала в Дуба-Юрт в 1959 году по распределению после окончания Липецкого педагогического института на работу в дуба-юртскую школу.
Отец — Дудаев Андарбек Данильбекович, по некоторым данным, как и мать тоже работал учителем в дуба-юртской школе.
Как предполагают журналисты некоторых изданий, имя Владислава Суркова при рождении — Дудаев Асламбек Андарбекович. Согласно же расследованию газеты «Известия», при поступлении в школу и институт он именовался Владислав Юрьевич Сурков, и на то же имя получил паспорт, из чего автор статьи в «Известиях» делает вывод, что у Суркова всегда были эти имя, отчество и фамилия.
После развода родителей в возрасте пяти лет остался с матерью и переехал в город Скопин Рязанской области.


Просочившиеся в печать сведения о раннем периоде его биографии весьма скудны. Известно лишь, что он успел поработать токарем, одно время был безработным, затем подвизался в роли руководителя самодеятельного театра. Тратить годы на "правильное обучение" в вузе Сурков не стал, но много занимался самообразованием (историей, политэкономией, философией). А когда появилась соответствующая необходимость, получил диплом Международного университета, созданного попечением знатного демократа Гавриила Попова и отменно приспособленного для одаренных, но при том сильно занятых молодых людей.


Как подобает истинному "самообразованцу", Владислав Сурков, говорят, на досуге занимается литературным и музыкальным сочинительством "для души". Он любит иногда щегольнуть изысканным поворотом мысли, ошарашить собеседника неожиданной цитатой (например, из Троцкого). Но при этом он отнюдь не склонен давить собеседника интеллектом. На некоторых собеседников (особенно из удалой журналистской братии) Сурков производил впечатление человека весьма скромного и даже застенчивого. Эдакий чиновник-интеллигент, смущенный самим фактом своего пребывания на высокой руководящей должности.


По-настоящему же кукловодческие таланты Суркова раскрылись в начале 2000 г. в работе с новоизбранным депутатским корпусом. В результате декабрьских выборов в парламенте появился мощный проправительственный блок "Единство", силу которого удалось существенно увеличить, сформировав из соответственно "окученных" одномандатников вполне управляемую группу "Народный депутат". Но оба эти объединения большинством в Думе не обладали.

В связи с таким раскладом многие ожидали, что Кремль сделает ставку на коалицию проправительственных депутатских формирований с фракцией "Союз правых сил", а при решении конкретных вопросов к этому альянсу будут подтягивать тех или иных временных союзников из фракции ОВР, группы "Российские регионы", а также из числа независимых.

"Правосиловики" уже предвкушали возможность реального влияния на правительственную политику - вплоть до министерских постов, которые можно было вытребовать в обмен на парламентскую поддержку.
Но Владислав Сурков все повернул самым неожиданным образом. "Правоцентристская" схема была им отвергнута, вместо нее возник ситуативный союз "Единства" и "Народного депутата" с КПРФ. Коммунисты ликовали - им вновь достался пост спикера Госдумы, они получили руководство в 11 комитетах. При этом "медведям" и "нардепам" достались 12 комитетов - в том числе большинство ключевых (в отличие от того, что дали представителям КПРФ).

И сейчас фракцию КПРФ трудно называть оппозицией - это уже неотъемлемая (хотя и несколько "маргинальная") часть партийно-парламентского механизма обслуживания исполнительной власти.
Оперативно выдрессированную и надлежащим образом выстроенную Госдуму затем использовали для "наката" на верхнюю палату, в ходе которого был утвержден пакет законов об укреплении вертикали власти (частично - по согласованию с сенаторами, частично - через преодоление их вето конституционным большинством нижней палаты).

При этом самому Суркову довелось лишь направлять в нужное русло державнический энтузиазм думцев да изредка прессовать отдельных сенаторов, подбирая к каждому из них соответствующий "ключик".
Демонстрировавшийся Сурковым политический "хай-тек" является естественным развитием разносторонней технологии воздействия на партнеров, сформировавшейся в российском предпринимательском сообществе по ходу построения отечественного "капитализма с нечеловеческим лицом". При этом все, кому довелось иметь дело с могущественным заместителем главы АП, отмечают его неизменную четкость и обязательность в делах (в отличие от безалаберности, присущей весьма многим деятелям отечественной политики и бизнеса): "если Слава дает слово, то это железно".

На данный момент Владислав Юрьевич Сурков —
первый заместитель руководителя администрации президента России;
заместитель председателя комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте РФ;
руководитель рабочей группы по разработке проекта территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов;
член президиума совета по развитию информационного общества в Российской Федерации при президенте РФ;
член совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве РФ;
координатор межправительственной американо-российской комиссии по вопросам гражданского общества.

В 2005 году немецкий журнал Der Spiegel сообщил, что по итогам опроса российской элиты Владислав Сурков является вторым по влиянию человеком в стране. В рейтинге ведущих политиков России, который рассчитывается по заказу «Независимой газеты», Сурков в 2008 году занимал третье место, а в 2009 переместился на четвёртое.
СМИ (как российские, так и зарубежные) традиционно называют Владислава Суркова «главным идеологом Кремля», «кремлёвским гуру», и «серым кардиналом России».
По итогам 2009 года Сурков задекларировал доходы в размере 6,3 млн руб. (его супруга — свыше 56 млн руб.).

В 2004 году Путин назначил Суркова своим помощником с сохранением поста заместителя главы администрации. Владиславу Юрьевичу было поручено возглавлять Управление по внутренней политике и курировать вопросы федеративных и межнациональных отношений. В поле обязанностей чиновника входили также обеспечение взаимодействия президента с парламентом, центральной избирательной комиссией, политическими партиями, общественными, религиозными и профессиональными объединениями, СМИ.

С момента своего прихода в Кремль Сурков курировал целый ряд крупных политических проектов. СМИ приписывают ему работу по созданию в 1999 году прокремлёвского предвыборного блока «Единство», парламентской группы «Народный депутат» и слиянию блоков «Единство» и «Отечество — Вся Россия» (ОВР) в партию «Единая Россия» (ЕР).[1] Заслугой Суркова называют и победу ЕР на выборах 2003 года.[1]

Сам чиновник признаёт своё участие в создании ЕР.

Он оценивает эту партию как правоконсервативную, представляющую «либеральные и консервативные ценности, в специфическом российском их понимании», и отмечает как сильные, так и слабые её стороны. Так, Владислав Юрьевич не согласен с тем, что «Единая Россия» неэффективна или бюрократична. В партии есть яркие личности, и её сила — в единстве позиции по принципиальным вопросам российской политики. Главной же проблемой ЕР Сурков считает приток в её ряды членов, которые руководствуются вовсе не соображениями идеологии.[5]

Как сообщает политолог Александр Казаков, ещё на заре формирования ЕР Владислав Сурков указывал на промахи в её работе, особенно на идеологическом фронте:[17]

В 2008 году в России возникла новая партия правого толка — «Правое дело». Один из лидеров «Правого дела» Борис Надеждин признался, что «модератором процесса» создания новой партии является администрация президента и лично Владислав Сурков как отвечающий за партийное строительство в стране. Надеждин подчеркнул, что ему понятна логика действий Суркова: «Я думаю, что целью… Суркова в данном случае было придать некий совершенный законченный вид российскому политическому спектру… То есть на выборах полностью отсутствуют парламентские партии правого спектра».

Наблюдатели отмечают также непосредственное участие Владислава Суркова в создании прокремлёвских молодёжных движений «Идущие вместе» (2000 год), «Наши» (2005 год) и ряда других.[1] Так, появлению «Наших» предшествовала закрытая для прессы встреча Суркова с лидерами нового движения во главе с Василием Якеменко.[1]


Политологи Глеб Павловский и Павел Данилин считают, что основной задачей создания движения «Наши» было противостояние угрозе «оранжевой революции» в России, и с этой задачей «Наши» и другие лояльные Кремлю молодёжные структуры успешно справились.


В 2006 году Сурков ввёл в политический обиход новое понятие — «суверенная демократия». Впрочем, точно неизвестно, является ли Сурков автором термина, поскольку впервые о суверенной демократии в печати заявил Василий Якеменко ещё в 2005 году.[1]

Так или иначе, в дальнейшем этот термин получил в статьях и выступлениях Владислава Суркова подробную идеологическую разработку, что закрепило за ним образ «главного идеолога Кремля». Эксперты оценивают понятие суверенной демократии как ключевое для всей идеологической концепции Владислава Суркова.[15] Первоначально политик определил суверенную демократию через противопоставление «управляемой демократии», трактуемой им как политическая система, управляемая извне.[1]

Философ и политолог Вадим Цымбурский отмечает, что обычно под «управляемой демократией» понимают «демократию имитационную, когда общество не контролирует властной верхушки, поскольку волеизъявления общества… в основном разыгрываются правителями себе в поддержку». Но Сурков дал новое толкование этому термину:[36]


Алексей Чадаев называет Суркова «демиургом» того, что происходит на российской политической сцене. Чадаев отмечает, что долгое время Сурков предпочитал оставаться за кулисами, однако в 2004—2005 годах постепенно превратился в публичного политика, так что его даже стали рассматривать как одного из возможных преемников Владимира Путина на президентском посту.

Неожиданный выход Суркова на публичную сцену, по Чадаеву, был обусловлен тем, что «зрители» утратили интерес к «куклам» и хотели видеть «кукловода».[48]

По мнению Чадаева, усилия Суркова по созданию национальной идеологии очень важны: «нас „заела“ необходимость в некой абстрактной идеологеме. Потому что дальше невозможно без конца рассказывать сказки из серии: не верьте словам, верьте только делам». Появление в России своей политической идеологии исправляет сложившуюся ненормальную ситуацию, когда политика подменяется политическими технологиями.[45]

Проблема же Суркова, по Чадаеву, в том, что на самом деле он не фанатик той идеологии, которую проповедует. Время требует от него быть идеологом и фанатиком, и «циник» Сурков пытается искусственно переделать себя из соображений целесообразности.

Отсюда печальный результат: российская политическая система напитана «внешней», искусственной энергией.[48]

Андрей Ашкеров близок к выводам Чадаева, когда говорит, что в случае Суркова за маской идеолога скрывается человек без убеждений: «Наступает время идеологов, для которых их занятие — алиби. Алиби, позволяющее скрывать брезгливость по отношению к любым формам убеждённости и веры».

В западных СМИ Суркова порой пытаются представить как «главного рекламщика Путина», помогающего последнему строить в России диктатуру.[13][9] В адрес политика звучат обвинения, что созданная им идеология лежит в основе российского «неоавторитаризма», а подконтрольное ему движение «Наши» борется с оппозицией хулиганскими методами.[8] «Сурков олицетворяет собой откат от демократии, произошедший в путинскую эпоху», — такой итог деятельности Владислава Суркова в Кремле подвела газета The Guardian (Великобритания) в начале 2010 года.[52]

В декабре 2009 года свыше шестидесяти конгрессменов США подписали адресованное президенту Бараку Обаме письмо, в котором потребовали от Белого дома отказаться от работы в российско-американской межправительственной комиссии по вопросам гражданского общества, поскольку с российской стороны её возглавляет Владислав Сурков, «участвовавший в установлении курса на репрессии и недемократичность».[52] Впрочем, администрация Обамы не приняла эти требования, а помощник президента Майкл Макфол заявил, что разногласия вокруг фигуры Суркова преувеличиваются.


Сурков же, сколь ни экстравагантный образ ему создали — не фанатик. Он… идеологичен настолько, насколько требует время… Он трудится сегодня в поте лица, возгоняя волну и запитывая энергией подшефную себе политическую систему; но даже невооружённым глазом видно, что эта энергетика — внешняя и заёмная, как путинизм «Наших».

Циник, мучительно пытающийся переделать себя в фанатика из сугубо рациональных соображений — это собирательный портрет всей российской политики текущего момента.
Алексей Чадаев, политолог. Русский журнал, 19 июля 2005 года.

Сегодня влияние Суркова на общественное мнение страны осуществляется по двум основным каналам: путём контроля над медиа (прямая связь) и через сформированный им экспертный пул (обратная связь). Степень централизации этого процесса, судя по всему, чрезвычайно велика. Таким образом, конкретный чиновник из плоти и крови всё больше превращается в государственный институт, главной задачей которого является осуществление коммуникативных функций власти.
Кирилл Бенедиктов, политолог. Русский журнал, 26 марта 2009 года.

В.Сурков напомнил озверевшим материалистам и постмодернистам о том, что есть духовные ценности и что не только деньги определяют поведение человека и человеческого сообщества.
Максим Шевченко, журналист, политолог. Кремль.org, 17 марта 2009 года.