«Чтобы избежать повторения трагедий, надо вкладывать деньги и силы в образование»

Павел Салин, Марина Зурабова, Наталья Миронова и Ярослав Кабаков о том, почему в российских вузах учатся троечники

Министерство образования России намерено пересмотреть принцип выделения бюджетных мест вузам. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко пообещал сократить количество бюджетных мест тем из них, где по результатам ЕГЭ на обучение за государственный счет набрали большое количество «слабых» студентов. Такое заявление он сделал по результатам ежегодного рейтинга качества вузов, представленного накануне Высшей школой экономики. Он был составлен на основе среднего проходного балла ЕГЭ, который потребовался абитуриентам для поступления. Как оказалось, в ряде учебных заведений на бюджетных местах оказались троечники, причем обучаться они будут в основном инженерным специальностям. Может быть именно в этом кроется причина катастроф и упадка нашей авиационной и космической отрасли? Не внесло ли свой вклад в этот упадок введение ЕГЭ? С этими вопросами «АиФ» обратился к своим экспертам.

Павел Салин, эксперт Центра политической конъюнктуры:

- Конечно, причина катастроф не в том, что идея ЕГЭ неправильна. Я это мнение на разделяю. Она еще не оказала того негативного влияния на российскую промышленность, так как ЕГЭ ввели только несколько лет назад, и те, кто поступил по нему в вузы их еще не окончили. Следовательно, не допущены они и до промышленности. Так что списывать на них катастрофы пока преждевременно. Трагические события последних месяцев в России вызваны не плохими специалистами, а всеобщей коррупцией. За деньги контролирующие и проверяющие органы готовы закрыть глаза на любые нарушения. Вскрывается все это только тогда, когда гибнут десятки, сотни людей. Таких случаев много. Я надеюсь, что в будущем ситуация с нашей инфраструктурой наладится и будет гораздо лучше. Рано или поздно людям это надоест, и они просто сметут ту власть, которая не может обеспечить им их безопасность.

Марина Зурабова, продюсер:

- Те, кто поступал в вузы за последние 2-3 года никак не могли на это повлиять. Они обычные студенты, многие из них возможно даже не работают по специальности, а кому и посчастливилось устроиться, те вряд ли принимают судьбоносные решения. Для специальностей связанных с медициной, химией, техническими направлениями и другими - должен быть просто более высокий проходной балл. И, если работать на должности менеджера может человек с любым, даже средне специальным образованием, то те, от кого зависят жизни других, должны проходить более строгий отбор и серьёзное обучение.

К тому же, школьная программа и программа ВУЗа две большие разницы.


Наталья Миронова, переводчик романов, автор современных драм:

«Я убежденная сторонница ЕГЭ по техническим дисциплинам. Большое число троечников отражает лишь уровень преподавания в стране. А что до наших катастроф, причина всегда сводится к деньгам, точнее к коррупции. Если можно за взятку выдать лицензию заведомо аварийной посудине, почему бы ее не выдать? Если можно посудину перегрузить, продав «левые» путевки, почему бы их не продать? Если можно разбавлять керосин ослиной мочой, почему бы не разбавить? Я не знаю, почему упал самолет, угробивший хоккейную команду, но уверена: причина в очередной раз сведется к коррупции в той или иной форме. Но вернемся к троечникам. Я сама в школе была троечницей. А потом в институте училась на отлично. В школе много лишних для каждого отдельного человека предметов, а вот в высшей школе преподавание более тематически концентрированное. Так что, если балл проходной, пусть учатся».

Ярослав Кабаков, к.э.н., ректор учебного центра «ФИНАМ»:

- К сожалению, наше государство в последнее время всеми силами стремится исполнить один из основных заветов либеральных мыслителей и уйти из так называемых «непрофильных» сфер. В их число входит и подготовка кадров, соответствующих запросам рынка труда, то есть высшее и среднее образование. В теории, если предоставить регулировать эту сферу «невидимой руке рынка», она будет выдавать адекватное состоянию экономики количество и качество рабочих рук. Однако на практике модель оказалась нефункциональной. Посмотрите на США: даже имея неограниченные финансовые возможности и, следовательно, возможность привлечь со всего мира лучшие кадры, Америке не удалось создать систему высшего образования, которая смогла бы сама себя воспроизводить. Им просто не хватает хороших преподавателей и даже сейчас приходится привлекать специалистов во многих областях из Китая, стран Европы и бывшего СССР.

Так что, если государство хочет обеспечить себе нормальное научно-техническое развитие во всех без исключения отраслях, ему необходимо не жалеть собственных средств и вкладывать их в образование. Это намного выгоднее, чем приобретать специалистов «на свободном рынке», поскольку может оказаться, что на рынке просто нет кадров нужного качества или что специалистов придется «заказывать» за рубежом.