Наш пастырь

На модерации Отложенный

 

 

 

 

Архиепископ Ростислав (Мельников). Современность и дух Любви.

Всматриваясь в происходящее в современном мире и, в особенности, в России, многие задаются вопросом: «Есть ли у нас дух братской любви по Евангелию? Можем ли мы твёрдо стоять в истинном Православии?».
В начале не лишне будет упомянуть одно из предсказаний святителя Игнатия Брянчанинова, которое сегодня исполняется на наших глазах: «Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден, делается скуднее и скуднее… Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная милость Божия может остановить нравственную все губящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо исполниться предреченному Писанием. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира (страстей – А.Р.), враждебных Церкви, и скорее ускорят падение Ее, нежели остановят» (свят.Игнатий Брянчанинов «Приношение современному монашеству», стр.429, т.5, СпБ, издание книгопродавца И.Л.Тузова, 1886 г.).
Эти слова как бы списаны с натуры в наше время! Ведь мы сейчас и являемся свидетелями этого «страшного и быстрого колебания Церкви». И, действительно, предпринимаемые меры заимствуются не оттуда, откуда должны были бы заимствоваться – не из духовной области, а всё из тех же «стихий мира, враждебных Церкви»: из области страстей человеческих, не помышляющих о том, что Божие, а что человеческое.
Отступление от канонов и устава Церкви, модернизация и глобализм в мире, которое усиленно и ускоренно происходит в настоящее время, мы – по многим признакам (как свидетельствуют об этом святые отцы Церкви) – уже вступили, должно предшествовать в мир противника Христова антихриста, и «увенчается» им, после чего наступит страшный период последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его. Его пришествие будет как бы необходимым следствием всей этой современной подлинно антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира. И говорить об этом – никак не значит брать на себя смелость предсказывать это время, которое согласно учению Божию, никому не известно, а говорить об этом – дабы не увлечь себя и многих под влияние околоцерковных деятелей (тех, которые повседневно у каждого на слуху), реформаторов, экуменистов и других, ищущих пути т.н. спасения социума в условиях современности. Но, в большинстве своём, такая деятельность приводит уже к духовному вакууму многих, и в особенности молодого поколения, уходу его из Церкви, упадок авторитета церковных лидеров в их глазах и многих других фактов…
Видя, что происходит в современной России и мире, некоторые адаманты веры Христовой: священнослужители, монахи, образованные миссионеры не могут ограничиваться лишь положительной проповедью истинного Православия, канонов, догматов и устава Церкви. Им приходится выступать и со словами предупреждения и обличения современных новшеств в духовности и обличения ложных учений и политики многих церковных известных лидеров. За что они и принимают венец Христов: как и гонений, оскорблений, унижений, так и во многих случаев лишением своего социального и церковного положений. Проповедь любви Евангельской друг к другу, не вражды между представителями христианских деноминаций в стране, – так и остаётся не услышанной… Проявление частой нелюбви к ним подчас приводит к тому, что многие уходят в замкнутость от внешнего мира, дабы сохранить истинность Православия и остаться чистыми в вере и служении Богу.
Что есть любовь и нелюбовь? Ведь проявлением любви должно стать полное единодушие в вопросах веры, установлений Церкви. Но, как раз такая точка зрения и является одним из наиболее разделяющих факторов. Все убеждены, что понимают устав, каноны и догматы Церкви верно. И те, кто призывает именно к их вероучебному единообразию, обычно уверены, что этим единообразием должно стать именно их «единственно верное» «истинное» учение и закон Церкви в понятии часто принимаемых поправок в устав т.н. разного рода Соборов и Синодов.
Обычно они говорят: если взгляды нашей деноминации (конкретно РПЦ МП) сформированы давно, то, как правило, они, во-первых, оказываются освящены «традицией» (именно какой и с какого времени? - А.Р.), т.е. становятся чем-то священным – ведь так верили наши отцы и деды, и наши мученики умирали за эти взгляды. А во-вторых, время позволяет сформировать приемлемое богословие, более или менее удовлетворительно подтверждающее наши взгляды, и встраивающее их в некую общую богословскую систему.
Они сформировали теологию ИХ деноминации, любая критика начинает восприниматься ими болезненно, как нападки на Истину. Ведь большинство верующих воспринимают учение Церкви как нечто целостное, и критика какой-то части воспринимается как разрушение всего базиса.

Если кто-то изо всех сил старается всем «заткнуть рот», не означает ли это того, что на самом деле его взгляд не выдерживает серьезной критики, и он это сознает или неосознанно чувствует?
Господь Иисус сказал: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф.7;3). Чаще всего этот текст понимают как неосуждение христианами друг друга в вопросах повседневной жизни. Однако же, это ещё касается и межденоминационных отношений. Тем более, что апостол Павел пишет, что все наше сегодняшнее знание не полноценно, что мы все воспринимаем как через тусклое стекло (1Кор.13;12). Более того, наша способность вынуть бревно из своего глаза вообще вызывает у некоторых серьезные сомнения. И некоторые уверили себя самих, что призыв вынуть прежде бревно из своего глаза не относится к ним самим. Ведь Иисус говорит, что своего бревна мы «не замечаем»! Т.е. мы его в принципе не видим и не чувствуем! Как же мы его можем вынуть? Поэтому лучше понимать этот текст более как призыв к осознанию собственного несовершенства, повышенной критичности к себе, и не осуждения других. Судят же всегда те, кто убежден, что каким-то образом научился видеть свои «бревна» и извлекать их, что и дает право теперь давать советы другим.
Но, осознание своего несовершенства должно вести не только к не осуждению, но и к тому, чтобы внимательно слушать других, вести уважительный диалог. Апостол Павел писал, что «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11;19), так же и в Притчах сказано «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Прит.27;17).
Так что «законоучительные» споры и разногласия не признак и не причина нелюбви. Можно дискутировать, даже очень горячо, можно критиковать друг друга, и при этом оставаться в любви. Поэтому, если кто-то говорит, что христиане разных деноминаций не любят друг друга только на том основании, что между нами имеются разногласия, или что мы спорим друг с другом, или критикуем друг друга, то это – НЕВЕРНО!
Для тех, кто осуждает и гонит исповедников и правдолюбцев, пусть знают: нас спасает не деноминации, а Христос! Только Его кровь омывает наши грехи. Не та или другая деноминация, а Он – Путь, Истина и Жизнь! Не через демагогию известных церковных лидеров, а ТОЛЬКО через Него мы приходим к Отцу!
Причиной нелюбви, конечно, является греховность. Гордыня, чувство собственного превосходства, самоуверенность, глухота к критике, стремление подчинять людей не Христу, а себе… «Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор.3;3-7).
Когда это прекратится? Это не прекратится никогда, пока не придет Христос. «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим.3:13).
Выход один: «Что тебе [до того]? ты иди за Мною» (Иоан.21:22). Бог не спросит с нас за других. Бог же спросит с нас за то, как жили мы: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим.14:12). Способны ли мы любить других, непохожих на нас, верящих не так как мы, понимающих не так как мы? Любить, и при этом оставаться самими собой, со своим пониманием, со своими убеждениями. Способными и говорить, и слушать.
Сегодня безполезно говорить о каких-то ни было реформах, о преодолении кризиса в современности, если мы не имеем в сердце Христа. Если же мы имеем в сердце Христа-Спасителя, то остальное уже всё второстепенно. Божьим домостроительством, возможно, откроется новый век, но вероятно всего, и к тому христиане должны быть готовы, что не откроется, и наш век окажется последним.
И тогда, быть может, последнее и решающее свидетельство этому веку христиане и истинно верующие принесут своею мученической кровью. И – это причина для радости, а не для печали! Ибо христианин не надеется на этот мир и на его «красоты». Его надежда – Царствие Божие, которому не будет конца. И не будем искать поддержки: и со стороны мирской власти, и со стороны «иерархов» Церкви. Ибо не покровительством тверда Церковь, а силой Господней. И примем в себя слова: «…и сохранил слово Мое, не отрекся Имени Моего. И как ты сохранил Слово Мое, то и Я сохраню тебя от годины искушений, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр.3;8,10).

 

 

24 мар 2011

Автор: Ростислав Мельников

Источник: http://kazvolga.ucoz.ru/blog/arkhiepiskop_rostislav_sovremennost_i_dukh_ljubvi/2011-03-23-29