Совсем недавно на канале «Звезда» закончился минисериал о послевоенной судьбе «маршала Победы» Георгия Константиновича Жукова. Авторы фильма дотошно и сочувственно рассказывали об активной жизненной позиции прославленного полководца и что за это бывает в Советском Союзе. Про опасавшегося жуковской популярности Сталина, злодея Берию, про группу заговорщиков из ЦК и «примкнувшего к ним Шепилова», про то, как подло поступил с маршалом Хрущев, как предали его в конце жизни практически все товарищи по оружию.
Жалко маршала.
Оба мои деда прошли войну и остались живы. Дед Николай, по отцу, воевал с «германцем» с 1914 года, был награжден «Георгием», был серьезно ранен и в 16-ом году коммисован. В полевом лазарете у него хотели отнять ногу выше колена, но старший врач госпиталя, вовремя вмешался и приказал вылечить ранение без ампутации. Дед несколько раз в красках и с выражением рассказывал, как здоровенный врачина, кричал на подчиненных: -Ногу отнять? И куда он пойдет? На паперть? Он же мужик, хлебороб -лечить!
Ногу сохранили, но хромым дед остался на всю жизнь.
Дед Иван, по маме, был призван летом 41-го и вернулся летом 45-го. Мама рассказывала, как однажды звякнула щеколда калитки и во двор родного домика, вошел отец, высокий, худой, с тощим «сидором» на плече и как плакали, они все и как обнимались.
Дед Иван, работал на войне водителем «полуторки», тоже был ранен, тоже чем-то награжден и тоже очень мало, почти ничего не рассказывал о войне. После демобилизации он занялся своим столярным ремеслом, был старостой тихого молельного дома, но умер раньше деда Николая от старых ран и болезни.
Мой отец, перед войной упросил руководство спецкурсов, и прошел в группе из 15 человек, полный цикл подготовки диверсантов- парашютистов. Упросил, потому, что группа по окончанию курса должна была призвана в армию, а отцу не хватало призывного возраста. Ни один из этих 14 ребят, с войны не вернулся.
В 41-ом, его как подростка мобилизовали в МПС, а в 43-ем, он отправился служить на Дальний Восток. А в августе 45-о, в составе Первого Дальневосточного фронта участвовал в краткосрочной компании по разгрому Квантунской армии. Тоже был ранен в живот и тоже чем–то награжден.
Я не помню, что дед Николай рассказывал о войне с «германцем», но отчетливо остались в памяти его восхищение маршалом Жуковым. Дед с упоением рассказывал, как полководец отражал, окружал и бил. Запомнился его рассказ, как маршал предоставил право освободить Варшаву самим полякам, и как у них ничего с этим не получилось.
А Жуков взял и освободил.
Совершенно секретно
Совет Министров СССР
Товарищу Сталину И.В.
В соответствии с Вашим указанием 5 января с..г. на квартире Жукова в Москве был произведен негласный обыск. Задача заключалась в том, чтобы разыскать и изъять на квартире Жукова чемодан и шкатулку с золотом, бриллиантами и другими ценностями.
В процессе обыска чемодан обнаружен не был, а шкатулка находилась в сейфе, стоящем в спальной комнате.
В шкатулке находилось:
часов - 24 штуки, в том числе золотых - 17 и с камнями - 3;
золотых кулонов и колец - 15 штук, из них 8 с драгоценными камнями;
золотой брелок с большим количеством драгоценных камней;
другие золотые изделия (портсигар, цепочки и браслеты, серьги с драгоценными камнями пр.).
В связи с тем, что чемодана в квартире не оказалось, было решено все ценности, находящиеся в сейфе, сфотографировать, уложить обратно так, как было раньше, и произведенному обыску на квартире не придавать гласности.
По заключению работников, проводивших обыск, квартира Жукова производит впечатление, что оттуда изъято все то, что может его скомпрометировать. Нет не только чемодана с ценностями, но отсутствуют даже какие бы то ни было письма, записи и т.д. По-видимому, квартира приведена в такой порядок, чтобы ничего лишнего в ней не было.
В ночь с 8 на 9 января с.г. был произведен негласный обыск на даче Жукова, находящейся в поселке Рублёво под Москвой.
В результате обыска обнаружено, что две комнаты дачи превращены в склад, где хранится огромное количество различного рода товаров и ценностей.
Например:
шерстяных тканей, шелка, парчи, панбархата и других материалов - всего свыше 4 000 метров;
мехов - собольих, обезьяньих, лисьих, котиковых, каракульчовых, каракулевых - всего 323 шкуры;
шевро высшего качества - 35 кож;
дорогостоящих ковров и гобеленов больших размеров, вывезенных из Потсдамского и других дворцов и домов Германии, - всего 44 штуки, часть из которых разложена и развешана по комнатам, а остальные лежат на складе; особенно обращает на себя внимание больших размеров ковер, разложенный в одной из комнат дачи;
ценных картин классической живописи больших размеров в художественных рамках - всего 55 штук, развешанных по комнатам дачи и частично хранящихся на складе;
дорогостоящих сервизов столовой и чайной посуды (фарфор с художественной отделкой, хрусталь) - 7 больших ящиков;
серебряных гарнитуров столовых и чайных приборов - 2 ящика;
аккордеонов с богатой художественной отделкой - 8 штук;
уникальных охотничьих ружей фирмы "Голанд-Голанд" и других - всего 20 штук.
Это имущество хранится в 51 сундуке и чемодане, а также лежит навалом.
Кроме того, во всех комнатах дачи, на окнах, этажерках, столиках и тумбочках расставлены в большом количестве бронзовые и фарфоровые вазы и статуэтки художественной работы, а также всякого рода безделушки иностранного происхождения.
Заслуживает внимания заявление работников, проводивших обыск, о том, что дача Жукова представляет собой, по существу, антикварный магазин или музей, обвешанный внутри различными дорогостоящими художественными картинами, причем их так много, что четыре картины висят даже на кухне. Дело дошло до того, что в спальне Жукова над кроватью висит огромная картина с изображением двух обнаженных женщин.
Есть настолько ценные картины, которые никак не подходят к квартире, а должны быть переданы в государственный фонд и находиться в музее.
Свыше двух десятков больших ковров покрывают полы почти всех комнат.
Вся обстановка, начиная с мебели, ковров, посуды, украшений и кончая занавесками на окнах, - заграничная, главным образом немецкая. На даче буквально нет ни одной вещи советского происхождения, за исключением дорожек, лежащих при входе на дачу.
На даче нет ни одной советской книги, но зато в книжных шкафах стоит большое количество книг в прекрасных переплетах с золотым тиснением, исключительно на немецком языке.
Зайдя в дом, трудно себе представить, что находишься под Москвой, а не в Германии. По окончании обыска обнаруженные меха, ткани, ковры, гобелены, кожи и остальные вещи сложены в одной комнате, закрыты на ключ и у двери выставлена стража.
В Одессу направлена группа оперативных работников МГБ СССР для производства негласного обыска в квартире Жукова. О результатах этой операции доложу вам дополнительно.
Что касается необнаруженного на московской квартире Жукова чемодана с драгоценностями, о чем показал арестованный Сёмочкин, то проверкой выяснилось, что этот чемодан все время держит при себе жена Жукова и при поездках берет его с собой.
Сегодня, когда Жуков вместе с женой прибыл из Одессы в Москву, указанный чемодан вновь появился у него в квартире, где и находится в настоящее время.
Видимо, следует напрямик потребовать у Жукова сдачи этого чемодана с драгоценностями.
Абакумов. 10 января 1948 года.
Ю.Мухин.
…С началом войны СССР практически прекратил выпуск товаров народного потребления - производили только средства войны. А Германия даже производство губной помады снизила только к 1944 г. - ведь на нее работала вся Европа. Мы сейчас плачем о наших пленных и евреях в концлагерях Германии. А ведь все эти концлагеря производили оружие для убийства наших отцов, позволяя немцам производить и радиоприемники, и швейные машинки и т.д.
Разумеется, немцы за все должны были заплатить хоть частично. И у них отбирали и вывозили - для советского народа, для компенсации товарного голода в СССР - все, что могли. Радиоприемники и швейные машинки, часы и автомобили, яхты и крытые катки, оборудование и ученых. Вывозили это централизованно, повторяю, для всего советского народа - единственного истинного героя Второй Мировой.
Сиднев показал, припираемый уликами и показаниями свидетелей, что военная администрация, возглавляемая Жуковым, утаила от Советского правительства несколько банковских хранилищ, куда немцы, спасаясь от бомбежек и пожаров, сдавали наиболее ценные вещи, утаила 100 мешков с 80 млн. марок, которые в то время ходили по Германии и которые требовалось сдать в Госбанк.
Читатели пишут, дескать, зачем упрекать Жукова - ведь все тащили трофеи.
Во-первых, далеко не у всех были такие возможности, как у Жукова, - солдат мог утащить только в чемодане и в сидоре, да и то - если находил что. Эшелонами, грузовиками, самолетами солдат трофеи не увозил, даже если их видел. А ведь это советский солдат выиграл войну. Жуков этому солдату даже мемуары посвятил. Логично. Солдату - мемуары, барахло - себе.
Во-вторых. Ничего не могли утащить из Германии 8 668 400 (восемь миллионов шестьсот шестьдесят восемь тысяч четыреста) советских солдат, погибших в этой войне. Жуков ободрал золото с короны германской императрицы для стека своей дочери. Это понятно. Какой же отец не любит своих дочерей! Но за какое золото СССР должен был купить хотя бы паршивенькое сукно, чтобы одеть сирот тех, кому Жуков так щедро посвятил мемуары?
Вспоминаю рассказ одного тракториста, который сразу после войны учил вождению трактора женщин (из-за понятного отсутствия мужчин). Так они стеснялись при нем залезать под трактор, просили его отойти - ни одна не имела, простите, трусов. И не из-за кокетства, а из-за их отсутствия.
А жена друга Жукова - генерала Крюкова - известная певица Русланова имела в доме столько барахла (одних музейных картин 110 полотен), что несколько сот карат бриллиантов вынуждена была хранить в тайнике на квартире у домработницы. Напомню, что советские женщины сдавали обручальные кольца, чтобы купить оружие в Америке для своих, сидящих в окопах, мужей.
Так что же СССР должен был продать за границу, чтобы купить хотя бы белье вдовам? Мемуарами ведь срам не прикроешь.
Кого еще, кроме Сталина, заботил тот единственный, тот главный Герой войны - советский народ? Кого еще заботило такое, ныне смешное, понятие - справедливость?
Понимаете, товарищи читатели, когда вы оправдываете эту дикую, бессмысленную алчность, страшно не то, что вы прощаете этих людей, а ваше въевшееся низкопоклонство. Вы заведомо считаете в войне солдата и генерала неравными в их заслугах. Почему каждый честно принявший смерть в бою рядовой солдат является героем меньшим, чем Жуков? Почему его вдова и сироты должны были находиться в худшем положении, чем дочери Жукова при живом отце? (Которые, прямо скажем, и так не бедствовали).
Зачем нужны были Жукову 4000 метров ткани, когда народ ходил раздетый? Ему что - мундир бы не пошили? Семью не отоварили? Впрочем, зачем продолжать. Тот, кто меня понял - ему достаточно, кто не понял - тому хоть тысячу страниц напиши - он все равно не поймет.»
В Центральный Комитет ВКП(б)
Товарищу Жданову Андрею Александровичу
...О моей алчности и стремлении к присвоению трофейных ценностей.
Я признаю серьезной ошибкой, что много накупил для семьи и своих родственников материала, за который платил деньги, полученные мною как зарплату...
Мне сказали, что на даче и в других местах обнаружено более 4-х тысяч метров различной мануфактуры, я такой цифры не знаю. Прошу разрешить составить акт фактическому состоянию. Я считаю это неверным.
Картины и ковры, а также люстры действительно были взяты в брошенных особняках и замках и отправлены для оборудования дачи МГБ, которой я пользовался...
Я считал, что все это поступает в фонд МГБ...Все это валялось в кладовой, и я не думал на этом строить свое какое-то накопление.
Я признаю себя очень виновным в том, что не сдал все это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно...
Охотничьи ружья. 6-7 штук у меня было до войны, 5-6 штук я купил в Германии, остальные были присланы как подарки... Признаю вину в том, что зря я держал такое количество ружей. Допустил я ошибку, потому что как охотнику было жаль передавать хорошие ружья...
Прошу Центральный Комитет партии учесть то, что некоторые ошибки во время войны я наделал без злого умысла, и я на деле никогда не был плохим слугою партии, Родине и великому Сталину.
Я всегда честно и добросовестно выполнял все поручения т. Сталина.
Я даю крепкую клятву большевика - не допускать подобных ошибок и глупостей.
Я уверен, что еще нужен буду Родине, великому вождю т. Сталину и партии.
Прошу оставить меня в партии. Я исправлю допущенные ошибки и не позволю замарать высокое звание члена Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков).
Член ВКП(б) Жуков
12.1.48 г.
ДОПОЛНЕНИЕ К НАПИСАННОМУ.
Документ № 8
Письмо Г К Жукова И.В.Сталину.
27 февраля 1947 года
Товарищу Сталину И.В.
Копия-товарищу Жданову А.А.
Товарищ Сталин, я ещё раз со всей чистосердечностью докладываю Вам о своих ошибках.
1. Во-первых,моя вина прежде всего заключается в том,что я во время войны переоценивал свою роль в операциях и потерял чувство большевистской скромности.
Во-вторых,моя вина заключатся в том,что при докладах Вам и Ставке Верховного Главнокомандования своих соображений, я иногда проявлял нетактичность и в грубой форме отстаивал своё мнение.
В-третьих, я виноват в том,что в разговорах с Василевским,новиковым и Вороновым делился с ними о том, какие мне делались замечания Вами по моим докладам.Все эти разговоры никогда не носили характера обид, точно также,как я высказывались Василевский,Новиков и Воронов.Я сейчас со всей ответственностью понял,что такая обывательская болтовня безусловно является грубой ошибкой и её я больше не допущую
В четвёртых, я виноват в том,что проявлял мягкотелость и докладывал Вам просьбы о командирах,которые несли заслуженные наказания. Я ошибочно считал,что во время войны для пользы дела лучше их быстрее простить и восстановить в прежних правах. Я сейчас осознал,что моё мнение было ошибочным.
2. Одновременно,товарищ Сталин,я чистосердечно заверяю Вас в том,что заявление Новикова о моём враждебном настроении к правительству является клеветой.
Вы ,товарищ Сталин,знаете,что я,не щадя своей жизни,без колебаний лез в самую опасную обстановку и всегда старался как можно лучше выполнить Ваше указание.
Товарищ Сталин,Я также заверяю Вас в том,что я никогда не приписывал себе операцию в Крыму. Если где либо и шла речь ,то это относилось к операции под станицей Крымской ,которую я проводил по Вашему поручению.
3. Все допущенные ошибки я глубоко осознал,товарищ Сталин, и даю Вам твёрдое слово большевика ,что ошибки у меня больше н повторятся. На заседании Высшего военного совета я дал Вам слово в кротчайший срок устранить допущенные мною ошибки и я своё слово выполняю .Работаю в округе много и с большим желанием.Прошу Вас,товарищ Сталин,оказать мне полное доверие, я Вашее доверие оправдаю.
Г. Жуков
АП РФ Ф.3. Оп. 58.Д 304.Лл.211-212.Подлинник.Машинопись.
Документ № 9
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б)" О НЕЗАКОННОМ НАГРАЖДЕНИИ тт ЖУКОВЫМ И ТЕЛЕГИНЫМ АРТИСТКИ РУСЛАНОВОЙ И ДРУГИХ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА"
11 58/ 205 21 июня 1947 г.
Строго секретно
ЦК ВКП (б) установил,что тт.Жуков и Телегин,будучи первый Главнокомандующим группы советских оккупационных войск в Германии, а второй-членом Вонного Совета этой же группы войск ,своим приказом от 24 августа 1945 года №109/н наградили орденом Отечественной войны первой степени артистку Русланову и приказом от 10 сентября 1945 г № 94/н разными орденами и медалями группу артистов в количестве 27 человек. Как Русланова,так и другие награждённые артисты не имеют никакого отношения к армии.Тем самым тт.Жуков и Телегин допустили преступное нарушение Указа Президиума ВС СССР от 2 мая 1943 г." Об ответственности за незаконное награждение орденами и медалями СССР" караемое ,согласно Указу, тюремным заключением сроком от 6 месяцев до 2 лет.
Для того,чтобы скрыть противозаконное награждение Руслановой, в приказе от 24 августа были придуманы мотивы награждения Руслановой якобы "за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами", что представляет из себя явную фальсификацию,свидетельствуют о низком моральном уровне Жукова и Телегина и наносит ущерб авторитету командования.
Сама обстановка награждения Руслановой и вручение ей ордена в присутствии войск во время парада частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса представляла постыдное зрелище, и ещё более усугубляет вину тт. Жукова и Телегина.
ЦК ВКП (б) считает,что т.Телегин,как член Военного Совета группы войск,несёт особую ответственность за это дело,и та политическая беспринципность,,которую он при этом проявил,характеризует его как плохого члена партии.
Учитывая изложенное и выслушав личные объяснения тт. Жукова и Телегина,ЦК ВКП (б) постановляет:
1. Тов. Жукову Г.К. объявить выговор.
2. Тов. Телегина К.Ф.. перевести из членов ВКП (б) в кандидаты.
3. Принять предложение т.Булганина об освобождении т. Телегина от политической работы в армии и увольнении из Вооружённых Сил.
4. Войти в Президиум Верховного Совета СССР с предложением об отмене награждения артистки Руслановой, а также других артистов в количестве 27 человек,поименованных в приказе Жукова и Телегина № 94/н.
РГАСПИ . Ф.17. Оп.3.Д.1065.Л.44-45.Подлинник.Машинопись.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП (Б )" О т. ЖУКОВЕ Г.К. МАРШАЛЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА"
11 61 / 84 29 января 1948 г.
ЦК ВКП(б) заслушав сообщение комиссии в составе тт.Жданова,Булганина,Кузнецова и Шкирятова ,выделенной для рассмотрения поступивших в ЦК материалов о недостойном поведении командующего Одесским военным округом т. Жукова Г.К. установил следующее.
Тов. Жуков в бытность Главкомом группы Советских оккупационных войск в Германии,допустил поступки,позорящие высокое звание члена ВКП(б) и честь командира Советской Армии. Будучи полностью обеспечен со стороны государства всем необходимым,тов. Жуков,злоупотребляя своим служебным положением,встал на путь мородёрства,занявшись присвоением и вывозом из Германии для личных нужд большого количества различных ценностей.
В этих целях т. Жуков,давший волю безудержной тяге к стяжательству, использовал своих подчинённых ,которые ,угодничая перед ним,шли на явные преступления,забирали картины и другие ценные вещи во дворцах и особняках,взломали сейф в ювелирном магазине в г. Лодзи,изъяв находящиеся в нём ценности и т д.
В итоге всего этого Жуковым было присвоено до 70 ценных золотых предметов( кулоны и кольца с драгоценными камнями,часы,серьги с бриллиантами,браслеты,броши и т.д.) до 740 предметов столового серебра и серебряной посуды и сверх того ещё до 30 кг разных серебряных изделий,до 50 дорогостоящих ковров и гоболенов,более 60 картин,представляющих большую художественную ценность.Около 3700 метров шёлка,шерсти,парчи,бархата и др. тканей,свыше 320 шкурок ценных мехов и т.д.
Будучи вызван в Комиссию для дачи объяснений,т.Жуков вёл себя неподобающим для члена партии и командира Советской Армии образом, в объяснениях был неискренним и пытался всячески скрыть и замазать факты своего антипартийного поведения.
Указанные выше поступки и поведение Жкова на Комиссии характеризует его как человека,опустившегося в политическом и моральном отношении.
Учитывая всё изложенное.ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Признавая,что т. Жуков за свои поступки заслуживает исключения из рядов партии и придания суду,сделать т. Жукову последнее предупреждение,предоставив ему в последний раз возможность исправиться и стать честным членом партии,достойным командирского звания.
2. Освободить т. Жукова с поста командующего Одесским военным округом,назначив его командующим одним их меньших округов,
3.Обязать т. Жукова немедленно сдать в Госфонд все незаконно присвоенные им драгоценности и вещи.
ЦК ВКП(б)
РГАСПИ.Ф.17.Оп.3.Д.2198.Лл.28-29 .Подлинник.Машинопись.
Комментарии