Музыкальные откровения

На модерации Отложенный

 

Музыкальные откровения.

Сегодня в музыкальной школе вечером я впервые присутствовал на уроке нотной грамотности со своими дочками. В мои планы не входило просидеть полтора часа в душном помещении, выслушивая ритмичные хлопки в ладоши и топанье первоклассников. Именно на этой ритмике и строится начальное обучение нотам и фортепиано. В общем, учительница спросила нас, родителей, перед уроком: «А вы сможете присутствовать на уроке вместе с детьми? Там надо кое-что будет записывать вместо них. Сами они писать не смогут, потому что первоклассники». Все родители изъявили желание посидеть, посмотреть и послушать. Полюбоваться на своих любимых чадушек в действии.

Я человек глубоко верующий. Меня смутило самое начало урока. Детей заставили спеть гимн-приветствие Королеве-Музыке. Дословно текст:

«Внимание, внимание! Тишина!

Внимание, внимание! Красота!

К нам идет, к нам идет Музыка!

Вива ля, вива ля Музыка!»

Мне почему-то подумалось, что это своеобразное языческое приветствие. Тем более детей заставили встать для приветствия идущей к ним Королеве-Музыке. Так я подумал вначале. Моё мнение кардинально изменилось к концу урока.

Первое, что вызвало во мне глубокий трепет и заставило меня пересмотреть своё отношение к музыкальным канонам – это тренировка написания скрипичного ключа. Немного отступлю и скажу, что суфийская практика духовной медитации предусматривает ежедневное повторение определенного количества повторов священной формулы «Царя Славословий». Подробнее на этой формуле и технике ее исполнения я не имею права останавливаться. Только скажу, что во время исполнения этих практик наш мысленный фокус двигается именно по траектории… Скрипичного ключа! Это невероятно! Сначала меня данное совпадение не убедило. Но потом я вдумался, разузнал кое-что об авторе скрипичного ключа Гвидо Арматском, который тоже происходил из среды глубоких верующих… И тогда мои сомнения рассеялись. Наш взгляд скользит именно по траектории скрипичного ключа! Траектория движения фокуса наших глаз во время чтения «Царя Славословий» и линия скрипичного ключа в точности совпадают! Как же я был удивлен сегодня, узнав, что у скрипичного ключа есть «тело» - внутренняя завитушка, и вторая часть – голова и ноги!

Всё в точности совпадает! Это поразительно.

И лежит он как раз на пяти нотных строках. Пять строк- пять сфер прокачиваемых данным славословием! Автор общепринятого нотного порядка был нашим человеком.

Он работал в монастыре. Святые едины. Святые вне религий.

В пользу этого вывода меня убедило склониться и еще одна деталь. Это то, как учительница обучала детей показывать телом три регистра. Она наигрывала на фортепиано одну и ту же мелодию но в разной тональности – высокой, средней и низкой. Чтобы в игровой форме обучить детей всем трем регистрам, она потребовала от них угадывать, в каком регистре она играет мелодию и демонстрировать это телом и руками. Верхний регистр – дети должны поднять руки вверх (как у нас во время мольбы, мы мусульмане, обращаем руки к небесам!). Средний регистр! (Здесь я чуть не заплакал от странного ощущения счастья и осознания того, что музыка придумывалась нашими людьми, людьми веры и духа). Итак, если она играет в среднем регистре – дети должны сложить руки на животе! Как мы во время намаза! Посмотрите, как мусульмане читают молебен! Мы стоим именно так! Поза равновесия – средний регистр – руки на животе. Нижний регистр (вы уже догадались?) – это был земной поклон или рукуг по-нашему! Я чуть не заплакал снова. Едва сидел и подавлял свои чувства. Откуда эти каноны в музыке? Я убежден всем сердцем – данные азы обучения нотам и посвящение в мир музыкального канона был утвержден именно просветленными наставниками, знавшими божественный порядок и достигшими степени растворения своих душ в сущности Вседержителя.

Наши дети сегодня молились Единому Творцу, сами того не подозревая! Они воздевали к Нему руки, стояли перед Ним как в намазе, сложа руки на животе, и кланялись Ему в нижнем регистре! Сами того не осознавая! Вот это да… Древние учителя сделали своё дело. Молодцы! Да вознаградит их Всевышний! Теперь все дети на земле, начиная изучать музыку, совершают намаз и молятся Богу. И сами об этом не догадываются. И даже их учителя. А еще всякая музыка начинается со скрипичного ключа – формулы единобожия. Потрясающе! Нет слов.

Ай-да, мудрецы!