От марксиста – сталинисту (первое письмо гайдпаркеру Андрею Купцову)

 

    Уважаемый Андрей Купцов. После публикации статьи «Какая система государственного устройства нужна России», http://gidepark.ru/community/289/article/414603 http://gidepark.ru/community/Rodina_Russia/article/409299  Вы выступили с резкой критикой в адрес автора статьи, В частности, Вы поставили мне в упрёк, что я не рассматривал вопросы  государственного устройства в тесной связи с вопросами экономическими.

 

 

 На это я хочу Вам заявить: в одной статье нельзя рассмотреть все проблемы России. Но раз Вы считаете, что это необходимо сделать.  то я готов изложить, в общих чертах, свои взгляды по данной теме в первом письме, а во втором, если не возражаете, я постараюсь дать оценку Вашим взглядам, благо уж очень много у Вас единомышленников…

 . Ещё в марте  2003 го я написал статью, где изложил свои взгляды на возрождение экономики России. За прошедшие 8 лет не было сделано в стране ничего такого, из–за чего следовало бы провести серьёзное редактирование содержания Привожу содержание данной статьи, куда были внесены лишь небольшие изменения :

Если спросить первого встречного, как нам поднять экономику, то ответ будет примерно следующий: надо развивать, в первую очередь, перерабатывающие отрасли промышленности, которые будут выпускать высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию. Дело за малым, необходимо изыскать пять-семь триллионов долларов и провести на эти средства модернизацию заводов и фабрик. Правда, открытым остаётся вопрос: а где эти деньги взять? Наши кремлёвские реформаторы предлагают изыскать их «за бугром». Логика их следующая: создадим привлекательные условия для инвестиций в Россию и миллиарды долларов, и евро потекут мощным потоком в нашу экономику, материализуясь в новые производственные корпуса и технологическое оборудование. Когда же тех же реформаторов спрашивают, а где же они эти самые инвестиции, по дороге что ли где-то заблудились, ответ следует один: зарубежные капиталы не идут к нам из-за непрозрачности российского бизнеса, коррупции и большой степени риска. Когда же им говорят, так устраните эти препятствия для иностранного бизнеса – в ответ говорят о трудностях объективного и субъективного характера. Вот такой получается диалог. А каковы всё-таки истинные причины нежелания иностранных инвесторов идти в нашу экономику? – Если отсечь второстепенные, то вырисовываются две самые основные.

Причина первая заключается в том, что в мире полно мест, более благоприятных для инвестирования, чем Россия. Возьмём к приёму Юго-Восточную Азию. Там дешевле рабочая сила, чем у нас и отсутствуют затраты на обогрев производственных помещений. И т.п.

Причина вторая и, пожалуй, самая важная заключается в крайнем нежелании со стороны Запада возрождения экономической мощи России. Вызвано это вполне объективными обстоятельствами. Если наша страна сумеет возродить из пепла обрабатывающие отрасли промышленности и добьётся конкурентоспособности своих изделий на мировом рынке, то через недалёкое время Россия, несомненно, достигнет паритета между экспортом и импортом по промышленной продукции и даже превзойдёт его в положительную для нас сторону. В этом случае, объективно отпадает необходимость реализации на рынках других стран сырьевых товаров и полуфабрикатов с малой степенью передела. Скажите, а нужно это Западу? – Ответ очевиден, и мы должны не сомневаться в том, что наши новоявленные «друзья» с обоих берегов Атлантики сделают всё от них зависящее, чтобы сохранить Россию как сырьевой придаток своих промышленных компаний и корпораций. Поэтому, надо изыскивать, в первую очередь, свои внутренние финансовые источники, а они следующие:

1) Доходы от реализации нефти, газа, металлов и  других видов сырья. В настоящее время природные богатства находятся в руках частного олигархического капитала, которому глубоко наплевать на национальные интересы России и надеяться, что Потанин, Абрамович и «иже с ними» повернут своё компрадорское мурло в сторону Отечества, которое их вырастило их, занятие наивное и бесполезное. Эти «друзья», получив месторождения и рудники в результате так называемых залоговых аукционов в середине 90-х годов из рук Ельцина, прекрасно понимают, что совершили кражу того, что является национальным достоянием, но возвращать что-либо законному владельцу – народу российскому, не собираются. Более того,                         олигархи пытаются сделать свершившееся жульничество необратимым. Для этого они пытаются продать часть своих активов мощным зарубежным компаниям, справедливо полагая, что в этом случае вернуть украденное под контроль государства будет весьма затруднительно.

А как же народ? К счастью он не безмолвствует. Опомнившись от шока «демократических реформ», граждане России всё громче и громче требуют вернуть им то, что принадлежит народу по праву и по совести. А что же Путин и его правительство? Может, они  вняли гласу народному  (vox populivox dei) и стали выполнять его справедливые требования? Да нет! Наоборот, Путин и его камарилья делают всё возможное, чтобы сохранить нынешнее статус-кво по этой проблеме. В частности, они, в своё время, в десятидневный (!) срок протащили через подконтрольную Государственную Думу новый закон о референдуме, который, по сути, не позволяет никому, кроме «власть предержащих», их проводить. Более того, представители антинародного режима развернули в средствах массовой информации агрессивную пропагандистскую кампанию по недопущению процесса ренационализации. Они запугивают народ тем, что возвращение природных богатств под лоно государства может де нанести непоправимый ущерб экономике: бегство, капитала, потеря доверия  иностранных инвесторов, падение производства и тому подобная чушь. На деле же возвращение народу его национального достояния принесёт только пользу. Бюджет страны получит дополнительно десятки и даже сотни миллиардов долларов, более эффективно будут использоваться месторождения, да и экологические вопросы найдут своё решение. «Дерьмократы» типа А. Чубайса на протяжении  двух десятилетий продолжают внушать нам идеи превосходства частных форм собственности над государственными.

Конечно, если речь идёт о перерабатывающих предприятиях, то данное положение отчасти справедливо, но только при сохранении жёсткого контроля со стороны государства. Что же касается добычи полезных ископаемых, весь мировой опыт показывает преимущество государства, как собственника, над частным капиталом. Я уже не говорю здесь о вопросах национальной безопасности, которые приводят к единственному ответу, кому должны принадлежать недра.

2) Свободные финансовые ресурсы предприятий и частных лиц. Ни для кого не секрет, что многие российские компании  и физические лица имеют свободные денежные средства, и немалые, которые можно было бы направить на модернизацию нашей экономики. Но, к сожалению, эти деньги  находятся либо в оффшорах, работая на чужого дядю, либо под подушкой, согревая душу их обладателям. Что же тут делать?  Решение данной проблемы известно любому мало-мальски разбирающемуся в экономических вопросах человеку: необходимо добиться прозрачности банковской системы и дать надёжные гарантии клиентам кредитных учреждений, что означает установление жёсткого контроля над деятельностью банков со стороны правительства, вплоть до национализации. На данном этапе нашего развития не помешало бы и введение серьёзных ограничений на вывоз капиталов за рубеж,  вплоть до полного запрета, и беспощадные карательные меры к нарушителям этих ограничений.

Немалые средства может дать  и элементарное наведение порядка в таможенной сфере и в производстве и реализации товаров подакцизной группы и т.д.

Таким образом, можно собрать, даже без внешних заимствований, колоссальные деньги и направить их на инвестиции в промышленность. Для этого необходимо создать несколько мощных государственных банков, задача которых была бы реализация крупных проектов. Увидев ясную и последовательную линию правительства на возрождение России, за государством потянулся бы и частный капитал. Но этого нет. Например, вот уже много лет идут разговоры о создании российского банка реконструкции и развития, а «воз и ныне там». Начинаешь разбираться, а в чём тут дело, то оказывается, главным препятствием для создания этого банка являются… США!  Именно они не дают добро на это святое дело. Как говорится, докатились!     

В последнее время, наше политическое руководство всё чаще стало говорить о переходе российской экономики на инновационные рельсы, чтобы слезть с сырьевой иглы. Понятно, что это лишь пустые разговоры, целью которых является убедить простых сограждан в том, что правительство будто бы стремится превратить Россию в экономически развитую и процветающую державу. На кого-то это «пустобрёхство» ещё действует, но, к счастью, таких доверчивых личностей у нас становится всё меньше и меньше. Люди сейчас сами ищут ответы на вопросы: как возродить нашу экономику и с чего начать, и ответы эти совсем  не совпадают с теми, которые предлагают им из Кремля и из московского  филиала американского Белого Дома, что находится на Краснопресненской набережной.

Ответ первый заключается в том, что необходимо свернуть курс на интеграцию с Западом  как в экономической, так и в политической областях. Это означает, вначале, выход из состава Совета Европы и подконтрольных ему учреждений. Данная мера избавит нас от наглого и бесцеремонного давления и даст нам нек свободу рук как внутри России, так и за её пределами.

Ответ второй: нельзя форсировать вступление во Всемирную Торговую Организации. Надо понимать, что старые члены этого сообщества навязывают нам такие условия приёма, которые должны, по их мнению, облегчить доступ на российский рынок и, при этом, оставить закрытыми для наших товаров свои рынки. Нам же нужно совсем другое: ВТО сама должна пригласить нас в свои ряды и на наших условиях. На первый взгляд, это представляется невозможным, но, при этом, следовало бы иметь в виду, что если экономика России встанет на путь устойчивого поступательного развития, то данная точка зрения несомненно из области благих пожеланий перейдёт в сферу реализованных проектов.

Ответ третий: возрождение экономики необходимо начинать с сельского хозяйства. Наши экономические «светила» любят поговорить о внедрении новых технологий в энергетике, машиностроении и т.д., но при этом «забывают» про аксиому, которая гласит: нельзя иметь передовую промышленность при сохранении отсталого сельского хозяйства. Российская деревня, к сожалению, никогда не являлось предметом национальной гордости. Она всегда была лапотная и сермяжная. Ключевая причина – общинное землевладение, которое, сдерживая инициативу индивида, было серьёзным препятствием для развития села.  Чтобы сдвинуть с мёртвой точки процесс возрождения сельского хозяйства, нужно, в первую очередь, ввести частную собственность на землю. К сожалению, многие коммунисты выступают резко отрицательно по самой идее оборота земель сельскохозяйственного назначения. Тем самым, они выступают против самих основ марксизма, который, как известно, рассматривает частную собственность на землю, не как на злой умысел, а как на необходимый социальный  институт на определённой стадии развития общества. Проигнорировать эту историческую закономерность или как-нибудь обойти не удастся. Более того, промедление с введением частной собственности на землю грозит России неисчислимыми бедствиями.  Главная опасность  заключается в латиноамериканском пути развития, по которому может направить свою поступь наше сельское хозяйство. Не секрет, что руководители колхозов и совхозов, чиновники разного уровня и бизнесмены, пользуясь неразберихой в землепользовании, втихую прибирают в свои руки   крестьянские паи, превращая себя в латифундистов, а бывших колхозников в рабов – извините, в наёмных работников.. А нам же нужно, чтобы на селе было как можно больше хозяйств фермерского типа. Ведь, чем больше собственников на земле, тем лучше и народу и государству. Конечно, нужно поддерживать и крупного деревенского товаропроизводителя, но при одном условии: крестьянин должен там фигурировать не только в качестве, труженика, но и в качестве собственника . А это возможно только при преобразовании колхозов в такие акционерные общества, где бы жёстко охранялись интересы каждого акционера, а не только руководства. Введение оборота земли приведёт к притоку на село значительных финансовых ресурсов. Это и понятно, так, как на свете нет более надёжного залога, чем наша кормилица. Но первую скрипку здесь должно играть государство.. Именно оно, создав систему крестьянских банков, на льготных условиях позволит проводить кредитование сельхозпроизводителей. И именно оно может и должно оградить наших крестьян от нечестной конкуренции со стороны западных компаний.

Ответ четвёртый: подъём промышленности надо начать с подведения итогов приватизации. Все мы прекрасно  понимаем, что нужно вернуть в руки государства топливно-энергетический комплекс, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, металлургию – и чёрную и цветную и базовые предприятия тяжёлого машиностроения. Всё остальное может  оставаться в частных руках.. Поэтому, необходимо принять закон о признании итогов приватизации, кроме вышеуказанных случаев. Желательно закрыть эту проблему -раз и навсегда,  чтобы новые собственники чувствовали себя спокойно. При этом, государство обязано заключить с предпринимателями своего рода общественный договор, по которому оно устанавливает единые правила игры на рынке,  обязуется защищать интересы предпринимателей как внутри страны, так, и за рубежом. Бизнесмены же должны принять на себя следующие обязательства: не вывозить капиталы за рубеж; постоянно заниматься модернизацией производства; увеличивать количество рабочих мест, улучшать их качество и условия оплаты; постоянно держать под контролем вопросы охраны труда и здоровья своих сотрудников. Служение Отечеству – вот главная задача! Поймут это наши предприниматели – будут работать и , даст бог, процветать;

не поймут – будут сметены народным гневом. Третьего - не дано…

Март 2003.