Внутрицерковные отношения в РПЦ МП и ее окрестностях в свете теории Греченевского

На модерации Отложенный

Вместо вступления


1. Если кто не знает, что такое греченевистика и с чем ее едят читать здесь - http://www.somnenie.narod.ru/knigi/grech/istoki.html


2. Статья далека от полного раскрытия темы. Если вопрос как следует
исследовать, материала хватит на целую книгу, а может быть и не на одну


3. Автор пишет под псевдонимом


4. Возможно сам Греченевский решил бы вопрос иначе, статья отражает мнение автора


5. За статью автор не получил не копейки, что как бы намекает


6. Статья основана исключительно на интернет-материалах


7. Вообще, статья больше подходит для кредо.ру или правая.ру


Как известно, сегодня православный мир очень и очень раздроблен. Мало того, что существует множество разных евхаристических пространств церквей, так еще и внутри этих пространств, и даже внутри самих церквей в том числе поместных,
наблюдаются нешуточные разборки. Статьи с обвинением того или иного деятеля в зилотстве или наоборот отступничестве, войны опровержений. Помимо собственно священников РПЦ МП, в эту деятельность вовлекают мирян и чужих священников. Чужих, это не только Грузинская Православная Церковь, допустим, но и РПЦЗ(В) и пр.


Если проанализировать все постсоветское православие, можно выявить ряд архетипов-стереотипов православных. Причем архетип может соответствовать одной группировке, а может нескольким. Вообще таких классификаций можно
придумать огромное количество, но в нашем случае наиболее логична нижеследующая. 


Итак, православные течения на постсоветском пространстве

 


1. Либерально-модернистское ака обновленцы, ака парижское богословие, ака экуменисты


представители: Г.Кочетков, А.Мень, Г.Якунин, Антоний Сурожский


близко к тому: П.Мещеринов, И.Алфеев, А.Осипов(между 1 и 2);


основные черты: внаглую искажают догматы, точнее, вообще едва ли какие-либо догматы признают. практически не
ссылаются на святых отцов, фактически выбрасывая их на свалку. Их место занимают православные философы. Готовы на унии с кем угодно, на любые реформы, могут запросто увлекаться астрологией и теософией, и в переселение душ верить. Короче, протестантизм, полная анархия в догматике


ниша: в настоящее время на грани вымирания, кое-кто внедряется к неоконсерваторам. пинаемы 2-мя последними группировками, а иногда и 2-ой.


микроидолы: Бердяев, Соловьев, Лосский, и Шмеман, конечно же


политическая составляющая: в недавнем прошлом имели связи с СПС


где пасутся: можно встретить на портале Новое Богословие, иногда в ЖЖ, еще в некоторых местах, но специально заточенных пастбищ не обнаруживается


проявения irl: в свое время проповеди некоторых таких деятелей были весьма популярны

 


2.Неоконсерваторы ака неолибералы(для некоторых), ака неообновленцы(для некоторых), ака официальный МП


представители: Патриарх Кирилл, А.Кураев,В.Чаплин,С.Рыбко,А.Плужников,К.Фролов, 


близко к тому: П.Мещеринов, И.Алфеев, А.Осипов(между 1 и 2), Д.Сысоев?(между 2 и 3)


основные черты: что тут рассказывать - итак все знаете. Для кого-то они слишком либеральны в силу отсутствия всяких
истероидных фобий, но все-таки они неоконсерваторы поскольку:  аргументация у них практически чисто святоотеческая (Бердяева и Флоренского котируют, но он у них не в приоритете) не приемлят экуменизма ни под каким видом против абортов и гомосячества (по крайней мере неприкрытого), каноны ежели и нарушают, то по крайней мере не внаглую


ниша: фактически "стоят у руля" МП. с кем воюют - можете узнать на любом сайте


микроидолы: таковых не обнаруживается


политическая составляющая: разнообразная, но в пределах умеренного.


где пасутся: практически на всех православных сайтах, кроме ультроправославных


проявения irl: ТВ и радио эфиры, проповеди на концертах Кинчева,БГ и Шевчука.

 


3. Легальные охранители ака мезоревнители, ака ультраправославие-лайт, ака боголюбцы(среди некоторых исследователей
фигурирует такой термин видимо, по отношению к оным), ака миссиофобы(все "мезы" миссиофобы, но не все миссиофобы  "мезы"), ака уранполиты(не совсем, но где-то рядом)


представители: Р.Карелин, Л.Абашидзе, А.Шаргунов, Р.Вершилло, А.Тарасюков,


близко к тому: Д.Сысоев(между 2 и 3), И. Друзь, А.Чибрик, арх К. Павлов(между 3 и 4)


основные черты: С первого взгляда можно принять за раскольников-антиннщиков, однако при более подробном изучении
выясняется, что маразм таковых деятелелей еще не зашел так далеко. Паспорта не жгут, от ИНН отказываться не требуют, патриарха уважают, "жидов" вроде как не бьют. Вообще, они по сути те же неоконсерваторы. Линия водораздела между легальными охранителями и неоконсерваторами проходит по большому счету лишь в отношении к современной культуре. Если неоконсерваторы признают существование в современной культуре (имеется в виду с начала XX в.) определенных христианских импульсов и воюют лишь против крайне аморальных ее проявлений, то мезоревнители полностью отправляют ее на свалку как "сатанинскую", требуют от православной страны полного культурного апгрейда. Исключения составляют лишь весьма архаичная формация как православные барды и может быть некоторые фильмы. Богословские претензии, к отдельным неоконсервативным деятелям (Кураев) также имеют место быть, но незначительные.

ниша: вообще  упоминания о существовании третьего колеса между верхушкой МП и ультраправославными младостарцами встречаются крайне редко и лишь мельком. Любят пинать товарищей в рясе из первой категории - хлебом не корми. По вышесказанным причинам досается от них и миссионеров из второй категории. Диомидообразных они особо не трогают, только если препрет могут огреть парочкой статей. Есть, кстати, такое загадочное понятие "уранполит". Уранполиты находятся где-то между неоконсерваторами и мезоревнителями.


микроидолы: Серафим Роуз


политическая составляющая: От монархизма, до социализма, лишь бы не либерализм. Нередко связаны КПРФ, хотя в глубине души монархисты. 


где пасутся: Журнал "Благодатный огонь", сайтых своих квазипартийных формирований типа "Народной защиты" или "Комитета борьбы за нравственность", кроме того отдельные статьи мезоревнительских авторов попадают на  "неоконсерваторские" сайты, а некоторые - на царебожные.


проявения irl: погром известной "богохульной" выставки

 


4. ультраправославие ака лжеревнители, ака диомдообразные, ака антииннщики, ака царебожники, ака младостарцы, ака психушка-по-нам-плачет


представители: Диомид Чукотский, А. Берестов, Р.Берестов, Душенов, А.Добычин, П.Кучер 


близко к тому: И. Друзь, А.Чибрик, арх К. Павлов(между 3 и 4)


основные черты: полнейший ультрашовинистический маразм, карточко-,компьютеро-,паспорто- и тп фобия, ожидание прихода антихриста, то есть нет, сначала "православного царя" (может это и будет антихрист?). При этом о канонах вообще помнитьь не принято, из церковного предания берут лишь, то что соответствует своему воспаленному воображению. Одним словом, вразуми их, Господи, ибо не ведают что творят


ниша: первые две каегории лютейшим образом ненавидят, особо злобным мезоревнителям иногда сочувствуют и стремяться увлечь за собой


политическая составляющая:


"Православный монархизм". Что не исключает сотрудничества с КПРФ и разного рода наци


микроидолы: "мученик" Григорий Распутин, Иоанн Грозный, опционально Сталин и Игорь Тальков, тот же Серафим Роуз


где пасутся: пасха третьего рима, русская линия и тп.


проявения irl: пензенское сидение, боголюбовская секта, газета "Дух христианина", "чин всенардного покаяния"


5. микроцерковцы ака альтернативное православие


представители: О.Моленко, Г.Стерлигов, Амвросий Сиверс, А. Ерезов


основные черты: в эту категорию относятся убежденные сторонники собственных микроцерквей(катакомбники, РПЦЗ(В), старообрядцы и пр), считающие что только их (и состоящих с ними в евхаристическом общении) "церкви" благодатны. Дело в том, что среди паствы таких церквушек встречаются те, кто  верит в благодатность МП.


ниша: грызут всех, кого можно грызть 


политическая составляющая: она безусловно есть, в каждом конкреном случае своя


микроидолы: фантазия безгранична. один такой товарищ умудрился канонизировать Гитлера, на очереди Джек-Потрошитель


где пасутся: на сайтах своих секточек


проявения irl: кто видел, тот раскажет

 


Простите если кого обидел или ляпнул чего и кого-то не в ту категорию сунул. Но, кажется, все логично.


Разумеется не один священник(публицист, преподаватель) никогда не скажет, что он принадлежит к какому-либо из 3-х мировых кланов, как и никакой политик. Он и не знает ни о каких мировых кланах. Он из своего клана знает только ближайших членов. Но это не значит, что влияние мировых чекистских кланов не распространяется в РПЦ. Это не говорит о безблагодатности МП, ибо на самом деле в зарубежной церкви, и у катакомбников и пр. стукачей и тп было и есть ничуть не меньше.


Апологеты либерального (в полном, настоящем смысле этого слова, а не в том, в котором употребляют его "ревнители") православия сейчас не могут похвастаться ни одним сколько-нибудь жизнеспособным объединением. Разве что пара разваливающихся на глазах общин "Кочетковцев". С приходом Пу кончились времена "добрых либералов" и начались времена "суровых патриотов", выясняющих стенка на стенку кто из них патриотичнее и суровее. Лишь некоторые либералы примазались к существующему "кровавому режиму". То же и в Церкви. Либерально-экуменистический проект никому стал не нужен. Где-то году в 2003-ем Б.Немцов на "Эхе" сетовал, почему, дескать, не хотят перевести богослужение на русский язык, что им,
дескать, мешает ("благогонщики" до сих пор припоминают ему это). Однако вскоре все три клана списали демократическую оппозицию в утиль. Быть бы живу, тут не до экспансии в церковную среду. Поэтому либерально мыслящие православные, засунув немалую часть своих либеральных убеждений куда подальше, разошлись кто куда. Причем не только в кураевско-гундяевскую партию, куда казалось бы, им дорога. Встречал я как-то раз в ЖЖ экумениста-миссиофоба. Экзотичное сочетание, не правда ли? Кстати, "ревнители"-антиИННисты своеобразных экуменизмов тоже не чужды, например могут признавать благодатность одновременно и мп, и каткомбников, и витальевцев (теория ветвей).


И ежу, знакомому с творчеством Греченевского, понятно, что неоконсерваторы-Гундяевцы безусловно, соответствуют питерскому клану. Причем во многом "питерцы" определяют его финансово-административную базу, паству и другие ресурсы. Неоднократно миссионерам давалась трибуна на Селигере, да и нашисты в свое время устраивали пикеты в поддержку
патриарха Кирилла. Вобщем ясно, что дворцы свои святейший строит на наши кровные. И, между прочим, им все еще мало. То и дело выбивают на какие-то "социальные проекты".


Тому же самому ежу будет понятно, что всякие петры кучеры, добычины, душеновы представляют собой церковный филиал "семейного клана". О связях диомидообразных ревнителей-антииннщиков с БАБом многим исследователям известно уже давно. Очевидно, что отлично налаженная, широко разветвленная индустрия царебожия не может быть построена без
качественного менеджмента. Ресурсы их огромны - книгопечатание, информационные интернет-агенства, передачи на радио и даже некое подобие тв, митинги, агитации в храмах - в общем, имеют огромное количество агентов и точек влияния.


Кстати, интересен вопрос о клановой принадлежности почившего ныне патриарха Алексия. Согласно Википедии биографии Алексия II и Димомида Дзюбана пересекались по меньшей мере трижды. 1 сентября 1991 года в Донском монастыре лично патриархом о.Диомид был рукоположен во иеромонаха, а 21 июля 2000 года после всенощного бдения святейший совершил наречение оного (архимандрита) во епископа Анадырского и Чукотского, 10 августа того же года патриарх прозвел хиротонию о.Диомида в сие звание. То есть фактически Алексий II лично продвигал владыку по служебной лестнице, что намекает на принадлежность к одному клану в те времена. История с "еретическим молебном" патриарха в католическом
соборе на самом деле была лишь ширмой для откола от своего клана. Что же было истинной причиной - остается только гадать, но совершенно ясно, что дело здесь не в благочестии (на которое многим попам как известно, на самом деле, наплевать), а в бабле. И антинн-изм на самом деле нужен именно для укрывания доходов.


А как быть с радетелями из шаргуновского "комитета борьбы за нравственность"? Может это и есть оазис истинного православия, которое не влево и не вправо, идет царским тернистым путем? Казалось бы да. Гундяевцы кое-для кого слишком "добрые", а "диомидовцы" уж понятное дело слишком "злые", да еще и беззастенчивым образом
еретично-мракобесно-безграмотные. Но, как говорил полководец армии Наполеона, не доверяйте первым впечатлениям ибо они самые благородные. По-видимому, многим священникам из мезоревнителей в СССР жилось не слишком плохо. Мог ли хороший священник жить в вольготно в советской стране? Ведь тысячи исповедников веры бросались в лагеря и психушки. о.Александр пытается насадить России и ее окрестностям некую лично понимаемую им нравственность, но сыну своему (писатель С.Шаргунов) он эту "нравственность" не насадил, это мы можем сказать точно. Как можно добиться великого, не преуспев в малом. 


На самом деле эти "ревнители нравственности" не менее марионеточны, чем любая политическая партия. Давно известны связи г-на Шаргунова с КПРФ. А КПРФ это в немалой степени "московский" клан. В деле о погромах на выставке, несмотря на атаку либералов "питерского" клана правосудие встало на сторону "оскорбленных верующих". Значит есть у шаргуноидов покровители в правительстве Москвы. По крайней мере при Лужкове были. Обнаруживается еще одно свидетельство связи шаргуноидов с москвичами - на личном сайте Явлинского (а это "московский" лужковско-гусинский клан) обнаружена статья г-на Вершилло ссылка. Странно, зачем левому либералу Явлинскому размещать у себя статьи столь махрового мракобеса (к стати, принадлежащего не к РПЦ МП, а к раскольному РПЦЗ(В)). Таким образом, мы, приходим к выводу, что в финансировании сего комитета принимают участие такие граждане как В.Гусинский, Ю.Лужков. 


Cвязь у с Московской духовной академией у "питерского" духовенства несколько сильнее, чем у оставшихся кланов. Тот же самый Шаргунов преподавал в МДАиС, но подвергался там неоднократному выгону. МДАиС - вотчина неоконсерваторов, их фабрика и школа. Для 2-х оставшихся кланов школой были в основном монастыри.

Интересно, что главный "поп-рокер" страны Сергий Рыбко происходит не из неоконов, а из мезоревнителей. Не в том смысле, что он был похож на "мезов" в нынешнем виде. Просто кланово был ближе. Извеснтно, что о.Сергий не только миссионер, но и книгоиздатель. Его издательство сетстричества св.Игнатия Ставропольского фактически осущесвляло "промоушн" грузинских архимандритов Рафаила Карелина и Лазаря Абашидзе. А о.Рафаил и о.Лазарь это, фактически, грузинский филиал шаргуноидов. Разрыв о.Сергия с грузинскими архимандритами произошел именно в связи с началом миссионерской деятельности первого. Известно, что деятельность сию о.Сергий начал не просто так, а по послушанию. Некий деятель неоконсервативный, а возможно даже либеральный (тогда еще водились на Руси либералы в рясе) благословил его проповедовать среди неформалов. С тех пор началось сближение о.Сергия с питерским кланом. За что и стал он пинаем "антимодернистами". К слову сказать, миссионерская деятельность его едва ли не единственный повод для пинания, который можно было придумать. Ибо догматические воззрения его практически чисты, это вам не Кураев. А насчет поддержки идей канонизации Власова, так тут вопрос и вправду не такой простой. Ведь можно спорить за Гитлера ли он  воевал, или за возрождение православно-монархических порядков. Фюрера, кстати, о.Сергий как и положено, мягко говоря, не жалует.


Вообще все эти миссиофобские убеждения, что рокера-хипаря нельзя за километр подпускать к храму в силу приписываемого им оными некоего латентного "сатанизма" являются бредом, не имеющим никакого отношения к церковной традиции (еще и твердят, что мол мы традиционалисты, а вы модернисты). А уж знаменитая брошюра про Элвиса Купера и битлов-сатанистов, переведенная с "трудов" католического псевдоученого Режимбаля вообще стала сырьем для неформальских анекдотов.


 В советское время немало хипарей пришло в церковную среду. Ни один старец никогда не препятствовал им. Самого о.Сергия на священство благословил старец Серафим Тяпочкин, известный неоднократными по смирению скрываемыми чудотворениями (Зоино стояние). По некоторым оценкам, примерно четверть священников РПЦ МП(причем, в разных
идеологических нишах, званиях и тп) происходит именно из хиппи. Духоноснейший старец Николай Гурьянов (последний прозорливый старец на Руси) неоднократно окормлял рокеров, даже имел духовных чад среди них (даже царебожные источники косвенно свидетельствуют об этом). И даже благославлял на возобновление музыкальной карьеры после перерыва. При этом в музыкальном чернокнижничестве он ни разу никого из них не обвинял и о необходимости выбирать между Христом и рок-н-роллом никода не говорил. 


Кстати, очень жаль, что имя сего истинно духоносного подвижника фактически втоптали в грязь кучерообразные, приписав ему "в рекламных целях" цареискупительную ересь, распутинославие и имябожие. Это вообще любимый прием антиИННистов - заставлять подвижников, о которых известно не достаточно много достоверной информации, работать на своем поле.


Скажу, что все-таки следует признать определенные позитивные достижения мезоревнителей. Например, критику ересей, то есть догматических заблуждений, проф. А.Осипова. Однако форма этой критики была не очень удачной, а потому реальных плодов судя по всему не принесла. Как крутили "чокнутого профессора" по "Союзу" так и крутят. Ведь можно было написать открытое письмо самому Осипову или Святйшему, собрать подписи. Тем более, что не одни лишь мезоревнители узрели в осиповских лекциях вероискажения. В ересях его обвиняли множество батюшек из различных "мафий" в том числе о.Сергий Рыбко и о.Даниил Сысоев и К.Фролов. Даже Чибрики и Диомиды обращаются к массам с помощью открытых писем. А мезоревнители почему-то воспользовались брошюрно-бульварными методами, пытаясь воззвать паству к топору. Одним словом, правильное дело при неправильной тактике.