Рабочий день фрау Марты

Расскажу Вам байку.

Это было в 60-е годы прошлого столетия.

Мой отец служил в Германии. Мама была домохозяйкой. Выход в  город Темплин  и поездки в другие города Германии был освящен спецотделом и был большим праздником для женщин военного городка. Работы для женщин, естественно, не было.  Дамы специализировались на рецептах, готовке, стирке,  возней с подрастающим поколением.

Был и Дом офицеров с многочисленными курсами кулинарии, кройки и шитья, вязания и пр. Один раз в неделю – танцы. Кино было событием, шли семьями:  смотрели все, что привозили. Но главным занятием  дам городка  была поддержка ""очага"" в рабочем состоянии чистоты,  приготовленной еды и бесконечного ожидания мужей с полетов.  Практиковались обмены рецептами, конкурсы, а дома -  варка варенья, засолка, консервирование,  которое еще только начиналось.Это уже потом  оно превратилось во всесоюзное движение "А сколько литров ты закрыла сегодня?"

Советский городок был огражден двумя рядами колючей проволоки (аэродром и пр.), но общаться с немками и покупать у них молоко и фрукты-овощи-ягоды разрешалось в одном месте под надзором  дежурного офицера.         Был сезон черешни. Уродило ее - уймища:  немки приходили с ведрами для продажи.                 
Тетя Маша, мамина подруга, узнав, что фрау Марта на следующий день принесет черешню, договорилась с мамой сбегать вдвоем, взяв по два ведра! Обе они завозились по хозяйству,  спохватились часов в пять вечера. Бегом побежали с ведрами к "дозволенному месту", но увидели спину фрау Марты.

Они ее окликнули (а дежурный  был одновременно переводчиком), фрау ответила "нихт" и показала на часы. Женщины были в недоумении - на тележке у нее стояло несколько ведер не проданной черешни. Попросили офицера еще раз сказать, что готовы купить и заплатить сразу.

Фрау Марта - милая немка – чистюля в белоснежном переднике, стала снимать передник, показывая на часы. И что-то быстро говорить извиняющимся тоном.

Дежурный офицер объяснил, что фрау извиняется, но ее рабочий день закончился. "А кем она работает?" - спросила тетя Маша. "Она работает домохозяйкой,"  - был ответ.

Всю дорогу, гремя пустыми ведрами,  мама и тетя Маша ухохатывались. Успокоятся только-только, взглянут друг на друга, снова заливаются смехом. Потом, вечером, в Доме офицеров смеялись все женщины. "Рабочий день у домохозяйки!!!!!". А рабочий день фрау Марты был с 8 утра до 18 часов с перерывом на два часа на отдых...

Многое маму тогда удивляло, но это...  

Это стало домашним анекдотом:  мама, устав говорила: "Все, мой рабочий день домохозяйки  закончился, смеялась, лукаво  показывая на часы.

Я написала этот комментарий на тему: «Как побороть дискриминацию женщин в сфере неоплачиваемого домашнего труда?». Когда-то мой муж остался дома на несколько дней один с двумя детьми, приготовив все необходимое на эти дни, в т.ч и еду.  Когда я приехала, муж встретил меня с такой радостью, словно у нас был "конфетно-букетный" период.  Первые его слова: «Ты не представляешь, какой это ужас – я ничего не успевал, дети все время чего-то хотели, уж лучше ходить на работу…». В доме был большой разгром и почему-то  разбросана вермишель. На мой вопрос ответ был таким: «Они захотели вермишель, она рассыпалась, а дети ее разбросали по всей квартире». Прошли годы,  супруг мой стал моим большим помощником во многих домашних делах и очень сочувственно относится к словам: «Что-то я устала сегодня», говоря, что домашняя работа – самая нужная, невидимая, однообразная:  только женщина с ее адским терпением может  заниматься домом на всю катушку…  Так все-таки, домохозяйка – это  работа? Или это призвание? Или добровольное неоплачиваемое рабство ради любимых людей?