Лондонские заметки

В августе я побывала в Англии. В первый раз. Поделюсь своими впечатлениями.

 

Лондон - современный Вавилон

 

На первый взгляд, Лондон - это современный европейский Вавилон с  представительством всех рас и народов, населяющих нашу планету. Разве что в отличие от древних строителей башни у них получается находить общий язык. Английский. Но не только. А еще и язык согласия. Среди них, естественно, множество туристов, поскольку Англия – самая посещаемая страна в Европе. Но и за их вычетом столица Великобритании не теряет своего в высшей степени интернационального обличья. Здесь осели и обжились выходцы из бывших колониальных владений и подконтрольных британской короне заморских территорий. Выражение «понаехали тут» в Соединенном Королевстве, возможно, мыслимо, но абсолютно непроизносимо.

Видимо, дело в имперском мышлении, на которое накладывается глобализация. Конечно, это объясняет далеко не всё. Иначе как расценить февральское заявление премьер-министра Дэвида Кэмерона о провале британской политики мультикультурализма? И все же несмотря на его неожиданный вывод, несмотря даже на волну беспорядков в столице и ряде других городов Англии в начале августа, плавильный котел работает.

На каком основании я, мимолетный гость, не специалист по Британии, делаю такое заключение? На очень простом, но доказательном. На улицах встречаются смешанные пары, а еще чаще можно видеть белую женщину (белого мужчину) со смуглокожим, курчавоголовым или узкого разреза глаз ребенком, что указывает на происхождение его отца (матери). И наоборот.

Вместе с тем глава британского кабинета министров не случайно сказал о необходимости более глубокой культурной интеграции «приезжих», в частности, британских мусульман, в английское общество. Проблемы с этим есть. Но я буду говорить только о том, что наблюдала сама.

Итак, полиэтничность столичного населения – первое, что бросается в глаза.

 

Британцы всегда вежливы

 

Второе – вежливость лондонцев и вообще англичан. Невзирая на то, что в поезда лондонского метро в часы пик можно втиснуться с трудом, тебя, как ни странно, никто не толкнет. Никто не стремится влезть в вагон, отодвинув ближнего. Если нечаянно заденут, тут же извинятся. Очень часто в ответ встретишь доброжелательную улыбку. Официанты за время обеда в самых недорогих кафе не раз подойдут и спросят, все ли в порядке, нравится ли блюдо. Жлобского стремления «наварить» любой ценой, как можно наблюдать в нынешнем российском бизнесе, здесь точно нет. В чем мы убедились на собственном опыте в ситуации с гостиницей, которую спешно, к тому же перед 3-дневным уикендом в связи с летним банковским выходным, когда тысячи англичан устремились на отдых,  заказали по Интернету в небольшом уэлльском городке Лифтон, держа путь к юго-западному побережью. Мы взяли 2-местный номер с дополнительной кроватью. По приезде выяснилось, что в отеле неправильно нас поняли и забронировали номер, где третье место не предусмотрено. Служащая извинилась и тут же сообщила, что нам за ту же цену выделяется еще один отдельный номер(!).    

Кстати, так же вежливы британцы и на дорогах. В арендованном автомобиле мы проехали по Уэльсу 780 миль (более 1200 км). На магистрали средняя скорость – 80. Можно до 90. Ни разу не наблюдали пробки, никто никого не поджимал, не объезжал, не поддавливал. Как это не похоже на нашу дорожную ситуацию!

Люди спокойно стоят в очереди в кассу магазина или на выставке, например, в Музее науки, среди многочисленных посетителей которого преобладали не туристы, а «местные» родители с детьми всех возрастов. Бродя по музею Альберта и Виктории, я не раз слышала обращенное лично ко мне тихое приветливое «хэлло!» смотрителей залов. Да, это, видимо, входит в их обязанности – время от времени здороваться с визитерами. Пустячок, но приятно. Отечественные смотрители чаще всего имеют безучастный и усталый вид. Может, в силу груза лет? Среди их лондонских коллег не только много людей среднего возраста, но и молодых – девушек и даже юношей. Последнее даже несколько удивляет, вряд ли должность смотрителя, пусть и в Букингемском дворце, такая соблазнительная.

 

О музеях

Многие музеи Лондона, начиная с крупнейшего – Британского, бесплатны для посещения. Особенно это касается познавательных – исторических, естественно-научных, живописи, то есть наиболее посещаемых самими британцами. Правда, самый «попсовый», который не минует ни один турист - восковых фигур мадам Тюссо – другое дело. Я видела такой же музей в Париже, и оба меня не впечатлили. Ну, политики. Заглавная фигура – Обама, с ним много фотографируются. Путин задвинут в уголок, что меня как-то уязвило. И стоит одиноко. Еще снимаются с Гитлером. Одна посетительница рядом с фюрером вскинула было руку в фашистском приветствии, но стоящий рядом смотритель спокойно ее остановил. Правда, он не сделал замечания молодому человеку, который позировал, схватив Саддама Хусейна за нос.

Разумеется, там собраны все звезды кино и шоу-бизнеса, которые тоже вызывают огромный ажиотаж. В отдел ужасов и пыток я вошла в потоке толпы без особых эмоций, просто некуда было деваться. Экспонаты старалась не разглядывать. Не обращала внимания на крики и визг, раздававшиеся впереди. Оказалось, там в полной темноте, на посетителей "нападали" люди, переодетые в разных монстров: пугали, прикасались, хватали за шею. Хотя все это понарошке, стало не по себе.   

Именно там беглый экскурс в глубины веков в один момент натолкнул меня на сравнительный анализ. Российскую историю упрекают за жестокость и насилие, однако средневековые британцы тут далеко переплюнули нас. Оказываются, тогда в их стране благородных казнили через отсечение головы, а чернь – вешали, топили, четвертовали. Так что Европа видит сучок в чужом глазу, а в своем бревна не замечает.

Билет к мадам Тюссо стоит 25 фунтов, а если не захочешь стоять в длинной очереди, пожалуйста, заплати 33 (около 1,5 тысячи рублей) и проходи как ВИП. Лондон – недешевый город. Хотя в чем-то его цены перекликаются и с московскими. Впрочем, кто сказал, что в нашей столице всё дешево?

 

            Сэндвичи, пиво: никакого культа еды

            Пообедать в лондонских фаст-фудах, если ограничиться одним вторым блюдом или супом с сэндвичем, можно за 10 фунтов (около 500 рублей). Самое традиционное блюдо - жареная в кляре треска или другая рыба с картошкой-фри – чудовищного размера, точно 2 московских порции. Вкусно. Но вредно. Такая «диета» к добру не приведет.  Английская кухня особой утонченностью не отличается. А в фастфудовском формате являет собой еду  для луженых желудков. Калории и ничего лишнего!

Отношение британцев к еде подстать простоте и безыскусности национальной кулинарии. И это четвертое мое наблюдение. Англичане едят всегда и везде, а не только в предназначенных для этого заведениях. В метро, в поездах железной дороги, в которых жители Подлондонья (Большого Лондона) добираются на работу в столицу, и обязательно на улице. Идя по тротуару или в погожие, высоко ценимые населением Туманного Альбиона дни – на скамейках в парках, даже на ступеньках Собора Святого Павла, которые в часы ланча оккупируют молодые люди в костюмах – клерки из ближайших офисов делового Сити. Кто с огромным бутербродом, кто с пластмассовой миской из китайского кафе и деревянными палочками в руке. 

Очевидно, особенности национальной кухни, а также явное пристрастие британцев к институту «быстрого» питания плюс поразивший всех жителей «цивилизованных» стран недуг гиподинамии, делают свое черное дело. Местная пресса пишет о том, что треть англичан страдает от ожирения. Что заметно и невооруженным глазом. Лишний вес свойствен людям разного цвета кожи и обоих полов. В большом торговом центре я обратила внимание на молодую продавщицу, которая своими пышными формами постоянно задевала стеллажи с одеждой. Причины преждевременного ухода из жизни английских мужчин - алкоголизм, наркомания и…опять же ожирение.

Неужели впитанное нами из английской классики представление об англичанах как спортивной нации не отвечает действительности? Да нет, тоже так не скажешь. Мы видели и поля с яркими зелеными газонами, где стройные люди в белых костюмах играли в крикет. И стадионы с футболистами. И любителей бега в парках, по набережным Темзы и просто на улицах в Лондоне побольше, чем в Москве. Тем не менее два этих фактора – тяга к спорту и национальная болезнь ожирения как-то совмещаются.

 

После работы в паб – милое дело

Опять же специфически английская картинка – группы мужчин в деловых костюмах сразу после окончания рабочего дня с кружками пива – в каждой по пинте (600 граммов) – на тротуарах у входа в пабы. В теплую погоду, конечно. Как зимой – не знаю. В пабы ходят не только представители сильного пола. Женщин там ничуть не меньше. Шум, гам, невозможность услышать собеседника за столом. Не знаю, сколько в среднем пинт потребляет средний клерк за вечер, но довольно забавно видеть на перроне вокзала возвращающихся домой молодых людей - все в тех же деловых костюмах, с портфелями или папками и слегка нарушенной координацией движений после посещения пивных заведений.

Паб – это такой же традиционный атрибут Лондона, как лихо рассекающие по узким улицам двухэтажные красные автобусы, идущие впритык к тротуарам (даже пассажиры в них выходят и заходят куда быстрее, чем в Москве, кто замешкался - тот опоздал, водитель ждать не будет), или знаменитые красные старинные телефонные будки. Или же как величавые утки на газонах  королевского Букингемского дворца.

В лондонских поездах не только жуют. В утренней электричке я видела девушку с длинными, почти до пояса, мокрыми волосами. Она их неторопливо расчесывала и, доехав до конечной остановки, вокзала Черинг-кросс, достигла только середины спины. Видимо, досушить голову ей придется в офисе. Мне объяснили, что это обычное явление.  Утром не хватает времени на туалет, поэтому в поезде и завтракают сэндвичами, и даже причесываются. С такой привычкой некоторые англичане не расстаются даже и в московских условиях. Зимой могут запросто надеть на мокрую голову шапку и отправиться на работу.

Значит ли это, что они не умеют планировать свое время? Нет, не значит. Час на обеденный перерыв большинство британцев используют не полностью. Уложившись с трапезой в более короткое время, они тут же возвращаются к своим обязанностям. В Англии не принято задерживаться на рабочих местах дольше положенного. Тем более что многие ездят на работу издалека, например, в Лондон - из Саутгемптона, находящегося на расстоянии 120 километров. Вот такие они странные.

 

Экологичность и закаленность

Что бы я еще отметила, так это выраженность экологического сознания англичан. Она несомненно выше, чем у нас. Свидетельством тому – отношение к братьям меньшим. В Гайдпарке и других парках Лондона полно пернатой живности, которую никто не обижает. Лебеди в прудах не боятся человека, плавают рядом с берегом, выходят и спокойно проходят вблизи гуляющих, привыкнув к безопасному сосуществованию с человеком. «Наблюдение птиц» - то, чем заманивают туристов многие английские графства.

Напротив дома, в котором мы жили, находится скверик с тремя огромными деревьями. Где-то в гуще их крон живет белка. И мы почти каждый день наблюдали, как она спускается на землю и бегает по газону. Людей она не опасается. Лишь однажды я видела, как ее спугнула невоспитанная собака, которую тут же призвал к порядку хозяин. В этом мини-сквере обитает такой же ручной лис по имени Норман, которого подкармливают жильцы. В квартире, нашем временном пристанище, стоят две мусорных корзины – для пищевых отходов и пластиковой упаковки. Социально ответственные граждане всегда сортируют мусор.

Закаленность англичан – еще одно неожиданное открытие. Жители страны, где растут благодаря Гольфстриму пальмы, лучше переносят холод, чем мы. При плюс 14 градусах девушки идут в летних платьях с открытыми плечами, дети бродят по колено в прохладной воде фонтанов. И смуглокожие британцы уже вполне акклиматизировались и не отстают от «коренных», извините за неполиткорректное выражение. Да и топят в домах отнюдь не так, как у нас. Может, поэтому они так любят чай?

 

Деловитость и демократичность

 

Несмотря на то, что этот город как магнит притягивает к себе богачей со всего мира, не исключая и российских, образовавших там свой Лондонград в престижных районах Челси и Кенсингтон, в нем нет вызывающей пышности и кичливости нуворишской столицы. Он не гламурен. Сотрудница местного офиса крупной международной компании нам рассказала, что их топ-менеджерам вполне по карману покупка «феррари», но корпоративная этика этого не приветствует. И они не покупают. Достойный пример для подражания. С другой стороны, я обратила внимание, что карта столичного метро испещрена символами с изображением человека в коляске – знак наличия необходимых условий для передвижения инвалидов. Нам до этого еще очень далеко. Той же конкретной заботой о человеке продиктовано наличие в метро и на железнодорожных вокзалах (по всей вероятности и в других публичных местах) дефибрилляторов – аппаратов для «запуска» остановившегося сердца.

 

Как из-за принципа неприкосновенности частной собственности

выгорел чуть ли не весь Лондон

Ну и наконец, последнее. Как ни странно, именно на родине капитализма я получила неожиданное для себя историческое подтверждение того, что обретший здесь фундаментальное значение принцип священности частной собственности вообще-то довольно уязвим. Знаменитый лондонский пожар 1666 года, в огне которого было уничтожено 2/3 зданий, можно было локализовать, если бы городские власти в самом его начале пожертвовали недвижимостью небольшой части граждан. Дело в том, что очаг огня тогда гасили путем разрушения загоревшегося дома и близлежащих строений. Отцы города посчитали невозможным это сделать, чтобы не нарушить права арендаторов и собственников, в результате чего бедствие приняло сокрушительные масштабы. 100 тысяч лондонцев остались без крова, а сам пожар вошел в летопись столицы как Великий.

Но британцев явно не смущает этот исторический парадокс. Доверие к сакральному принципу не подорвано. Англия сегодня пусть и не мировая столица, каковой была во времена своего финансово-экономического могущества, но один из мировых финансовых центров. Здесь по-прежнему умеют считать и просчитывать.  Сувенирные магазины Англии заполнены продукцией с изображением свадебных фото принца Уильяма и Кейт Мидлтон. Их уста сливаются в поцелуе на чайных чашках и пивных бокалах. Платье невесты и фильм об истории его создания демонстрируются для посетителей Букингемского дворца, куда мы могли взять билеты лишь через два дня после обращения. Молодость и обаяние этой пары конвертируются в подтверждение  демократичности британского общества и укрепление института монархии. «Мировую премьеру» их бракосочетания посмотрели несколько миллиардов телезрителей. Корона - еще один ресурс Великобритании. Сохранение традиций в нашем быстро меняющемся мире дорого ценится.

«Старая добрая Англия», романтизированная английскими классиками, конечно, канула в Лету. Мне трудно сказать, ностальгируют ли практичные британцы о бывшем величии своей империи, в которой никогда не заходило солнце. Сохранились средневековые замки и дома викторианской эпохи, анахроничные краны с горячей и холодной водой в некоторых отелях, привычки аристократической части общества. Но теперь богатые не кичатся своим богатством и платят 50-процентный налог. А некоторые бедные не стесняются своей бедности. Бездомные молодые люди в спальниках ночуют прямо на тротуарах.

А вообще интересно побывать в Лондоне. Главное ведь, что из любой поездки в чужой и незнакомый тебе мир ты выносишь какое-то новое понимание – не столько о нём, сколько о себе и своей стране.   

 

На снимках:  

1. Бывает, что в час пик в метро так просто не зайдешь.

2. В центре столицы. Подростки ожидают, как живая скульптура, изображающая гангстера, сейчас сделает выпад в их сторону.

3. На улице Пикадилли.

4. Офисные хомячки обедают на ступеньках.

5. Массаж в торговом центре.

6. Смуглокожий мальчик полностью адаптировался к английскому климату и бродит в холодной воде фонтана.

7. По обочинам тротуаров лучше не ходить. Автобусы едут впритык к ним. 

8. Как же в Англии без игры в крикет?

9. Просто симпатичная британка.

10. Велосипедная стоянка в Оксфорде.

11. Продавщица-толстушка.

12. В лондонском Гайдпарке мирно уживаются люди и птицы.

13. Аккуратные стеклянные балконы жилых домов. 

14. Модные девушки в резиновых сапогах.

15. И рыбе на тарелке было места мало.

16. Промокшие львы у Тауэра.

17. Циркачи на Трафальгарской площади.

18. Cеребряная дверь из киевского монастыря - экспонат музея Альберта и Виктории.

19. Полиэтничность.