Осторожно-кино!

На модерации Отложенный

Многие мечтают сниматься или работать в кино. Считается - это престижные и  интерсные профессии. Многие ругают сейчас  телевизионную и кинопродукцию. И правильно ругают. Честно говоря - я и сама не смотрю ТВ, противно. А ведь я, как не крути - работник этой системы.  Мне, правда, в какой-то мере повезло - довелось поработать с режиссерами-мэтрами (Ясан, Мельников, Татарский) и, кроме того в основном исторические проекты делали. От многочисленных "ментов" и им подобных "литейных" -  Бог миловал. Так почему же все так плачевно, мелко, дешево и уныло? При том, что все кричат, что огромные деньги вкладываются в кинематограф. Чтобы объясгнить этот парадокс нужно растрепать не одну кампанию или, допустим, вскрыть несколько фурункулов и рассмотреть под микроскопом их гнойное содержимое. Вот этим я сейчас и займусь, а кто не спрятался - я не виновата. Правда на этом этапе конкретных имен не называю. Рано. Итак, приступим:

1. Сценарии и сценаристы.
По всем каналам стоит публичный ор: "Нет сценариев, дайте, дайте!!" Это липа, дорогие мои. Сценариев навалом. Учитывая, что только ВГИК выпускает ежегодно целый курс сценаристов - куда все это девается, а? А кроме того - есть писатели, чьи книги легко превращаются в сценарии, есть классика, наконец. Да и заказной суценарий написать можно, почему нет. Только вот система фильтров не пускает. А система такова: на каждой студии есть редакция, заинтересованная лобировать определенных авторов. Ну, семейственность там, дружба давнее сотрудничество и т.д. Вопрос ведь о деньгах идет. Поэтому чужому сценарию не хочет редакция давать ход, лучше своему. Так и пылятся горы сценариев на столе редактора, а тот их и не читает, потому что, например в это время проталкивает опус своего мужа. Или сына. А в некоторых случаях и обоих.

2. Подача заявки.
Но, допустим режиссер берет сценарий и сам тащит его в ФАКК (это не ругательство, а федеральное агентство культуры и кинематографии). Тут шансов чуть более, но тоже - на вылеживание, на полочку. Двинуть этот кирпичик можно лишь самостоятельно найдя денежку, так сказать "под себя", извините за выражение. На этом этапе вступает в игру продюсер.

3. Нелегкие отношения с продюсером.
Продюсер это такой человек, который умеет занимать деньги в долг большими суммами. Чтобы потом еще и долго не отдавать. Или не отдавать совсем, если впишет кого-то под спонсорские денежки, налогом не облагающиеся. Продюсер не даст денег под неизвестного Васю  или Машу.  А вот если у Васи знаменитый киношный дедушка имеется или Маша понравилась самому продюсеру, тогда другое дело, тогда - даст. Допустим дедушка Васи обещает продюсеру, что он, именитый режиссер снимет данный проект. Потом дед получает откат (без этого никак, под него ж деньги дали, и кстати даватели денег продюсеру тоже на откатах сидят), а потом дедуля, допустим заболевает и передает съемки внуку. Продюсер скрипя зубами вынужден согласиться, т.к. деньги уже взяты и сроки поджимают. (У любого кина есть сроки сдачи, как у танка или здания). В случае с Машей продюсер сам знает зачем и ради чего он рискует чужими деньгами. А самый риск в том, что начинающий режиссер может не потянуть, не доснять до конца, потому как работа эта тяжелая. Почему я останавливаю внимание на начинающих режиссерах? Да потому что сейчас большгинство проектов висит на них, т.к. гонорар их не велик - экономия. На этом этапе продюсер приказывает набирать команду.

4. Команда.
Перво-наперво появляется линейный продюсер. Или - несколько, ели съемки ведуться в разных городах. Это люди, которым доверяет продюсер свои денежки.  Или думает, что доверяет. Или надеется, что эти люди не стащат всю сумму, а что-то оставят и на производство. Далее- каждый линейный продюсер нанимает для ебя директора. Это человек, котрый на оставшиеся от всех продюсеров средства должен снять картину вместе с режиссером и набранной им самим командой. Директор лицо материально-ответственное. Поэтому он должен быть тверд и деньги особо не разбазаривать. особенно - на производство. А то - себе не хватит.
Директор в свою очередь нанимает себе замов. У них та же функция что и у линейных продюсеров - охранять деньги, только они ниже рангом и имеют еще массу иных обязанностей по обеспечению съемки. Есть замы "да" - это те, которые помогают творческой группе, а есть замы "нет", те, которые манкируют любую работу, в результате чего ее исполнение падает на иных членов группы.
Далее набирается режиссерская группа, операторская, художник-постановщик, костюмерная бригада, проводится актерский кастинг, затем прикрепляются светики (осветитель)  еще кое-какая мелкая администрация, водители, спецтранспорт и вся эта разношерстная команда количеством 100, а  то и 150 человек пускается в плавание в утлой лодченке, склееной из поредевших продюсерских денег.

5. Планирование съемки.

Группа получает от второго режиссера план съемок и пытается начать процесс.
Однако, тенденция сегодняшнего дня такова: второй режиссер, чья профессия прежде была весьма уважаема, а ее нюансах я уже писала в заметке "Мотор-хлопушка", нынче некоторым образом выродился и действия его могут быть зачастую названы простым словом "вранье" или "подстава". Разъясню: существуют нормы для любого вида деятельности, как то - временные рамки, например. Типа того, что нельзя работать по 24 часа в сутки. Раньше порядочный директор и порядочный второй режиссер боролись за надлежащий график съемочного процесса.
Почему? Потому что режиссер не может молотить без отдыха, потому что художники не успевают готовить объекты, да и просто потому что людям спать нужно иногда, иначе они ничего не соображают.Так вот нынче полюбили строить графики так, что без выходных и дней подготовки, без сна и отдыха должны идти съемки. Нон-стопом. Чтоб покороче сделать съемочный период, так как это самая затратная часть общего процесса. Уважающий себя директор или второй режиссер постарается смягчить такую "потогонную систему". То есть выбить более щадящий график работы. Только где они теперь, уважающие себя? Никого почти не осталось - раз-два и обчелся. А сидят везде мелкие жулики, лизоблюды, люди с улицы, водилы бывшие, вояки неудавшиеся, пьянь и разная дрянь.Разумеется - замы - еще того хуже. Им все равно, какой будет результат. Им бы - отжать бабосов с картины. Все что им удается скрысить с производства - все идет в распил. Но главная проблема-то даже не в этом. А в том, что они средствами управлять не умеют. Прожигают направо и налево, никогда не экономят по настоящему, потому что знаний, навыка и умения-то нету! И получается, что на самом деле продюсер, самый верхний, кроме их гнилых улыбочек и подложных документов ничего не получает - ни экономии, ни управления , ни нормального процесса рабочего, а один сплошной бардак.

6. Бардак
Зачем и кому он нужен? Ответ прост. Чем мутнее вода, тем легче кое-кому в ней рыбку ловить. И получается такая картина: запутаны данные, процесс, документы, внутренние отношения так, что разобраться в этом верхнему начальству нет никакой возможности, особенно когда идут нон-стопом съемки и каждый день приходится решать насущные проблемы в огромном количестве. А пока определенная часть группы занимается крысятничеством и замутнением воды, творческая группа колотится насмерть, чтоб получить хоть какой-то результат.

7. Творческая группа.
Основной человек в ней, конечно, режиссер. Он самый уязвимый и одинокий. Продюсер ругает его, остальные, зачастую, ругаются с ним. При этом он должен не только выполнять дикий съемочный план, подсунутый неумехой - вторым режиссером и утвержденный хитрюгой-директором, а еще и как-то выполнять творческую задачу.
Операторская группа - наиболее привилегированный элемент. Они почти все уже состоят в профсоюзах, которые защищают их права, у них самый высокий оклад жалования и им платят за переработки. С ними же - светотехники. А почему - да потому, что у них в руках - главное - камера и снятый материал. И если что - они могут использовать этот рычаг против попытки неуплаты заработанных денег.
Художники - постановщики, костюм и реквизит. Самая уязвимая часть творческой группы. Потому что они - затратная часть производства. Плохая администрация - ярый враг художников. Потому что они все время приходят просить деньги. А деньги нерадивые замы хотели бы оставить себе. Отсюда - вечный конфликт. Художники выполняют волю режиссера, но при этом тенденция последних лет такова, что тебя заставляют выпрашивать, вымаливать деньги, как будто речь идет не о кинопроизводстве, а о постройке сарайчика на твоем личном участке. Эта борьба отнимает много сил и времени, которых и так не, потому что в отличии от иной части группы, художники не имеют выходных вообще, т.к. при уплотненных съемочных графиках на подготовку грядущих объектов отдельное время не предусмотрено.

8. Пример ненадлежащего управления. Героев страна должна знать в лицо.
Личность по имени Владимир Хомский (Мск), называющий себя линейным продюсером явился в СПб с целью снять блок сериала. Будучи профессиональным оратором он убедил многих поработать с ним, однако договора подписывать не спешил. С официальными учреждениями он тоже расправился ловко, предоставив гарантийные письма на оплату. Два дня его возил на машине водитель Александр Николаев, а на третий Хомский предложил ему стать директором картины. Водила естественно пришел в восторг от такого повышения о службе и взял на себя материальную ответственность перед группой и начал получать денежки на производство, незамедлительно взяв себе зама - лентяя и обжору Сергея Павлюченко. Не буду долго рассказывать, какой бардак развели эти граждане своей совместной деятельностью, и как тяжко было группе снимать кино под руководством данной звездной команды, но закончилось все плачевно. Хомский смылся по окончании съемок, не заплатив никому и оставив без оплаты половину арендованных для съемок объектов. Группа же, проживавшая в гостинице две недели, вынуждена была после бегства "продюсера" наскрести свои собственные скудные средства на оплату гостиницы, дабы не быть упрятанными в каталажку. "Директор" же Николаев на вопрос - не стыдно ли ему, что он кинул целую съемочную группу на гонорар ответил кратко: "Да и х..й -то с ними!"

9. Выводы.
На мой взгляд в сегодняшнем кинематографе самое плохое то, что почти не осталось профессионалов среднего звена: вторых режиссеров, линейных продюсеров, директоров, замов. на этих местах сидят сейчас малограмотные люди, не имеющие ни творческой жилки, ни знания самого производства, ни уважения к кино как к искусству. Это гнилая доска лесенки, на которой все спотыкаются.
При этом режиссеры, художники и сценаристы есть. Да, им не всегда пробиться дается, но они есть. Это как во врачебном мире - есть хирурги-волшебники, которые вас спасут, когда вы уже на операционном столе, но отсутствуют специалисты, которые помогли бы вам не попасть на операционный стол и отсутствует служба постоперационной реабилитации, которая помогла бы вам стать вновь относительно здоровым человеком.
Итак - сухой остаток.
1. Нам нужны профсоюзы.
2. Нам нужны грамотные специалисты среднего производственного звена. А лентяев, штрейбрехеров, крыс и подлецов - на кол:)))