В Армении оправдывается и даже героизируется преступление Андерса Брейвика

На модерации Отложенный

Интервью «Бакинского рабочего» с директором Института по правам человека НАНА, депутатом Милли Меджлиса Азербайджана Айтен Мустафаевой.

— Начну нашу беседу с такого вопроса: свидетельствуют ли два теракта, произошедшие в до сих пор благополучной Норвегии, а также беспорядки в Лондоне о закате европейского мультикультурализма?

— Возможно, моя позиция по данному вопросу вызовет удивление, но я отрицаю само существование такого понятия, как европейский мультикультурализм. Это — лозунг, призыв, красиво звучащий с высоких трибун, но не имеющий ничего общего с существующими реалиями. Кроме того, само слово мультикультурализм указывает на что-то, имеющее отношение к культуре.

Так вот, открытие европейских границ для жителей различных неевропейских государств, зачастую некогда входивших в состав колоний того или иного государства Старого Света, не имеет никакого отношения к культуре, это — жизненная необходимость европейских держав в решении своих демографических и иных внутренних проблем.

Образно говоря, процесс поднятия крышки с закипающего котла, призванный дать возможность выйти пару, не имеет никакого отношения к новым веяниям в различных жанрах искусства. Что же касается причин беспорядков в Лондоне, то их суть сводится к тому, что немалый процент жителей различных африканских или азиатских стран, получивших право на жизнь в государствах Европы, получая пособия, в условиях безработицы ведут откровенно иждивенческий или даже криминальный образ жизни.

Все это накладывается на усугубляющиеся социально-экономические проблемы всех государств Европы, что и выливается в рост числа конфликтов между потомками эмигрантов и коренным населением.

— Как вы считаете, случайно ли то, что норвежский террорист Андерс Брейвик, расстрелявший свыше семи десятков человек, был возведен некоторыми представителями армянского общества едва ли не в ранг героя?

— Это абсолютно закономерный ход действий. Если для любого воспитанного в нормальных культурных и мировоззренческих традициях человека диким и ужасным является не только само преступление Андерса Брейвика, но и мотивы этого теракта, то для некоторых армян, являющихся в какой-то степени взращенными под воздействием агитпропа и пропитанных идеями радикализма и шовинизма, это вполне нормальное явление.

И это неудивительно, молодое поколение армян с самого детства воспитывается в ненависти к туркам, азербайджанцам, они живут идеей построения «Великой Армении от моря и до моря», считая, что достижение этой мифической цели оправдывает любые средства.

Здесь уместно напомнить, что Армения является моноэтническим государством, руководители которого участвовали в оккупации территории Азербайджана и в убийствах мирного азербайджанского населения в Ходжалы, а позже провозглашали идеи о генетической несовместимости азербайджанцев и армян.

Налицо полнейшее игнорирование одного из наиболее ярких проявлений культуры любого народа — толерантности. И в этих условиях закономерным является то, что некоторыми в Армении оправдывается и даже героизируется кошмарное преступление Андерса Брейвика.

— А тем временем, видимо, вдохновленный примером Андерса Брейвика, некий уроженец Армении Карен Драмбян, получивший эстонское гражданство в начале 90-х годов, учинил стрельбу в Министерстве обороны Эстонии.

Как вы прокомментируете данный факт?

— В «Краткой хронологической энциклопедии», выпущенной Институтом по правам человека, указаны факты громких преступлений и терактов, совершенных в различных уголках мира этническими армянами, начиная с XIX века и до наших дней. Там четко указано, что этнические армяне стояли за совершением самых громких терактов в различных городах мира.

К примеру, в расстреле израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году участвовали и этнические армяне, они же взрывали аэропорты во Франции, расстреливали мирных граждан в США.

Эти преступления — результат передающейся из поколения в поколение армян идеологии, направленной на достижение своих мифических целей любой ценой, в том числе и ценой убийства людей, совершения терактов против мирного населения. И вполне возможно, что Карен Драмбян, который учинил стрельбу в Министерстве обороны Эстонии, является продуктом этой идеологии.

— А принесла ли эта идеология какие-либо дивиденды рядовым жителям Армении?

— Нет, конечно, не принесла. Ныне в Армении царит ужасающая социально-экономическая ситуация, резко беднеет население страны, пустеют города и села, люди в поисках хлеба насущного навсегда покидают страну. Существуют факты, с которыми невозможно спорить.

Это — стремительно ухудшающаяся социально-экономическая ситуация в Армении, которая уже заняла «почетное» второе место в рейтинге стран с самой слабой экономикой, составленным журналом Forbes.

Растет внешний долг Армении, увеличивается отток капиталов и населения из этой страны. Нынешнее руководство Армении в силу ограниченности знаний и понимания методик управления государством не в силах остановить процессы его падения в пропасть.

Все это — результат самоизоляции Армении, которая оккупировала 20% территорий Азербайджана и игнорирует международное право, а также резолюции международных организаций, призывающих к выводу армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий Азербайджана.

— А способен ли какой-либо политик в Армении, став президентом этой страны, ориентироваться на необходимость мирного сосуществования с соседними государствами, сотрудничества с ними, а не на передающуюся из поколения в поколение армян идеологию, включающую в себя территориальные претензии к соседним странам?

— Сложившуюся ситуацию изолированности и развала экономики страны могут попытаться изменить те, кто все еще остался жить в Армении. Они могут пойти за каким-либо политическим лидером, который способен бросить вызов действующей армянской власти.

Понятное дело, что Серж Саргсян так просто власть не отдаст. Возглавляемый им клан готов стрелять по собственному народу ради сохранения власти, что уже было продемонстрировано и в парламенте, и 1 марта 2008 года.

Но если все же к власти в Армении придет, например, Левон Тер-Петросян, то есть надежда на то, что он, как более трезвомыслящий и рациональный политик, извлек уроки из удручающих последствий для его страны от армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, и потому попытается достичь вывода Армении из самоизоляции.

А это возможно только при условии справедливого урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.