Триполи взят по сценарию захвата Багдада?

Фото: EPA
распечатать статью рассказать другу добавить в блог
Триполи, столица Ливии, был сдан повстанцам на основе секретной договоренности с возглавлявшим внешнюю оборону города Мохаммедом Эшкалом. Об этом сообщил британский еженедельник "Санди телеграф" (АУДИО)

Эшкал, в течение последних 20 лет входивший в ближний круг дсамых оверенных лиц полковника Каддафи, командовал бригадой, защищавшей Триполи с западного направления. "Он заключил сделку с Переходным национальным советом, согласно которой, когда наступил "час Х", он передал город повстанцам", - пишет британское издание.

Наверное, конкретные детали этой версии нуждаются в проверке. Но в целом она звучит вполне правдоподобно. Многие эксперты сразу отметили, что примерно таким же образом в 2003 году в ходе иракской кампании стран НАТО был взят Багдад.

Иракская столица была прекрасно подготовлена к обороне. Войска западной коалиции во главе с США долго медлили на подступах к городу, опасаясь ввязываться в явно невыгодные для них уличные бои. Невыгодными они были не только с чисто военной точки зрения. На тот момент мировое общественное мнение, в том числе западное, было настроено отнюдь не в пользу иракской кампании. Затяжные уличные бои с неизбежными жертвами среди мирных жителей и солдат западной коалиции могли стать решающим аргументом в пользу прекращения войны на основе некого компромисса. Но вести в Багдаде уличные бои с непредсказуемым исходом силам вторжения так и не пришлось.

Как говорит главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, деньги оказались более эффективным средством, чем оружие:

"И в том и в другом случае – и в Багдаде и в Триполи - был реализован известный афоризм, приписываемый Александру Македонскому: осел, груженный золотом, откроет ворота любой крепости. Тактика подкупа была реализована в Ливии, разумеется, не руками мятежников из Бенгази, а, очевидно, офицерами западных разведок. Именно они, как представляется, обеспечили вступление в контакт с людьми, занимавшими ключевые позиции в обороне Триполи.

А то, что были возможности для противостояния наступлению мятежников, - это сомнения не вызывает."


Скачать

В целом в Ливии, хотя и с определенными отличиями, был реализован иракский сценарий, полагает президент центра стратегических исследований Ирака Васик аль-Хашими:

"Разумеется, схожесть ситуаций в Ливии и Ираке налицо. В первом случае была прямая оккупация страны США и ее союзниками. Во втором – в результате разного рода помощи повстанцам, поскольку без такой поддержки тем никогда бы не удалось свергнуть Каддафи. И в Ираке, и в Ливии кампании сопровождались многочисленными жертвами среди мирного населения и повальным уничтожением существующей инфраструктуры. И последнее, в чем я вижу схожесть иракского и ливийского сценариев – это возможность развала страны: в случае с Ираком на три части, в случае с Ливией – на две."

Главное же действующее лицо, что в 2003 году в Багдаде, что в 2011 году в Триполи практически одно и то же, - говорит Игорь Коротченко:

"По своему боевому составу мятежники из Бенгази представляют собой неорганизованную толпу. Противостоять регулярным подразделениям правительственных войск они бы не могли, не говоря уже о захвате Триполи. В связи с этим хочу отметить, что в западной прессе появлялись сообщения о том, что координация действий повстанческих отрядов осуществлялась офицерами НАТО. Кроме того, в распоряжение ливийских повстанцев были переданы беспилотные летательные аппараты. Канадская фирма-производитель этих беспилотников на следующий день после падения Триполи разместила на своем интернет-сайте рекламный баннер. И на нем эта компания прямо заявляет, что аппараты, которые поставляли разведданные мятежникам, были произведены именно ею. В целом, мы можем говорить, что имела место спланированная спецоперация НАТО, результатом которой и стал столь неожиданный захват Триполи."


Скачать

"Лидеру ливийской революции" уже уготована примерно такая же участь, что и свергнутому президенту Ирака Саддаму Хуссейну. Как заявил министр юстиции Переходного национального совета Мухаммед Аль-Алаги в интервью газете “The Times”, "в случае поимки, диктатора будут судить на открытом процессе за преступления против человечности, после чего он будет расстрелян". Насколько объективным будет суд, раз приговор заранее известен, наверное, рассуждать не стоит.