Президентские выборы в Абхазии: преемственность стратегического курса

На модерации Отложенный

   Президентские выборы в Абхазии, как и прогнозировали эксперты РИСИ еще до объявления даты голосования, завершились победой в первом туре продолжателя стратегического курса покойного президента Сергея Багапша на дружбу и партнерство с Россией, и.о.президента (до официального начала предвыборной кампании) Александра Анкваба. Политик, позиция и программа которого, в наибольшей степени отвечают национальным интересам России, получил 54,8% голосов избирателей. Его соперники – премьер-министр Сергей Шамба и лидер оппозиционного Форума народного единства Абхазии Рауль Хаджимба – набрали 21% и 19,8% соответственно.

 

Несмотря на весьма резкие заявления проигравших кандидатов о возможных массовых фальсификациях и нежелании отдавать «заслуженную победу», прозвучавшие во второй половине предвыборной кампании, Шамба и Хаджимба признали свое поражение. Утром после выборов Сергей Шамба, штаб которого обвиняли в использовании недостойных методов – в частности, организации и тиражировании интервью Тенгиза Китовани, бездоказательно обвинявшего Александра Анкваба в «работе на Грузию» – поздравил бывшего соперника с победой. Анкваб, в свою очередь, ответил, что «мы уже забыли» все непростые моменты президентской кампании. Он также еще раз подтвердил, что российско-абхазские отношения будут «только улучшаться», а Абхазия будет демонстрировать «всему миру», что, признав ее, Россия сделала «и правильный шаг, и очень правильный выбор».

Ведя кампанию, Александр Анкваб сознательно отказался как от наглядной агитации, так и от несбыточных обещаний, которыми пестрят, пожалуй, любые предвыборные программы. Ставка на ответственного избирателя полностью себя оправдала: граждане Абхазии вновь, как и в 2004 году, когда президентские выборы грозили перерасти в вооруженное противостояние между сторонниками различных кандидатов, продемонстрировали политическую зрелость в определении собственной судьбы.

 

На первой пресс-конференции после официального объявления предварительных итогов избранный президент, пользующийся заслуженной репутацией жесткого и принципиального руководителя, пообещал, что «никакой диктатуры в Абхазии не будет». С другой стороны, создается впечатление, что подобная перспектива (разумеется, в разумных пределах) пугает лишь горстку либеральных сухумских журналистов. В республике, как и на постсоветском пространстве в целом, востребована идеология «сильной руки». Большинство людей хотят порядка, что и стало одной из важных причин победы Анкваба.

 

Вызывает удивление, что многие московские (и не только) аналитики, видимо, не считая нужным ознакомиться с общественными настроениями «в поле», вплоть до окончания голосования предсказывали победу Сергею Шамбе, не приводя при этом убедительных аргументов в пользу такого развития событий.

Они же почему-то у*** не замечали, что программы Шамбы и Хаджимбы носят явный отпечаток абхазского национализма. Очевидно, что, хотя Абхазия является национальным государством абхазского народа, резкие движения в направлении, например, перевода делопроизводства и системы образования исключительно на абхазский язык могли бы привести только к обострению межэтнических отношений и дестабилизации в обществе. Это, как и ряд аналогичных моментов, безусловно, негативно сказалось бы и на российско-абхазских отношениях.

 

Уважение, которым пользуется в абхазском обществе Александр Анкваб, как и надежды, связываемые гражданами республики с этим политиком, возникли не после объявления внеочередных выборов три месяца назад, а многими годами ранее. Его победа была предсказуема, несмотря на то, что большинство российских аналитиков отдавали предпочтение Сергею Шамбе.

 

Как показывают итоги выборов, народные надежды нисколько не потускнели за те без малого семь лет, что проработал Анкваб на высших государственных должностях. Выходит, избиратели, как и положено, оценивают не столько личность (и тем более предвыборную агитацию), сколько дела, и оценивают их весьма высоко.

 

Новую работу Александра Анкваба простой не назовешь, но у большинства граждан республики нет сомнений, что он достойно справится с ней. Определенные силы в Москве, безусловно, предпочли бы иного, «управляемого» (по их собственным словам) кандидата. Не представляя реальной ситуации, они хотели бы «рулить» Абхазией в узких интересах тех или иных финансовых групп. Однако народ Абхазии, как и в 2004 году, когда вмешательство отдельных групп россиян в предвыборную кампанию едва не привело к фатальным результатам, не предоставил этим лоббистам такой возможности. Не вызывает сомнений, что Александру Анквабу и Дмитрию Медведеву, поздравившему его с победой, не придется искать общий язык, потому что руководство России и Абхазии говорят на одном языке.

 

РИСИ



Рыблов Артём Сергеевич
Российский институт стратегических исследований
тел: + 7 916 142 7629
E-Mail: riss·moscow@mail·ru
сайт: http://www.riss.ru