Племенизм (Актуальный этап "национализма")

На модерации Отложенный

Добролюбов Н.А.:

Люди, входящие в подобную роль — неопытного, заносчивого школьника или престарелого, недальнего слуги обнаруживают, конечно, весьма низкую степень развития нравственного и умственного.

Подобно этому — и псевдопатриоты, фразисто расписывающие свою любовь к милому, славному, великому отечеству, доказывают только что им, кроме фраз, нечем заняться. Их развитие не так высоко, чтобы понять значение своей родины в среде других народов; их чувства не так сильны, чтобы выразиться в практической деятельности; их личность не столько самобытна, чтобы в собственных силах искать прав на какое-нибудь значение. И вот эти нравственные недоросли, эти рабски ленивые и рабски подлые натуры делаются паразитами какого-нибудь громкого имени, чтобы его величием наполнить собственную пустоту. Нередко это громкое имя бывает — отечество, родина, народность, и тут уж не бывает конца цветистым фразам и реторическим изображениям, лишенным всякого внутреннего смысла.

 

На деле, разумеется, не бывает у этих господ и следов патриотизма, так неутомимо возвещаемого ими на словах. Они готовы эксплуатировать, сколько возможно, своего соотечественника, не меньше, если еще не больше, чем иностранца; готовы так же легко обмануть его, погубить ради своих личных видов, готовы сделать всякую гадость, вредную обществу, вредную, пожалуй, целой стране, но выгодную для них лично... Если им достанется возможность показать свою власть хоть на маленьком клочке земли в своем отечестве, они на этом клочке будут распоряжаться, как в завоеванной земле... А о славе и величии отечества все-таки будут кричать... И оттого они — псевдопатриоты!..

 

«Такие люди есть всегда и везде. И называются они психопатами, то бишь носителями сверхценной для себя идеи, которую они для себя же и реализуют: "Все мы в России — русские: русские татары, русские чеченцы, русские сибиряки". Плюснин Ю., д.ф.н.

 

СОЦИОПСИХИАТРИЯ

 

Шикльгрубера болезнь (племенизм): биологическое самоопределение стадности скотства: свое не пахнет, и стайности зверства: богатый и бедный одной крови.

Анамнез. Расстройство мышления обилием систематических конфабуляций без грубых расстройств памяти, ее пробелов, при достаточной ориентировки в месте, времени и собственной личности. Совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием племениста, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне.

Заболевание из группы вторичного бреда идеи  племенного превосходства-исключительности на базе чувства неадекватности (органической и интеллектуальной неполноценности). Атипичная, относительно рано (в юношеском возрасте) наступающая форма социального слабоумия. Возможно более позднее начало, в среднем и даже старческом возрасте в форме социального делирия. От клиники тотального слабоумия населения отличается очаговостью теоретико-психопатологической симптоматики на локальной административной территории.

Вначале характерно проявление социально-психической дезадаптации племского (на непатологическом или патологическом уровнях) при наличии неразрешимых микросоциальных конфликтов. 

Основные признаки Ш.б.(п.): 1) племенизм является следствием болезни и, таким образом, в корне отличается от заблуждений и ошибочных убеждений психически здоровых; 2) племский всегда ошибочно отражает действительность, хотя иногда в отдельных посылках он может быть прав; 3) идеи племенизма непоколебимы, не поддаются коррекции; 4) идеям племенизма присущи ошибочные основания (паралогика, «кривая» логика); 5) в большинстве случаев Ш.б.(п.) возникает при ясном сознании (исключение составляют экзогенные параноиды); 6) идеи племенизма тесно спаяны с изменениями личности племского, они резко меняют присущую до того систему отношений к самому себе и к окружающему; 7) идеи племенизма не обусловлены интеллектуальным снижением: Ш.б.(п.) чаще наблюдается при хорошем интеллекте.

Уровни реализации патологических тенденций Ш.б.(п.) в социуме зависят  от сочетания факторов индивидуально-личностной готовности племского (узловых моментов  биографии), от стрессовой (конфликтной) ситуационной нагрузки и нарушения взаимоотношений племского и среды, в связи с изменениями в сфере ближайшего социального окружения (семья, производство).

Этиология. Рассматривая Ш.б.(п.) в клинико-психологическом аспекте,  учитывается взаимодействие факторов риска трех основных уровней — психопатологического, индивидуально-личностного и ситуационно-средового.

1)    Автоматизм командный: повышенная подчиняемость племского командам окружающих при кататонической гипервнушаемости, когда, выполняя чьи-либо команды, приказания, племский способен к агрессивно-разрушительным действиям.

2)    Агрессивности – один  из механизмов психической защиты от фрустрации агрессией, направленной не на фрустрирующий фактор (представители собственного племени), а на некий вторичный объект (другое племя - «они», «не мы»), сознательно принимаемый за источник фрустрации. Примером этого является агрессия переключения, наблюдающаяся в тех случаях, когда агрессия на реальный фрустратор (свое племя) нежеланна, может привести к тяжелым последствиям. К механизму агрессии переключения относят: негативизм («бей …», «спасай …»), критиканство («заполонили, обокрали, объели, понаехали»), отказ в сотрудничестве, если оно направлено на истинный источник фрустрации («свое не пахнет»).

3)    Ажитации (лат. agitatio — приведение в движение). Взаимное возбуждение племских, двигательное беспокойство, непрестанная потребность в манифестации племенного единства: «Я племский! Sig Heil!», «Говорим по племски! Gott mit uns!». Всегда протекает с аффектом ненависти, тревоги, страха. Наблюдается также при многих психических заболеваниях — алкогольном делирии, кататонической шизофрении, эндогенной депрессии (ажитированная депрессия).

4)    Амбивалентность (лат. аmbi — вокруг, с обеих сторон, valens — сильный). Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков Ш.б.(п.) — склонности племского отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида амбивалентности Ш.б.(п.): 1) в аффективной сфере — одно и то же представление о своем племени сопровождается и приятными и неприятными чувствами любви-ненависти; 2) в области воли — амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности амбисентенцией — одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. У племского обнаруживаются противоречивые или противопоставляемые суждения («величие жизни на коленях»).

Эти расстройства типичны также для больных шизофренией, и наблюдаются  при  алкогольных интоксикациях.

 

И.С. Тургенев:

Ну а вот уж Вашего Страхова — несмотря на Вашу ре­комендацию — читать я не стану. С меня довольно того, что я прочел из элукубраций этого смертного.2 Ко всему славя­нофильствующему я чувствую положительное физическое отвращение — как к дурному запаху, дурному вкусу, как к Брюллову или Г. Доре.3 Пухло, неопрятно, прело и в рыло лезет. Да и лампадой церковной отдает. Нет, западник я—и неисправимый; от одного упоминовения о том, что «наш брат русак, однако...» и т. п., у меня под ложечкой сосет — и внутренность  щек  наливается  кислой водой тошноты. (Письмо А.А. Фету, 02.09.1873)

 

2 Критик «почвеннического» направления Н. Н. Страхов был в  дружеских отношениях с Фетом. Помимо славянофильских тенденций, нередко сказывавшихся в критических выступлениях Страхова, Тургенева, по-видимому, крайне раздражала реакция этого критика на роман «Дым» и статью «По поводу „Отцов и детей"» (см.; наст. изд., Сочинения, т. VIII, стр. 602 и т. IX, обзор критической литературы о «Дыме» на стр. 536—537).

«Элукубрация» (от франц. elucubration) — разглагольствование.

3 Резко отрицательные суждения Тургенева о Брюллове, как представителе ложновеличавой школы в. искусстве, см. также в «Литературных и житейских воспоминаниях», в романе «Дым» (гл. XIV) и в ряде писем (см., например: Письма, т. III, №№ 577, 582, 584 и наст. том, №№ 3156, 3157). По-видимому, к этой же школе Тургенев относил и Г. Дорэ,  в творчестве которого заметна склонность к романтическим эффектам.