Война в Ливии наносит поражение России

Россия стремительно проигрывает в крупной геополитической игре, главным "призом" в которой является Ливия. Вот-вот рухнет режим Муаммара Каддафи, правившего страной более 40 лет. А новые власти, которые будут состоять из оппозиционных ему сил, что сейчас грабят его захваченную резиденцию и ведет ожесточенные бои с его армией, вряд ли легко простят России ее "дружбу" с Каддафи. Впрочем, пока дело за дипломатами - посольство РФ постепенно восстанавливает свою деятельность в Триполи, а повстанцы взяли его под охрану.

Потеря давнего союзника в Африке обернется для России вполне конкретным экономическим ущербом, и первыми жертвами здесь станут российские нефтегазовые компании, пишет в четверг РБК. До начала гражданской войны такие гиганты, как "Газпром", "Газпром нефть", "Татнефть", вложили в развитие бизнеса в Ливии многие миллиарды, и теперь рискуют их потерять.

К примеру, "Газпром нефть" планировала разрабатывать месторождение Elephant и должна была приобрести половину доли итальянской ENI в этом проекте за 163 миллиона долларов. В итоге она получала бы ровно треть в консорциуме, участвующем в разработке ливийского месторождения с запасами в 110 миллионов тонн нефти. Однако теперь этим планам, похоже, не суждено сбыться, отмечает агентство.

У "Татнефти" в Ливии есть лицензии на разработку четырех участков в районе Гадамес и Сирт общей площадью 18 тысяч квадратных метров. Там компания уже пробурила разведочные скважины и вовсю добывала нефть - около 55 тонн в сутки. Что будет после смены власти в этой стране - неизвестно. 

Ливийская оппозиция недавно заявила, что не планирует расторгать уже существующие нефтяные контракты с иностранными компаниями, однако, как полагают экономические обозреватели РБК, "отсев" все же произойдет по принципу "законности контрактов".

Грубо говоря, западным странам, помогавшим революции, не только нечего опасаться, но можно смело рассчитывать на "расширение сотрудничества". А вот у таких стран, как Россия, в контрактах вполне могут найти "коррупционную составляющую" или другие поводы для расторжения.

Впрочем, нефтегазовые инвестиции - это еще полбеды. Верного рынка сбыта скорее всего лишатся российские оружейники. Потери в этой сфере будут громадными - достаточно вспомнить, что правительство Каддафи заказало противокорабельные комплексы на 600 миллионов евро, а также учебные самолеты Як-130. Контракты пока не реализованы и уже вряд ли будут.

Кроме того, российский оборонный комплекс уже понес убытки на 4 миллиарда долларов в результате санкций Совета Безопасности ООН, запретивших поставлять какие-либо вооружения и товары военного назначения режиму Каддафи. Эти данные - официальные оценки "Рособоронэкспорта".

Достаточно комфортно до начала мятежа чувствовала себя в Ливии и компания РЖД - в частности, планировала построить скоростную линию Сирт - Бенгази протяженностью 550 километров. Контракт был подписан еще в 2008 году, и российские железнодорожники уже успели вложить часть средств в этот проект, судьба которого теперь повисла в воздухе.

По мнению главы российско-ливийского делового союза Арама Шегунца, российским компаниям придется покинуть африканскую страну.

"Мы потеряли Ливию окончательно. Нам не дадут зеленый свет, и если кто-то думает по-другому, это обман", - заявил он в среду агентству Reuters.

Примерно то же самое произошло в свое время в Ираке, где после американо-британского вторжения и свержения Саддама Хусейна фактически произошел передел нефтяных месторождений в пользу компаний США. Из российских концернов в эту страну вернулся только "Лукойл", однако для того чтобы вернуть себе месторождение "Западная Курна-2", компании пришлось приложить немало сил и денег, напоминает РБК.

Стоит также учесть, что западные конкуренты России, вдохновленные успехом в Ливии, вслед за этим вероятно нацелятся на нефтеносную Сирию. Площадка для активных действий уже фактически готова: там тоже происходит народный бунт, режим Башара Асада зверствует в ответ, возмущая мировое сообщество, ООН рассматривает возможность санкций. Стоит ли говорить, что потеряет Россия вместе с этим своим традиционным союзником на Ближнем Востоке.

Очевидно, России в ближайшее время придется кардинально пересмотреть свою до последнего времени удачную стратегию "дружбы" с режимами, которые на Западе традиционно считают "одиозными". В противном случае их один за одним будут "менять", и Россия лишится своего доходного рынка сбыта, доставшегося еще со времен СССР.

Россию уже не пригласили на парижскую встречу "друзей Ливии". МИД огрызнулся

То, что "новая Ливия" будет переориентирована на западных партнеров, уже частично подтверждается: 1 сентября в Париже объявлен сбор так называемой контактной группы друзей Ливии, и Россия туда пока не приглашена. "Мы такого приглашения не видели", - заявил в четверг на брифинге в Москве официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.

"Что касается принципиальной нашей позиции в отношении так называемой "международной контактной группы друзей Ливии", то мы считаем, что центральная роль принадлежит ООН и СБ ООН в вопросах политического урегулирования в Ливии, а не квазиструктуре типа международной контактной группы или других структур", - продолжил дипломат.

При этом, считая, что постконфликтное обустройство Ливии должно быть исключительно под эгидой ООН, в Москве считают, что следует осторожно подходить к направлению в эту страну миссии Организации.

В целом, по мнению МИДа, ситуация в Ливии остается неясной, и о бесповоротном переломе говорить пока рано, сохраняется "тревожное ожидание". "Мы стараемся очень оперативно реагировать на все изменения обстановки. Что будет дальше - будем смотреть, так что с прогнозами подождем, - сказал Лукашевич. - Как говорят на Востоке, даже аллах всемогущий не может сказать, как будут развиваться события в Ливии".

Накануне об "аккуратной" позиции России говорил президент Дмитрий Медведев. Впрочем, он не исключил, что Россия будет рассматривать возможность установления отношений с повстанцами в Ливии, "если у них хватит сил для объединения страны на демократических основах".