Для чего создали самую большую подлодку, и какая судьба постигла уникальную машину
Для чего создали самую большую подлодку, и какая судьба постигла уникальную машинуВ 1982 году на вооружение Советского Союза поступила первая новейшая подводная лодка проекта «Акула».
Уникальное судно предназначалось для охраны родных берегов страны Советов, став одним из важнейших компонентов ядерной триады.

Впрочем, в этом качестве «Акула» была далеко не первой и не уникальной. До неё у СССР были и другие подобные лодки.
Зачем же в таком случае потребовалась новая? Ведь на этот проект Союзу пришлось потратить натурально бессчётные миллионы рублей.
1. Зачем создавалась «Акула» и сколько вообще таких лодок построили в СССР?

Грозный подводный крейсер.
Кратко историю проекта «Акула» можно описать выражением: «А чего они первые начинают!».
Дело в том, что ещё в 1960-е годы в Соединенных Штатах начали проводить научно-конструкторские изыскания с целью создания нового (III) поколения подводных ракетных крейсеров.
Новые субмарины США должны были стрелять баллистическими ракетами повышенной дальности. Собственно, в рамках решения этой задачи американцы и создали сначала ракеты Трайдент I с дальностью стрельбы 7.4 тысяч км, а вслед за ними и подходящий подводный ракетоносец – подлодки типа «Огайо».
При этом уже в начале 1970-х годов стало очевидно, что именно новенькие «Огайо» вскоре станут костяком стратегических наступательных ядерных сил «Сияющего града на холме».
Соответственно, в Советском Союзе не собирались сидеть сложа руки и ждать, пока американцы нарушат хрупкий паритет сил между блоками.
Стране Советов в срочном порядке понадобился собственный подводный крейсер нового поколения, так же как и новейшая ракета для него.
Последнюю начали разрабатывать в 1971 году КБ Машиностроения. Меньше, чем через год советские конструкторы взялись и за перспективную подводную лодку.
Закономерным образом к делу привлекли знающих парней из ЦКБ «Рубин». Советские конструкторы трудились как проклятые, благодаря чему отставание от американских коллег удалось преодолеть в кратчайшие сроки.
Уже в 1976 году в США и СССР были фактически одновременно заложены первые подводные крейсера III поколения «Огайо» и «Акула».
2. Что было особенного в советских «Акулах»?

Акула стала ответом на американскую Огайо.
Нужно ли говорить, что с технической точки зрения подлодки проекта «Акула» стали в момент времени не просто шедевром, а торжеством высоких технологий?
При этом по целому ряду параметров советская субмарина превосходила американскую сводную родственницу.
Так, в отличие от заокеанской «Огайо», отечественные «Акулы» были приспособлены для несения длительного дежурства в полярных водах.
Вслед за построенной ранее «Золотой рыбкой» (К-222) новую субмарину оснастили уникальным титановым корпусом.
Наконец, советская подлодка получилась заметно больше.
Если водоизмещение «Огайо» составляло всего 18.7 тысяч тонн в подводном положении, то водоизмещение «Акулы» достигало 48 тысяч тонн в аналогичном положении.
При этом ходовые качества подлодок под водой оказались идентичными – 25 узлов, советская «Акула» проигрывала «Огайо» по скорости движения лишь на поверхности: 15 узлов против 17.
А вот, что касается огневой мощи, то и здесь советская субмарина оставляла «Огайо» позади.
Хотя «американка» несла больше ракет 24 МБР против 20. Советские 100-тонные ракеты Р-39 летели дальше и били страшнее из-за большего числа боевых блоков. У каждой Р-39 их было по 10, против только 8 у каждой Трайдент I.
3. Какая судьба постигла уникальные субмарины?

Уникальная субмарина.
Все шесть тяжелых подводных ракетных крейсера проекта 941 «Акула» были выведены из состава флота, списаны и отправлены на утилизацию.
Крейсера с индексами 202, 12, 13, 17 и 20 или уже были разрезаны на металлолом, или будут разрезаны в ближайшие годы.
Крейсер с порядковым номером ТК-210 даже не закладывался.
На момент 1990 года от подлодки существовали лишь отдельные корпусные конструкции, которые разобрали в том же году в рамках кампании по утилизации.
Больше всего повезло крейсеру с номером ТК-208 «Дмитрий Донской».
На протяжении почти 6 лет, вплоть до 2010 года субмарина служила русскому военно-морскому флоту в качестве плавучей лаборатории.
В частности, именно ТК-208 использовался в качестве пусковой установки для испытаний новейших баллистических ракет типа Р-30 «Булава».
Из состава флота подлодку-лабораторию вывели лишь в 2023 году. Спустя 2 года она остаётся в Санкт-Петербурге, где ждёт своего часа. Поговаривают, что 208-ю «Акулу» хотят превратить в корабль-музей.
4. Почему уникальные лодки отправляют на утилизацию?

Все подлодки утилизировали.
Существует ключевые две причины, почему российские власти отказались от дальнейшей эксплуатации уникальных ракетных крейсеров. Первая и она же главная – деньги.
Даже по советским меркам «Акулы» были страшно дорогие. Причём речь идёт не только и не столько о постройке этих лодок, сколько о их содержании.
По самым скромным оценкам одна «Акула» обходилась российскому бюджету в 300 млн рублей.
Для понимания – это почти в два раза дороже, стоимости содержания предыдущей самой дорогой подводной лодки – субмарин типа «Дельфин».
Вторая причина – это отсутствие необходимости в «Акулах», в результате отказа России от твёрдотопливных ракет Р-39 в рамках договора о сокращении стратегических вооружений.
По состоянию на 2012 все остывавшие в резервы ракеты этого вида – утилизированы.

Последний раз с них запускали Булаву.
Комментарии