Платят все
Как рост просрочки в банках превращается в проблему даже для тех, кто никогда не брал кредиты.

Владислав Лейбов,
финансовый аналитик
Российская банковская система столкнулась с серьезным ростом объемов проблемных кредитов. Об этом говорят не только сухие цифры банковской отчетности, но и сами банкиры. Например, зампред правления, финансовый директор Сбербанка Тарас Скворцов так рассказал об этом: «По неплатежам в рамках корпоративных клиентов и в целом на рынке юрлиц мы четко видим тенденции, что неплатежи растут». По словам банкира, хуже платит малый бизнес, которому, в свою очередь, менее оперативно платят более крупные контрагенты. Негативная тенденция задержки платежей идет по всей цепочке предприятий.
Причем этот процесс только развивается. «Пик именно просроченной задолженности, возможно, еще не пройден, и те кредиты, по которым мы резервы создали и по которым видим риски, возможно, они еще будут выходить, и возможно, просрочка продолжит расти», – рассказал Скворцов.
Что касается финансовой отчетности, то и в ней рост объемов проблемных долгов становится очень заметен. Это при том, что банки обычно вовсе не стремятся как можно скорее показать в отчетности Центробанку все кредиты, которые стали проблемными.
Однако по итогам 9 месяцев 2025 года проблемными банками признаны кредиты предприятиям на общую сумму 10,4 трлн. рублей, что составляет 11,4% от всего объема портфеля кредитов юрлицам. За январь-октябрь 2025 года объем проблемных кредитов вырос на 1,9 трлн. рублей или на 22%.
В сегменте малого и среднего бизнеса ситуация ухудшалась быстрее, чем у компаний в целом. За 9 месяцев 2025 года объем проблемных кредитов МСБ возрос на 200 млрд. рублей или на 29,4% до 1,4 трлн. рублей. При этом доля проблемных кредитов в портфеле МСБ возросла до 14%. Еще 4,3% кредитов МСБ – это рискованные реструктуризации.
В сегменте кредитования частных лиц ситуация тоже внушает тревогу. Проблемные потребкредиты составляют 12,9% от объема портфеля, с начала 2025 года рост составил 3,8 п.п. По данным Центробанка, ухудшается качество кредитов, выданных в 2023 и 2024 годах, когда банки активно наращивали портфели, выдавая кредиты заемщикам без кредитной истории и с высокой долговой нагрузкой.
Заметный рост объемов проблемных кредитов отмечен в сегменте ипотеки. С начала года доля проблемных ипотечных кредитов возросла с 1% до 1,7% от объема портфеля или на 150 млрд. рублей. Это произошло за счет вызревания кредитов, выданных в 2023-2024 годах по массовой программе льготной ипотеки. Сильнее всего ухудшилось качество кредитов, выданных на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Треть таких кредитов выдавалась заемщикам с высокой долговой нагрузкой, которым оказалось ожидаемо тяжело вносить ежемесячные платежи. В результате доля проблемных кредитов в сегменте ИЖС за 2 года возросла с 0,2% в портфеле до 4,6% или в 20 раз!
В такой ситуации банки стали осторожнее подходить к выдаче новых ссуд. В октябре 2025 года доля отказов частным лицам по заявкам на кредиты достигла 82%!
Что касается реструктуризаций кредитов, то и тут заметен рост. По последним доступным данным, за январь 2024 года – сентябрь 2025 года частными лицами было подано 8,7 млн. заявок на реструктуризацию кредитов. Причем только за 3-й квартал 2025 года подано 1,6 млн. заявок, что на 9% больше, чем во 2-м квартале 2025 года. Банки за 2024-2025 годы одобрили 27% заявок и провели 2,3 млн. реструктуризаций кредитов на общую сумму 1,5 трлн. рублей. Частая причина отказа в реструктуризации – невозможность заемщика подтвердить свою трудную жизненную ситуацию документально.
От предприятий МСБ за период с января 2024 по сентябрь 2025 года в банки поступило 370 тыс. заявок на реструктуризацию кредитов. Удовлетворено 131 тыс. или 37% от числа поступивших заявок на общую сумму 1,3 трлн. рублей.
Объем кредитов, реструктурированных банками корпоративным заемщикам, оказался ожидаемо самым большим. С февраля 2022 по октябрь 2025 года банки реструктурировали корпорациям кредиты на общую сумму 17,3 трлн. рублей, что составляет 20,8% от совокупного корпоративного кредитного портфеля.
В традиционном для Центробанка «Обзоре финансовой стабильности» говорится о падении по итогам 8 месяцев 2025 года прибыли компаний на 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 16 трлн. рублей. Рост убытков происходил в строительстве, нефтегазовом секторе, транспортной и угольной отраслях. Впрочем, проблемные компании есть и в других отраслях экономики. В итоге с трудностями в обслуживании долга могут столкнуться корпорации, на которые приходится 67% из 44 трлн. рублей корпоративных кредитов. Наиболее уязвимыми оказываются компании малого и среднего бизнеса, которым крупные компании удлиняют сроки оплаты.
Коллекторы потирают руки в ожидании продажи банкирами и МФО новых портфелей проблемных долгов.
За 9 месяцев 2025 года коллекторам передали по агентской схеме 47 млн. кредитов и займов на общую сумму 1,2 трлн. рублей, что на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным НАПКА, сроки передачи коллекторам долгов с момента возникновения проблем снизились в среднем до 2 месяцев, а четверть кредиторов передают коллекторам долги уже через 35 дней после наступления просрочки.
Причин такого роста проблемных кредитов несколько. Назову лишь основные.
Не секрет, что бОльшая часть корпоративных кредитов выдана по плавающим ставкам. Это значит, что при росте ставок на финансовом рынке банки не только выдают новые кредиты по более высоким ставкам, но и автоматически пересматривают ставки по уже действующим кредитным договорам. Проблемы с высокими ставками по корпоративным кредитам накладываются на целый комплекс макроэкономических проблем, в результате которого компании ряда отраслей оказались в непростом финансовом положении.
Малый бизнес, ставки по кредитам которому традиционно заметно превышают ключевую ставку Центробанка, в таких условиях вынужден перекладывать все свои возросшие расходы на покупателя, что получается не всегда. В результате – рост просрочки и банкротств.
Что касается роста просрочки по кредитам частным лицам, то тут тоже нет ничего удивительного. Банки в погоне за ростом объемов портфелей и прибыли долгое время выдавали кредиты с повышенным риском заемщикам, у которых уже была большая ссудная задолженность. Расчет банков был на быстрое снижение ставок на рынке и на быстрый рост реальных доходов россиян. Когда же оба этих прогноза не оправдались, часть заемщиков оказалась не в состоянии погашать кредиты. Более того! Из-за опережающего роста инфляции по товарам и услугам первой необходимости даже часть ранее платежеспособных заемщиков оказалась не в состоянии выплачивать платежи по кредитам. Кредиты заемщиков, которые не подпадают под условиях программ реструктуризации, банки отнесли к проблемным.
Казалось бы, все описанные выше проблемы никак не затрагивают тех россиян, которые платят банкам вовремя, вообще не имеют кредитов или инвестируют средства в различные инструменты финансового рынка. Однако на самом деле это не так.
Банки – не благотворительные компании. И убытки, полученные от невозврата части проблемных кредитов, банки компенсируют за счет платежеспособных заемщиков. Вновь выданные кредиты даже хорошим заемщикам становится дороже. Кроме того, банки вынуждены осторожнее подходить к выдаче новых кредитов, что мы и видим по росту процента отказов. Растут требования банков к залогам и поручителям по кредитам. Поэтому кто-то из россиян в таких условиях вообще не сможет получить новый кредит.
Однако от роста потерь у банков страдают не только заемщики. Будет расти стоимость многих банковских услуг. Банки активно снижают проценты по привлекаемым средствам. Так что небольшой вклад в покрытие потерь банков по кредитам вносят и владельцы банковских депозитов. В особо тяжелых случаях, когда банк несет большие убытки по кредитам, он может полностью исчерпать запас капитала и без помощи владельцев или государства такой банк обанкротится.
Инвесторы, которые имеют в своих портфелях акции банков, из-за снижения банковской прибыли получат меньшие дивиденды. А при росте у конкретного банка проблем стоимость его акций может серьезно упасть. Ухудшение финансового состояния банка также может привести к падению цен на его облигации на вторичном рынке.
Что же делать в такой ситуации рядовым россиянам? Заемщикам – не игнорировать возникшие проблемы. Если возникли сложности с выплатами по кредитам – обращайтесь в банк, предварительно подкрепив свои слова о возникновении финансовых трудностей документами. Реструктурировать проблемный кредит или оформить кредитные каникулы вовремя гораздо выгоднее, чем сталкиваться с коллекторами.
Вкладчикам стоит обращать повышенное внимание на финансовое состояние банка. Если вы не профессиональный финансист, то крупные суммы вкладов, которые не покрывает страховка ССВ, сейчас лучше держать в системно значимых банках. Эти банки уцелеют даже при возникновении серьезных проблем у их коллег.
Инвесторам сейчас полезно обращать внимание на финансовую отчетность банков при выборе банковских акций и облигаций. Кроме того, не стоит забывать о диверсификации своих вложений.
Что же касается судьбы банковского сектора, то российские банки уже не раз и не два проходили через кризисы, связанные с ростом проблемных кредитов. Запас капитала и полученная прибыль позволят банкам вместе с реализацией заложенного имущества покрыть в течение 2026 года возможные потери от проблемных кредитов. Конечно, ситуация в банковском секторе неоднородна. Именно поэтому сейчас стоит относиться к выбору банка для обслуживания или хранения средств особенно внимательно.

Комментарии