Отдаст ли Россия Китаю «Урал»? Туманное будущее легенды отечественного мотопрома
Производитель мотоциклов «Урал», завод Ural Motorcycles терпит убытки. Филиал в Казахстане не решил проблемы с экспортом, а сотрудничество с Китаем грозит тем, что от легендарной российской марки останется только шильдик
Фото: Иван Кабанов. ТАСС. Мотоцикл «Урал» на Ирбитском мотоциклетном заводе
Наталия Казакова
Мотоцикл «Урал», внедорожник с коляской, пожалуй, самая узнаваемая отечественная марка мотоциклов. Рабочая лошадка, он до сих пор востребован российскими бойцами в зоне проведения специальной военной операции. Пока волонтеры отправляют на фронт старые модели и подержанные экземпляры, а Минобороны не торопится закупать востребованную на фронте технику, завод-производитель борется за сохранение легенды.
Владелец «Урала» Илья Хайт недавно признался в том, что предприятие уже два года терпит убытки. Поставки за границу остановлены, а единственный в РФ мотоциклетный завод полного цикла переведен на ограниченный режим работы на неопределенный срок.
Табличка на главном здании Ирбитского мотоциклетного завода. Фото: Донат Сорокин. ТАСС
«Урал» сменит прописку на Китай?
Попыткой вырулить из кризиса стало объявление о запуске новой линейки Ural Neo, облегченных и более управляемых мотоциклов, разрабатываемых совместно с китайской компанией Yingang.
Производство новой версии «Урала» планируется организовать в Поднебесной, что обусловлено беспрепятственным доступом к многочисленным поставщикам комплектующих, а также возможностью удержать конечную цену. Сборка и двигатель (Zonsen с жидкостным охлаждением) будут китайскими. Торговая марка останется российской.
«Классический „Урал“ как собирался в городе Ирбит с 1984 года, так и продолжает собираться. Никакие торговые марки в Китае не передавались, завод в Китай не переносили», — рассказал «Новым Известиям» заместитель директора предприятия Георгий Курмачев.
Он подчеркнул, что Ural Neo создается при непосредственном участии инженеров компании и под их контролем. Но проблемы с логистикой существуют, ведь подавляющее большинство выходящих с конвейера мотоциклов идет на экспорт. Главный рынок сбыта — США и Австралия.
За полгода до начала СВО, автомобильное издание «Авто.ру» рассказывало, что коллекционеры из США были готовы отдавать за «Уралы» от 15 до 17 тысяч долларов, а новое «мото ретро» из России прописалось в коллекциях Эвана Макгрегора и Брэда Питта.
Но начало боевых действий внесло печальные коррективы. Еще в 2022 году компания была вынуждена перенести часть производства из городка Ирбит в Свердловской области в казахский Петропавловск. Причины переезда на 600 км через государственную границу — способ обойти западные санкции. Надо отметить, что до 2 апреля 2025 года он безотказно работал. А потом президент США Дональд Трамп в рамках «торговой войны» ввел дополнительные 27%-е пошлины на товары из Казахстана.
«Ирбитский мотоциклетный завод производит мотоциклы „Урал“ для внутреннего рынка и для дружественных стран. Он также занимается производством запчастей, мы обязаны обслуживать мотоциклы по гарантии два года с момента продажи. Но брешь в продажах есть, и это не новость. Раньше мы экспортировали через Казахстан. Сейчас к существующим пошлинам добавились 27%. Экспортировать мотоциклы через Казахстан более невозможно, конечный продукт становится просто нерентабельным и выше здравой стоимости на рынке. Поэтому принято решение развивать сотрудничество с Китаем. Новую модель Ural Neo будем собирать и в России, и в Китае. На сегодняшний день проходим сертификацию», — сказал Георгий Курмачев.
Сертификацию новинки планируется пройти в третьем квартале 2025 года, а выход на рынок намечен на март 2026-го.
Производство «Уралов». Фото: Донат Сорокин. ТАСС
Стоить отметить, что вопрос «национального происхождения» «Урала» сопровождает марку с самого начала. Бытует легенда, согласно которой советские инженеры тайно скопировали немецкий BMW 1938 года выпуска. Вот только копирование произошло совершенно легально. Советский Союз купил у Германии лицензию, получил чертежи и документацию и в 1940-м запустил производство собственных тяжелых мотоциклов.
Аналогично по лицензии американской компании Ford на Горьковском автозаводе в начале 1932 года были созданы первые экземпляры легендарных «полуторок», грузовиков ГАЗ-АА.
Многократно доработанные и «полуторки», и «Уралы» стали легендами отечественного машиностроения — каждый для своего времени.
К слову, о комплектующих. На «Уралы» еще с начала 2000 годов ставят тормоза авторитетного немецкого бренда Brembo. Но от этого менее российской торговая марка легендарного мотоцикла не стала. Однако к появлению на рынке условно китайского Ural Neo поклонники «Уралов» отнеслись скептически.
«Ural Neo будет уже не „Уралом“, а очередным китайцем с шильдиком известного бренда. Китайцы любят такое делать, они и Volvo, и Mitsubishi переделывают, только обзывают их по-своему. У них есть разработки как минимум на три мотоцикла с боковым прицепом (коляской. — Прим.ред.). В чем-то может быть даже лучше, но по проходимости уступают. Китайцы адаптируют подвеску и трансмиссию под асфальт. А наш „Урал“ — настоящий внедорожник. Мотоцикл уникален, неприхотлив в ремонте. Ремонтопригоден в полевых условиях. У него очень высокая проходимость, даже если нет привода на коляску. Везет достаточно много груза, где-то 250 кг. И он всесезонен», — пояснил вице-президент российского мотоклуба «Урал» (URAL Owners Group) Андрей Козак.
Готовая поставка в Ирак.
Фото: Анатолий Семехин. ИТАР-ТАСС
Кому нужен мотоцикл с коляской по цене автомобиля?
По информации из открытых источников на 2025 год: всего выпускается около 500–700 «Уралов» в год (для сравнения: в 2018 году речь шла о 1,2 тыс. В 2024-м — о 400.)
Но и нынешнюю цифру эксперты считают завышенной. Говорят о 50 мотоциклах (лимитированная серия для силовых структур плюс прототипы), собираемых на родине. И максимум о трех сотнях «железных коней» для фанатов марки.
Триста классических «Уралов» в год востребованы. Этой цифры достаточно для того, чтобы легенда мотопрома не канула в Лету, но недостаточно, чтобы удержать на плаву производство.
Но в том-то и дело, что поклонники марки готовы к разумному повышению стоимости на классические модели. (Сейчас на российском рынке их можно приобрести за 1,5–2 млн рублей). И не принимают «китайскую» новинку, кокой бы шильдик на него не повесили. (Ориентировочная стоимость Ural Neo — 1,2 млн рублей).
«Уралы» — продукт нишевой и массового спроса на них ждать не приходится. Цена на мотоцикл с коляской повышенной проходимости сопоставима с ценой за новенькую «Ниву» с такой же проходимостью, но гораздо большим комфортом для пользователя. Любые разговоры о доступности и массовом выпуске «Уралов» выглядят лишь фантазией.
«Кому нужны „Уралы“? Есть романтики-реконструкторы. Они воплощают детскую мечту, покупают старенький мотоцикл, ремонтируют и ездят. Есть реставраторы. Они живут тем, что дают вторую жизнь легендарным маркам. А кто-то просто хочет ездить на легенде, вот и покупают за 1,5-2 млн», — пояснил Андрей Козак.
Заместитель директора Ural Motorcycles Георгий Курмачев настаивает, что в качестве альтернативы «Уралу» даже на внутреннем рынке стоит рассматривать не только отечественную «Ниву» и УАЗ, но и китайские квадроциклы.
«Сегодня китайский квадроцикл стоит дороже, чем мотоцикл „Урал“, бренд российский. Дешевле 1,5 млн ничего нету».
И уклончиво отвечает на вопрос, сколько же «Уралов» планируют выпустить в наступающем 2026-м.
«Мы не можем об этом сказать. Рынок очень подвижный. Еще и сезонность важна. У нас с вами девять месяцев зима и еще три месяца непонятной погоды, когда можно ездить на мотоциклах. Тяжело планировать, учитывая волатильность курса, санкции, тарифные войны и так далее. Речь идет о сохранении бренда. Массовым продуктом наш мотоцикл не будет. Хотя бы потому, что в России сейчас массовым является все, что везут через таможню незаконно, что продают в магазинах, — дешевые китайские мотоциклы и мопеды», — резюмировал заместитель директора завода.
«Боевая» модификация «Урала». Фото: из архива Артема Друковского
Нужен ли российский мотоцикл бойцам на СВО?
Минобороны России не раз рассказывало о применении на фронте мотоциклов. Тг-канал «Рядовой на передовой» недавно опубликовал видео, как группа бойцов на «железных конях» совершает стремительный захват опорного пункта противника. Вместо лобовой атаки — удар с фланга на скорости.
Главное достоинство — мобильность и низкие потери при огневом контакте. А у классического «Урала» есть дополнительные преимущества по сравнению с кроссовыми собратьями — хорошая грузоподъемность и коляска.
«Но вы понимаете, что используют только старые мотоциклы этой марки? Потому что на новые там просто не найти запчастей, на старые можно. С „китайцами“ (китайскими мотоциклами. — Прим. ред.) проще. Они есть что здесь, что там, но там дороже. Я сам отвозил ребятам не один и не два „Урала“. Старые, милицейские они перекрашивали, старая советская сине-желтая расцветка в Донбассе не приветствуется. На „Уралах“ удобно то, что коляску можно использовать для перевозки, подвозки продуктов или боеприпасов. Скорость важна, потому что во все, что едет меньше 80 км в час, прилетают дроны», — рассказал президент мотоклуба «Русские медведи МС» Артем Друковский.
По словам собеседника, цена на подержанные «Уралы» для нужд фронта — 20-30 тыс. рублей, а кто-то и вовсе передает бесплатно.




Фото: из архива Андрея Козака
Как и мотоклуб «Русские медведи МС», «Урал» (URAL Owners Group) возит мотоциклы на передовую, помогает бойцам. Последняя их отправка на фронт состоялась 18 октября.
«Они там востребованы. Но в отличие от „эндуриков“, которые больше используют как штурмовые, „Уралы“ и „Днепры“ пригождаются для транспортировки раненых, подвоза боекомплекта, медикаментов, питания, почты. Но я знаю, что там, за ленточкой, даже противотанковый гранатомет устанавливали на боковой прицеп. Этому мотоциклу хватает и скорости, и мощности», — добавил Андрей Козак.
Но пока «Урал» российскому государству, получается, не нужен. Предприятие в Ирбите пока обещает продолжить выпуск некоторых запчастей и отдельных единиц мотоцикла по специальным заказам.
Комментарии