Из интервью Лаврова французскому YouTube-каналу

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова YouTube-каналу Ассоциации «Франко-Российский диалог», записанное 21 ноября 2025 года
…Вопрос: Сейчас, к сожалению, самое популярное утверждение, которое изначально пошло от французского Президента Э.Макрона, заявившего этим летом, что «Россия выбрала Францию врагом». Позже начальник генерального штаба ВС Франции также «подхватил» эту идею и сейчас говорит о том, что «Россия готовится к полномасштабной войне со странами НАТО через несколько лет». Буквально два дня назад нынешний начальник генерального штаба ВС Франции в своем обращении к мэру Франции и французским гражданам, сказал, что «французы должны быть готовы пожертвовать своими детьми в войне с Россией».
С.В.Лавров: Мне кажется, на его «сентенцию» о готовности пожертвовать жизнями своих детей, о том, что «нельзя допустить, чтобы Россия победила и захватила Европу», уже в самой Франции появилось возмущение. Не знаю, откуда берутся такие военачальники, и в каких университетах их воспитывают.
По-моему, все как раз наоборот. Франция достаточно давно относилась нечестно к России. В том числе начиная с тех же самых Минских договоренностей...
Вопрос: Были для этого предпосылки? Вы понимали, что Минские соглашения будут подорваны?
С.В.Лавров: Наш Президент В.В.Путин – очень честный человек. Уже после начала специальной военной операции он, выступая по вопросам отношений России с Западом и украинской проблемы в целом, произнес такую фразу, что у нас было много иллюзий на самом начальном этапе отношений с Западом в 2000-е годы, затем у нас эти иллюзии постепенно исчезали, но оставались надежды, прежде всего на договороспособность и (особо подчеркну) порядочность наших контрагентов из числа, прежде всего, западных европейцев. И все эти надежды исчезли, как сказал Президент В.В.Путин, в феврале 2022 г. И дальше так, как было в наших отношениях с Западом до февраля 2022 г., уже не будет.
Это очень сильное признание. Оно говорит о том, что вплоть до февраля 2022 г., до того, как мы поняли, что у нас нет другого выхода, кроме как начать специальную военную операцию, эта надежда теплилась.
Она воплощалась в конкретные инициативы еще в декабре 2021 г. – в разгар ситуации, когда Запад «хлопотал» по всему миру, что Россия, дескать, готовит интервенцию, которую надо как-то предотвратить...
Еще в декабре 2021 г., чтобы показать, какая существует альтернатива, мы подготовили проекты договоров Россия-НАТО и Россия-США с гарантированным решением проблем безопасности и угроз...
Уже в эпоху, когда исчезли СССР и Варшавский договор, прекратилась «холодная война» и идеологические разногласия, концептуально и ментально они все равно хотели сохранить в рамках НАТО этот «магнит», эту «приманку». Мол, если мы вас заберем в свои ряды, то обеспечим вашу безопасность, но, конечно, вы должны будете нас «слушаться». А слушаться каких советов? Совет один – нападайте на Россию.
Смотрите, как они пытаются сейчас наших сербских друзей и братьев буквально заставить, во-первых, признать независимость Косово, а, во-вторых, присоединиться ко всей русофобской политике Евросоюза.
Президент Э.Макрон совсем недавно «выдал» очередную сентенцию, что Россия, дескать, «выдумала» эту войну, что не было никаких причин, ни одной реальной угрозы, что все это мистификация. Цитирую по памяти: это судороги державы, которая плачет о потере своей государственности, своего империалистического колониального прошлого. Это говорит президент Франции. Видимо, дела у него с рейтингами совсем плохи.
Есть еще такой Министр обороны ФРГ Б.Писториус, который заявлял, что Россия нападет на НАТО до 2030 г. Сейчас он сказал, что это уже может быть и 2029 г. или даже 2028 г.
К чему они готовят свои народы? К тому, что это неизбежно? Во Франции, как я понимаю, идет «переналадка» всей экономики, заставляют гражданские отрасли работать на военно-промышленный комплекс. Недавно читал, что даже систему здравоохранения сейчас «военизируют», готовясь к тому, что придется работать в полевых условиях и спасать французских солдат. Вы упомянули французскую цитату, что не надо жалеть своих детей ради свободы. «Свобода, равенство, братство». Думаю, Марианна перевернулась бы. Это, конечно, поразительная история. Повторю, нет ни одного доказательства того, что Россия собирается нападать на Францию.
Бывали мы в Париже пару раз. Мы же просто их (французов) освободили. Вместе с генералом Ш. де Голлем и его Движением сопротивления помогли им избавиться от национального позора после того, как они «сдали» все позиции А.Гитлеру и жили, так сказать, «попивая кофе на Монмартре под оккупацией».
Еще один момент. Это уже просто чистая логика, которую европейцы не хотят слышать. Все они злорадствуют, что, дескать, Россия не достигает своих целей, еле-еле какие-то сотые процента забирает у бедных украинцев, поэтому не надо бояться. Якобы европейская армия гораздо сильнее, ядерное оружие русские не применят, а обычными вооружениями Европа справится с Россией очень легко, так как народа у них (европейцев) в 5 раз больше, чем в Российской Федерации.
Эти все оценки, которые характеризуют продвижение ВС России как «медленное», как отражающее их «неэффективное состояние» – а как же вы тогда нас боитесь, если мы Украину, с вашей точки зрения, толком не можем «забрать»? Вы же говорите, что после Украины будет Европа? Как это у вас сочетается?
Эти элиты поставили на войну, всю свою политическую карьеру связали с лозунгом так или иначе нанести России «стратегическое поражение». Пару лет назад это поражение надо было нанести «на поле боя». Сейчас хотят «душить» санкциями. Уже говорят, что российская экономика «треснет», долго не выдержит. Уже, дескать, они достигают своих целей. Это говорят люди, которые, конечно же, забыли все уроки и Второй мировой войны, и других ситуаций, когда в минуты, часы, годы необходимости защитить свою страну, национальное достоинство, историю, будущее своих детей народ объединялся как никогда и решал все задачи…
Мой бывший коллега А.Стубб (он был министром иностранных дел Финляндии), став президентом, и естественно, поиграв с Д.Трампом в гольф, сейчас позиционирует себя знатоком всего и вся, выступая с откровенно русофобских позиций.
Долгие десятилетия нейтралитета Финляндии не заглушили те ростки, которые берут свои корни в нацистском прошлом финского государства. Они вместе с А.Гитлером занимались оккупацией Советского Союза, организацией блокады Ленинграда, были замешаны в зверствах и этнических чистках. Но я был искренне убежден, что все-таки годы нейтралитета, добрососедства с Российской Федерацией что-то значили. Часто бывал в приграничных городах Финляндии, там проводились заседания Арктического совета. Жители приграничных территорий ездили друг к другу в гости без всяких виз, устраивали кинофестивали, фестивали песни, танца, дружили семьями, как сейчас говорится. И вот это всё в одночасье перечеркнули. Не говорю про экономический ущерб, про ущерб человеческим отношениям, когда была закрыта граница. Сейчас эту границу начинают «накачивать» натовской инфраструктурой. Но русофобская идеология, напоминание о том, что мы там что-то «оттяпали» у Финляндии – имея в виду то, что националистический режим накануне Второй мировой войны отказался учесть законные интересы России в сфере безопасности, когда можно было до Санкт-Петербурга за один день добраться военным подразделениям.
В одночасье из А.Стубба «вышел наружу» этот «генетический код», эта память о том, что они хотят «держать Россию в узде». Как это все происходит, как он это себе представляет, не знаю. Правда даже он недавно сказал, что все равно придется когда-то с нашей страной разговаривать.
Моменты просветления приходят. Но когда они созреют разговаривать, мы подумаем, о чем разговаривать. Если они рассчитывают на то, что заявят, что готовы сесть с Россией за стол переговоров и мы туда побежим – нет. Мы хотим понять, с чем они будут готовы прийти к контактам с нами, а потом будем решать.
Вопрос: 17 ноября с.г. В.А.Зеленский, по-моему, уже девятый раз приехал в Париж. Они подписали Э.Макроном соглашение о намерении закупки Киевом до 100 истребителей «Рафаль». Мой вопрос, в чем эта стратегия Франции, Британии, Германии с самого начала – мол, мы отдаем деньги на Украину, мы верим в победу Украины?
С.В.Лавров: С премьер-министром Британии К.Стармером В.А.Зеленский подписал договор на 100 лет. Мне кажется, ему нравится цифра 100.
Недавно выявили, что очередные 100 миллионов были потрачены на взятки коррумпированным чиновникам. Может кто-то из брюссельской бюрократии, из тех стран, которые накачивают Украину деньгами, объясняли своим налогоплательщикам, что нужно потерпеть, пострадать? Может быть, там тоже есть какие-то бенефициары.
Но причины, по которым эта русофобия поселилась в их сердцах, не могу их анализировать. Единственное, что, наверное, справедливо – это то, что все их улыбки, обнимания, которые присутствовали по отношению к российским представителям до украинского кризиса, всё это была игра. Они напускали на себя эту доброжелательность, а на самом деле всегда хотели России вреда и беды.
То, что сейчас они предрекают крах нашей экономики, что наш народ поднимется с вилами и всех свергнет – это лишний раз показывает, что Европа в очередной раз доказывает свою репутацию, завоёванную в течение 500 лет, когда все крупные беды проистекали именно из этой группки государств. Две мировые войны начались в Европе из-за амбиций, которые испытывали различные европейские лидеры. К сожалению, этот «исторический код» никуда не исчезает. Агрессивность с русофобским акцентом продолжает существовать в Европе…
Как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В.Путин, война, развязанная против нас Западом через Украину, сплотила наш народ и позволила «очиститься» от тех, кто был неискренен в своих отношениях с Родиной.
ПС
Когда Лавров был назначен министром, все европейские страны имели официальный статус друзей России. При Лаврове почти все они последовательно превратились в «Партнеров», потом в «Недружественные государства», потом в «Противников» и наконец во «Врагов».
Комментарии