«Никто не был готов стрелять в народ»
На модерации
Отложенный
Интервью участника ГКЧП Василия Стародубцева
В двадцатую годовщину путча 1991 года один из участников ГКЧП Василий Стародубцев объяснил «Газете.Ru», почему, с точки зрения членов самого комитета, путчисты потерпели поражение, какую роль сыграла в этом трансляция балета «Лебединое озеро» и какие разногласия возникли внутри участвовавших перевороте партийных функционеров.
ФОТО: РИА «Новости»
– Василий Александрович, как все-таки участникам тех событий стало понятно, что нужно идти по такому радикальному пути, как ГКЧП?
– Это решение витало в воздухе еще с конца 1990 года, обстановка накалялась, об этом говорил сам Горбачев. Последним толчком стала для нас информация, что подготовлено создание конфедеративного государства, и что 20 августа Горбачев и его окружение развалят Советский Союз, что уже подготовлены все документы.
18 августа мне позвонил председатель правительства Павлов (Валентин Павлов, премьер-министр СССР, участник ГКЧП. – «Газета.Ru»), сказал, что надо приехать 19 числа к 6 часам в Москву. Куда я еду и на что иду, я знал и поехал. 19 числа мы собрались в Кремле и провели первое совещание.
То, что хотел сделать Горбачев, было грубейшим нарушением закона и Конституции, и мы хотели этому помешать. Ведь 72% граждан до этого на референдуме высказались за сохранение СССР!
– Но в тот момент страна находилась уже в серьезном кризисе, в национальных республиках полным ходом шел процесс отделения, в магазинах не было продуктов…
– Было очень много действий оппозиции, больших и малых политиков тех времен, которые способствовали обострению ситуации, чтобы потом оправдать развал страны. Собчак (Анатолий Собчак, председатель Ленсовета Санкт-Петербурга. – «Газета.Ru»), Гайдар (Егор Гайдар, экономист, впоследствии занял пост в правительстве Ельцина. – «Газета.Ru») , Попов (Гавриил Попов, первый мэр Москвы. – «Газета.Ru), ряд других политиков упорно наступали на государственные законы. Создавались условия, чтобы продукты не доходили до прилавков: это делалось одним нажатием кнопки, одним звонком. В стране начались забастовки тех же шахтеров, рабочих, и спровоцированы они были оппозицией. Бастующие нас поддерживали.
– А разве сама экономическая политика властей этому не способствовала?
– Советский Союз был крайне развитой страной, по основным продуктам потребления мы занимали лидирующие позиции на уровне ведущих стран мира. По молоку мы занимали первое место в мире, по яйцу первое место в мире, не знали, куда его девать. У нас были атомные подводные лодки, самолеты, у нас работали лучшие ученые... Но вот наши вожди – например, был такой Александр Яковлев (член ЦК КПСС, один из идеологов перестройки. – «Газета.Ru»), – они начали раздувать слухи, что у нас чуть ли не голод. Да, у нас не очень была развита упаковка – Запад этим берет, были добротные ткани, но не было модных фасонов, не придавали этому значения.
И вот эти джинсы проклятые, на них помешалась ведь тогда молодежь... Когда появлялись джинсы, все с ума по ним сходили.
Не было у нас фасонов, модельеров, красивой обертки... И люди как будто разума тогда лишились, особенно молодежь.
– Кто писал обращение ГКЧП «Слово к народу»?
– Все подписанты приняли участие в подготовке текста, все писали, секретарей не привлекали. Наша задача была объяснить народу, что будет с ним и что со страной, каковы наши цели. Подписали не только члены ГКЧП: взгляните на список подписантов – и генерал Варенников, и певица Зыкина, и Геннадий Зюганов... Достойные, лучшие люди страны подписали.
– Вы приехали в Кремль, провели совещание. Что было дальше?
– Мы поселились в гостинице при Кремле. Совещания проходили в разное время – в день было и по три, и по четыре совещания, чтобы принимать те или иные меры в ответ на развитие ситуации. И решением последнего совещания было вывести из Москвы войска.
– Страшно было?
– Какой тут может быть разговор: страшно, не страшно. Мы знали, на что шли, и что пощады не будет. Нас могли просто расстрелять без суда и следствия. Банда Ельцина, продажные СМИ раздули, что мы устроили заговор против Горбачева, против народа и прочее. Какой такой заговор, о чем тут говорить? С нами был вице-президент, председатель правительства, силовые министры, и мы ничего не меняли, не нарушали Конституцию.
– Как развивались события? Как вы получали информацию о происходящем извне?
– О ситуации докладывал Крючков (Владимир Крючков, председатель КГБ СССР, член ГКЧП. – «Газета.Ru»), он сразу узнал, что штаб по борьбе с нами находится в посольстве США, что брошены огромные деньги, которые раздавались всем, кто придет к Белому дому. Туда же подогнали огромное количество выпивки, закуски, всего прочего навалом. Поэтому пришло сперва три тысячи человек, потом уже сто тысяч...
– Когда к Белому дому пришло уже сто тысяч, как изменилась обстановка внутри ГКЧП?
– Обстановка была крайне напряженная, архинапряженная. Сто тысяч человек – представляете себе, какая это толпа? В любой момент могли начаться провокации против армии, чтобы толкнуть ее на несанкционированные действия. Пытались спаивать наших солдат-танкистов, пытались их провоцировать...
– Было ли кроме внешнего противостояния ГКЧП противостояние и внутри него?
– Было предательство Грачева (Павел Грачев, командующий Военно-десантными войсками СССР. Во время ГКЧП сперва выполнил приказ путчистов о введении войск в Москву, но потом перешел на сторону Бориса Ельцина. – «Газета.Ru»), оно сыграло большую роль... Было оно совершено неожиданным. Большую роль сыграл Кравченко (Леонид Кравченко, глава комитета по телевидению и радиовещанию СССР. –«Газета.Ru»), который крутил по телевизору «Лебединое озеро», когда надо было объяснять народу, что происходит, что страна находится на грани гибели. А там эти лебеди отплясывали в телевизоре... Это тоже было предательство.
– Но были и те, кто вас поддерживал. Почему все-таки вы решили вывести войска и признать поражение?
– Знаете, причин можно сейчас много назвать. Долго можно говорить, но главное – никто из нас не был готов стрелять в свой народ.
Поймите, с нами были вице-президент, председатель правительства, силовые министры, армия. Если бы мы применили силовые методы, победа была бы за нами. Но ни один член ГКЧП не был готов... даже мысли не имел открыть какие-то действия против людей, как Ельцин в 1993 году расстрелял Белый дом. Мы – патриоты, мы болели за Родину.
– И все-таки жертвы были.
– Жертвы были уже после нашего совещания, когда приняли решение вывести армию и танки из Москвы. Дали команду на вывод, но эти ребятишки бросились на уходящие танки, их стали закрывать, поджигать, закрывать смотровые люки, бросать горючую смесь в бронемашину... Ельцину и его окружению нужны были какие-то жертвы, чтобы представить нас потом предателями, и поэтому вдогонку уходящей технике были брошены эти ребятишки.
– Что Вы делали, когда стало понятно, что ГКЧП придется распустить?
– 21 августа я уехал из Кремля на квартиру к другу, он в Москве жил. Несколько человек из нас были народными депутатами, и наш статус не позволял нас арестовать. В это время собрали президиум Верховного совета – я по телевизору смотрел эту комедию. Председатель спросил, кто за то, чтобы лишить нас депутатских полномочий - никто руку не поднял. Спрашивает, кто против - снова никто руку не поднял. Говорит, принято единогласно. После этого я сразу позвонил в Генпрокуратуру, сказал, что я нахожусь здесь, в Москве, назвал адрес. Меня ведь искали в Тульской области, объявили, что я сбежать чуть ли не в Китай. Я сказал в Генпрокуратуре, что готов к аресту, за мной подъехали и меня забрали в прокуратуру. Потом был допрос и арест.
Ночью нас отвезли в тюрьму города Кашин, там мы сидели недели две. Потом ночью вывезли в «Матросскую Тишину». Держали всех отдельно, другие заключенные к нам нормально относились. Мы же не бандиты какие-нибудь, мы шли на смертельный риск, чтобы спасти государство от чудовищных экспериментов, которые проводил Ельцин, и которые идут до сегодняшнего дня. Почти через год меня выпустили, вернулся домой и сразу восстановился в Компартии.
– Поддерживаете ли сейчас отношения с другими участниками тех событий?
– Да, общаемся, конечно. Сразу после того, как меня выпустили из «Матросской Тишины», ко мне домой сразу приехала Людмила Зыкина поддержать меня. Общались с Павловым, с Янаевым (Геннадий Янаев, вице-президент СССР. – «Газета.Ru»), с Крючковым, общаемся с Язовым (Дмитрий Язов, министр обороны СССР. – «Газета.Ru») . Нечасто, но общаемся. Общались с генералом Варенниковым, со многими...
А вот Борис Громов, который некогда подписал «Слово к народу», перешел на сторону власти. Бывает - вроде бы офицер, а вот как люди меняются...
– Если бы у Вас была возможность теперь сделать выбор еще раз, зная все последствия – вступили бы в ГКЧП повторно?
– Немедленно повторил бы свой выбор, не задумываясь ни секунды. Тем более что эти годы подтвердили, что мы были правы. Мы были, как говорят, движимы одной целью - сохранить страну, сохранить конституцию и действовать в рамках закона. Сувереном власти является народ, и народ на референдуме сказал - быть СССР.
Екатерина Винокурова. "Газета.ру"
Кто такой Василий Стародубцев
Василий Стародубцев – член ЦК КПРФ, экс-губернатор Тульской области, депутат Госдумы от КПРФ. В 1991 году участник ГКЧП.
Родился 25 декабря 1931 года в Липецкой области, в крестьянской семье. Работал колхозником, закончил Воронежский сельскохозяйственный институт по специальности агронома-экономиста.
Был председателем Всесоюзного совета колхозов, в 1989 году был избран народным депутатом СССР. Во время избирательной кампании был доверенным лицом кандидата в президенты председателя Совмина СССР Николая Рыжкова. В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».
Вошел в состав ГКЧП на период 19-21 августа 1991 года. После поражения путчистов был арестован как участник попытки государственного переворота. Стародубцеву было предъявлено обвинение по статье 64 Уголовного Кодекса РСФСР (измена Родине).
Почти год провел в СИЗО «Матросская тишина», в июне 1992 года был освобожден из-под стражи по состоянию здоровья под подписку о невыезде.
Амнистирован вместе с другими участниками ГКЧП в 1994 году по предложению Госдумы (уголовное дело было прекращено).
С 1993 по 1995 год был депутатом Совета федерации, с 1997 по 2005 год возглавлял администрацию Тульской области. В 2007 году был избран депутатом Госдумы от КПРФ.
Комментарии
Из-за этого и приключился с нашей Родиной сей гнусный катаклизм... Пожалели проходимцев и придурков - и вот такой результат.....
Две версии одного переворота
Весьма интересно.
http://www.mk.ru/politics/interview/2011/08/18/615539-dve-versii-odnogo-perevorota-.html
Комментарий удален модератором
- Одни снайперы были готовы, что и делали с успехом
Честные и порядочные люди в ГКЧП не пошли...
Cтрану разрушили именно коммунисты, с их дурилками в экономике, идиотской совершенно идеологией, постоянной ложью. Именно благодаря этим типам к руководству Россией пришёл Ельцин - тоже, кстати, выкормыш КПСС, который столь много сделал для того, чтобы угробить уже Россию.
Ничего эти стародубцевы не поняли и никогда не поймут.
И ещё вопрос - а Вы бы стали стрелять по своим согражданам и давить их танками? Или отдали бы такой приказ?
Отвечу за себя - НИКОГДА. Против народа воевать нельзя. Да и бесполезно. А Советские (тогда ещё) граждане ГКЧП не поддержали. И защищать КПСС не пошли.
Позор, предательство и продажность каждого карьериста и хапуги - вот, что такое развал СССР.
Настоящие Офицеры разогнали бы КПСС и Верховный Совет тоже к Чёртовой Матери.
Беда лишь в том, что они оказались сиротами, и зов Матери - "Родина в Опасности" - не им было суждено слышать.
Никогда не видели, как танк или БМП размазывает человеческое тело? Ошмётки рук, туловища на гусеницых? Кровь на броне? Раздавленные головы и выдавленный на землю мозг?
Солдат в ящиках матерям не возвращали?
Если - да - откуда этот кровожадный идиотизм? Не настрелялись и крови мало пролили? А если нет - разговор бессмысленный, на уровне средней группы детсада. Простите за резкость.
А предатели как раз участники ГКЧП.
а вот ельцин со своей бандой был готов и пострелял всех в 93-м...учитесь
"Какой только галиматьей они там себя не потчевали. И, вроде, взрослый мужик, уже скоро отчет держать.. Оказывается сто тысяч человек со всей Москвы и Подмосковья съехались к Белому дому за бесплатными бутербродами...
Однако в таком составе комитет был обречен... Ну... покойный Гена Янаев- ну какой из него руководитель страны ?
А я вполне серьезно- акты неповиновения и нападения на богатых сограждан в РФии не за горами ..... Чем мы лучше Египта или Франции ???
Ну уж не такой как Дудка!
Божия Матерь спасла Россию!.. Не прославили Ее - и получили мафию...