Министр просвещения становится все более токсичным

Над Сергеем Кравцовым вновь нависла угроза отставки. Весной 2024 года многие эксперты прогнозировали, что министр не сохранит свою должность, однако, по данным источников, знакомых с ситуацией, другие возможные кандидаты тогда отказались возглавить ведомство. Спустя год глава Минпросвета, похоже, стал еще более токсичным как для образовательного сообщества, так и для собственного руководства.


Светлана Цикулина

Поможет ли школе замена профильного министра?

С весны этого года деятельность Сергея Кравцова в очередной раз стала подвергаться резкой критике со стороны чиновников разного уровня. Сначала большие претензии к министру возникли у председателя Совфеда Валентины Матвиенко и спикера Госдумы Вячеслава Володина.

На заседании президиума Совета законодателей в Санкт-Петербурге, куда глава Минпросвета ухитрился опоздать, его жестко раскритиковали за необъективные данные о реальном дефиците учителей в школах и нежелание решать кадровый вопрос. Кравцов уже не первый год убеждает общественность, что в системе школьного образования не заняты всего 1-2 процента вакансий. При этом, по данным Счетной палаты, дефицит педагогических кадров достиг уже 30 процентов.

Со стороны администрации школ критику вызвало новация Минпросвещения по созданию единого школьного расписания. А родительскую общественность за последние полгода больше всего возмутил эксперимент, в ходе которого в трех регионах РФ был узаконен конкурсный отбор в 10 класс.

Безусловно, Сергей Кравцов не является самостоятельный фигурой и реализует политику, спущенную свыше, в частности, Андреем Фурсенко, который курирует образование в Администрации президента. При этом в глазах образовательного сообщества он выглядит человеком, которые абсолютно не разбирается в сути системы образования. В первую очередь такое восприятие связано с тем, что Кравцов не реагирует на запросы профессионального сообщества и отрицает даже очевидные факты, в частности, острый дефицит педагогических кадров и низкие зарплаты учителей, говорит кандидат педагогических наук Александр Соколов.

– При смене министра образовательная политика в стране заметно не поменяется, если на своих местах останутся кураторы, – считает эксперт. – Многие проблемы современной школы связаны с нехваткой финансирования, а увеличивать его в ближайшее время явно не планируется. Даже в готовящейся сейчас Стратегии образования четко прописан курс на «бюджетную сдержанность», то есть на экономию средств. Для экономии взят курс и на цифровую трансформацию образования. Однако сама по себе личность министра так или иначе влияет на настроения в образовательном сообществе. В случае с Кравцовым надежд на хотя бы небольшие положительные изменения у учителей и родителей уже давно нет. Сам по себе этот пессимизм ухудшает ситуацию, в частности, учителя более активнее уходят из школ, понимая, что перемен ждать бессмысленно.

Если бы на этот пост был назначен человек, имеющий вес в педагогическом сообществе, это дало бы позитивные изменения.

Однако, очевидно, проблема в том, что никто из подходящих кандидатур просто не соглашается идти на эту должность, так как в текущих условиях ничего существенно изменить не получится. И действия любого человека на этом посту в конечном итоге будут считаться неудовлетворительными, отмечает собеседник.

Над Кравцовым сгущаются тучи

В середине сентября критиковать деятельность Министерства просвещения начал даже бывший коллега Сергея Кравцова по Рособранадзору ныне глава ведомства Анзор Музаев. В рамках борьбы с перегрузкой школьников, он обратил внимание, что большинство предметов стандартной программы перегружены темами, которые при СССР изучались в вузе.

«Тему, которую мы сейчас даем в школах в этом возрасте, по оценке экспертов, кто занимается детской психологией, просто невозможно освоить. Вот это безобразие, которое у нас образовалось, конечно, надо будет прекращать», – констатировал глава Рособрнадзора.

В начале учебного года учителя получили очередное подтверждение тому, что словам Кравцова доверять нельзя. Летом министр обещал, что регистрация в национальном мессенджере Мах для всех участников образовательного процесса будет добровольной. Однако уже в сентябре школьные администрации в отдельных регионах стали обязывать учителей регистрироваться в приложении.

В сентябре также стало известно, что в ходе совещания по итогам эксперимента с поступлением в колледжи по двум ОГЭ и конкурсному отбору в 10 класс, Сергей Кравцов признал его успешным и продлил на следующий год без опубликования каких-либо официальных результатов.

Еще один удар по ведомству Кравцова косвенно нанес Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), опубликовав методические рекомендации для учителей, составленные на основе анализа типичных ошибок в ЕГЭ-2025. В частности, выяснилось, что большинство выпускников испытывают сложности даже с пониманием родной речи. Около половины 11-классников не справились с написанием слов «не даром» и «недаром», которое зависит от контекста употребления. Было много ошибок и в других базовых заданиях, которые обычно доступны для понимания даже иностранцам.

– По всем признакам, отставка министра просвещения не за горами, – полагает педагог, специалист в сфере экономики образования Сергей Тимонин. – Он уже провел большое количество непопулярных реформ и стал окончательно токсичным для общества. По мнению родителей, именно в период управления ведомством Кравцовым качество образования кардинально ухудшилось. Нападки на главу Минпросвещения со стороны других чиновников могут говорить и о том, что его работой не в полной степени довольно и руководство. В какой-то мере это может быть связано с тем, что Минпросвещение не может представить даже полноценный план развития образования на ближайшие годы. Тот же проект Стратегии развития образования состоит, по сути, из мер, направленных на решение старых проблем, с которыми не могут справиться годами.