Привет от Токаева: Удар казахским тепловозом в спину России
На фото: Говард Латник (на втором плане) и Касым-Жомарт Токаев (на втором плане) на церемонии подписания соглашений с американской компанией Wabtec в Казахстане (Фото: пресс-служба Президента Республики Казахстан)
Вас тоже неприятно удивили на редкость крепкое рукопожатие и белозубые улыбки «просроченного» Владимира Зеленского и его казахстанского коллеги Касым-Жомарта Токаева в минувший вторник в кулуарах 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке? Было видно, что оба лидера крайне довольны личным разговором, который между ними состоялся впервые с 2019 года.
Чем же так обрадовала Зеленского и Токаева их заокеанская беседа? Все детали, естественно, известны лишь этим двум деятелям.
Но нельзя, полагаю, не обратить внимания, что разговор состоялся почти сразу же после того, как 22 сентября США объявили о крупнейшей сделке с Казахстаном на $4,2 млрд на производство на заводе американской компании Wabtec в Астане дополнительно 300 грузовых локомотивов.
Казахстан согласился (!) заключить с США «крупнейшее в истории соглашение о поставке локомотивов».
Так восторженно прокомментировал сделку глава американского Минторга Говард Лютник в одной из соцсетей. И далее он же: «Эта сделка обеспечивает мощную поддержку одной из наших важнейших отраслей промышленности. Эта сделка на $4 млрд — просто огромный успех».
Между тем, этот завод компании Wabtec на территории наших соседей, названный «Локомотив құрастыру зауыты», работает уже полтора десятилетия. С 2009 года. За это время успел выпустить уже свыше 600 современных и достаточно мощных локомотивов.
Если конкретней: на предприятии осуществляют сборку магистральных грузовых односекционных тепловозов ТЭ33А серии Evolution и его пассажирской версии ТЭП33А (по лицензии General Electric Transportation).
Для справки: скорость движения ТЭ33А по рельсам до 120 км/ч. Эти тепловозы имеют большие межремонтные пробеги. Оборудованы современными системами безопасности движения и радиосвязи, системой автоматического обнаружения пожара и пожаротушения. У них высокие тяговые свойства.
Более того. В соответствии с высокими американскими стандартами кабина каждой такой машины оснащена системой климат-контроля. Есть холодильник, печь и эргономичный санузел. В кабине — высокопрочное лобовое стекло с электрообогревом. Зеркала заднего вида так же обогреваются и с помощью дистанционного управления могут изменять свое положение.
Что особенно важно в данном случае: бывшие американские, а теперь казахстанские тепловозы специально переделаны под работу на межрельсовой железнодорожной колее в 1520 мм, со времен Российской империи принятой на постсоветском пространстве. На сегодняшний день локомотивы такого стандарта кроме Казахстана выпускает только Россия.
Раньше таким же производством располагала и Украина. В Луганске. Но после 2014 года она по понятным причинам лишилась этим возможностей. Вместе с указанным городом, тогда же превратившемся в столицу Луганской народной республики.
Однако еще через восемь лет, после начала нашей СВО на Украине в 2022 году, спрос на любой железнодорожный подвижной состав в «стране 404» резко возрос.
Во-первых, потому, что имевшийся к тому времени в распоряжении Киева локомотивный парк был и так просто чудовищно изношен. По данным компании «Укрзалізниця» на 2013 год, в среднем по Украине этот показатель составлял свыше 90%. А на Донецкой и Приднепровской дорогах — почти 200%.
По этому поводу министр инфраструктуры Украины (с декабря 2014 по апрель 2016 годов) Андрей Пивоварский в свое время высказался так: «Больше 90% тяги в неудовлетворительном состоянии. Около 80% вагонов — в неудовлетворительном состоянии. А по полотну говорить даже не буду».
Во-вторых, в условиях начавшихся ожесточеннейших боевых действий на российско-украинском фронте почти все необходимое для продолжения этой битвы (в первую очередь — топливо, боеприпасы, личный состав, оружие и военное снаряжение) противник четвертый год вынужден перебрасывать с западного на восточное направление именно по рельсам. Совершенно безжалостно выжимая из еще сохранившегося в «Укрзалізнице» подвижного состава последние моторесурсы.
А в третьих, с начала 2025 года российские Вооруженные силы с целью пресечения этой логистики резко активизировали удары по железнодорожным станциям, мостам, переездам и локомотивным депо на вражеской территории.
Так, одна за другой ударами с воздуха были разбиты железнодорожные станции «Днепр-Главный», «Кривой Рог-Главный», «Павлоград-1», «Синельниково». Чуть позднее — крупный железнодорожный узел Знаменской дирекции железнодорожных перевозок (ДН-3) в Кировоградской области.
А в нынешнем сентябре дотла разрушено локомотивное депо в Кременчуге. Под его обрушившейся крышей оказались погребенными сразу два магистральных тепловоза, проходившие ремонт на этом предприятии.
Происходящий погром счел нужным пару недель назад лично прокомментировать глава «Укрзализницы» Александр Перцовский: «Летом Россия активизировала удары по узловым станциям и другой железнодорожной инфраструктуре.
Атакуют наши ключевые станции — Лозовая, Синельниково, Козятин. Практически по всей стране бьют по узловым станциям. Это комплексные атаки, когда под удар попадают и подстанции энергетические, и локомотивные депо, и вокзалы пассажирские".
Давно понятно, что продолжающаяся охота на украинский подвижной состав со стороны России носит продуманный, организованный и целенаправленный характер. И урон Киеву наносит просто сокрушительный.
О том, какой именно, некоторое представление дает, на мой взгляд, недавнее выступление на телеканале «Рада» депутата украинского парламента Оксаны Савчук.
По ее словам, из-за постоянных ударов ВКС России Украине все острее не хватает электропоездов для снабжения ВСУ. «С начала 2022 года всего уничтожено (на Украине — „СП“) более 138 локомотивов и повреждено множество другого железнодорожного имущества…. Враг использует несколько приёмов. Направляет БПЛА на рельсы, чтобы остановить движение. А также — на трансформаторы, которые питают электрические поезда».
Поэтому, по сведениям депутата Верховной Рады, кое-где украинские железнодорожники уже вынуждены снимать с консервации старые-престарые паровозы, сохранившиеся в отдельных тупиках со времен СССР. И цеплять вагоны с важнейшими грузами для ВСУ уже к ним.
Понятно, что проблема на глазах обретает стратегический характер для Киева. Но каким образом пополнять постоянно выбывающий из строя подвижной состав?
Теоретически давно и охотно помогли бы Европа с Америкой. Но там куда более узкая колея, чем на Украине. Да и на всем постсоветском пространстве. Поэтому с пополнением оттуда у украинцев ничего не выходит.
Надежда у них единственная — на тот самый завод «Локомотив құрастыру зауыты», что с помощью американцев полтора десятилетия назад обрел вторую жизнь в казахстанской Астане. Естественно, ходоки из Киева туда давно устремились просто наметом.
Еще 23 февраля 2018 года Штаты и «Укрзализныця» подписали рамочный контракт на поставку до 225 локомотивов GE до 2034 года.
А также на модернизацию еще до 75 локомотивов из парка УЗ. Стоимость контракта тогда оценивалась в 1 миллиард долларов.
При этом каждый такой тепловоз обходится Украине в 4,7 миллиона долларов. Специалисты утверждают, что это вдвое больше рынка.
Хотя на самом деле Киеву было глубоко плевать на то, каких денег такое пополнение будет стоить. Платит-то все равно не он, а западные спонсоры режима Зеленского.
Как бы там ни было, но уже к марту 2019-го все заказанные локомотивы из вроде бы почти союзного Москве и даже входящего вместе с нею в ОДКБ, ЕАЭС и ШОС Казахстана прибыли в «страну 404». И тут же включились в ударную боевую работу против России.
Но и они ведь не заколдованные. Поэтому тоже раз за разом то там, то сям попадают под российские удары с воздуха. Стало быть, необходимо постоянное пополнение из Астаны.
С этой целью весной 2024 года Украина вымолила у государственного экспортно-импортного банка США новый кредит в размере 156,6 миллиона долларов сроком на 15 лет. Для закупки еще 40 тепловозов американской Wabtec. Однако теперь, видимо, подошла к гибельному концу от российского оружия и эта партия.
Полагаю, именно по этой причине Зеленский с нескрываемым восторгом в Нью-Йорке буквально только что и встретил известие о дополнительных штатовских миллиардах на расширение производства на казахстанском «Локомотив құрастыру зауыты». Поскольку точно знает, что немалая доля продукции из Астаны точно достанется терпящему настоящее «железнодорожное» бедствие Киеву.
Токаев ведь не откажет в поддержке, давно проверено «страной 404».
Вот только как на фоне такого рода новостей должна вести себя в отношении Казахстана Россия? Молча утереться, как это было, скажем, весной этого года? Когда та же Астана под предлогом соблюдения режима международных санкций против нашей страны взяла да и внезапно прекратила поставки оренбургскому акционерному обществу «Новотроицкий завод хромовых соединений» хромового концентрата?
Отгрузку сырья в российское Оренбуржье по требованию американцев полностью остановила АО «Транснациональная компания «Казхром». В расчете на руду которой в 60-е годы прошлого века СССР и построил химкомбинат в Новотроицке.
Как результат — к концу марта 2025-го химкомбинат полностью остановил свою работу. А это сразу поставило под угрозу срыва крупную часть российского гособоронзаказа.
Поскольку без спецсталей и жаропрочной продукции из Новотроицка не обойтись при производстве авиационной и ракетной техники. А также артиллерийских стволов. Для выпуска всего перечисленного необходим высококачественный хром.
Сырье для его выпуска мы, конечно, найдем и без по-азиатски коварных соседей. Готовых, как оказалось, в любой момент подставить подножку нашей через чур миролюбивой стране.
В конце апреля нынешнего года руководство этого российского предприятия заявило, что немедленно проведены переговоры с предприятиями Афганистана, Зимбабве, Турции. А также — с мелкими производителями хромового концентрата в России.
Каков результат? Отработаны ли в полной мере вопросы логистики по заключенным контрактам? Об этом пока — молчок.
Но вот что точно известно — со стороны Москвы политическая и экономическая реакции на мартовский выпад Казахстана против нашей страны точно нулевые. Как и на прежние (а, видимо, — и на будущие) поставки оттуда же тепловозов насмерть сражающейся с нами Украине.
По-прежнему будем пожимать руки и беззаботно улыбаться господину Токаеву при встречах на высшем уровне? Или наконец ответим сугубо экономическими и политическими мерами этому государству, во многих и многих сферах по уши зависимому от Москвы?
В сферах военно-технического сотрудничества, энергетики, миграции, торговли углеводородами и еще много чем на международных рынках — в первую очередь.
Да та же «труба» КТК, через которую Казахстан гонит свою нефть на Запад, проходит по территории России — от берегов Каспия до Новороссийска. А эта нефть, точнее, та ее доля, которую ушлые англосаксы оставили казахам, составляет основу бюджета РК.
Вот он — аргумент для плодотворного диалога с очевидно двуличным «союзничком».
Сергей Ищенко
Комментарии