Яков Кедми: «Еврейское государство вернётся в границы 1967 года»
Фото: Zuma/TASS
Михаил Зубов
Уже несколько стран из Северного и Южного полушарий признали независимость Палестины на полях проходящей в Нью-Йорке 80-й сессии Генассамблеи ООН. Об этом заявили Великобритания, Австралия и Канада, к ним присоединилась Португалия.
Предполагается, что по ходу сессии Палестину признают около 10 государств, в числе которых Франция. Макрон обещал заявить о признании автономии как суверенного государства на итоговой конференции ООН.
О том, что будет означать подобное признание для Израиля и для самой Палестины, «Свободной Прессе» рассказал политолог, бывший руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми.
— Оно означает то, что символически всё больше и больше государств признают саму идею создания Палестинского государства. Практически в обозримой перспективе это ни к чему не приведёт, но создаётся атмосфера, более благоприятная для такого изменения.
«СП»: Насколько болезненны эти признания для Израиля и его граждан?
— Для руководства Израиля и для большинства населения, которое против Палестинского государства, это означает, что мы как на автостраде: единственные едем против движения.
Это было одной из основных причин, почему Нетаньяху в своё время поддерживал ХАМАС и отдавал ему предпочтение перед Организацией освобождения Палестины.
Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то большинство народов арабских стран, даже государства, с которыми у нас, Израиля, есть дипломатические отношения, тоже были против создания еврейского государства. И боролись с нами, и воевали. Но сегодня они рассуждают практически: да, мы этого не хотели, но это — реальность, с которой нужно считаться.
Израиль сейчас идёт тем же путём, как большинство арабского народа и мусульманских стран. Скорее всего, так будет и с государством Палестина. Израиль этого не хочет и своей позиции не изменит, но придёт время, когда считаться с этим как с фактом нам придётся.
«СП»: Что будет представлять из себя государство Палестина?
— Палестина, если это произойдёт, перестанет быть автономией, станет полностью независимой. Может быть, у неё будут какие-то особые связи с Иорданией, потому что там из 11 миллионов населения 7 миллионов — палестинцы.
Вероятно, у Палестины и Иордании будут особые отношения, как между Белоруссией и Россией.
«СП»: В одном из популярных в России политических ток-шоу иногда звучит тезис: С Палестиной уже всё решено — в Газе будет ближневосточный Лас-Вегас под патронатом США. А сейчас Нетаньяху просто зачищает территорию для строительства города развлечений…
— Тот, кто это сказал, не понимает, что у нас происходит. Да, в Израиле есть один фашиствующий министр Бен-Гвир, который говорит, что он этого хочет. Ну если хочет, то пусть за это и молится. Ничего подобного не будет
«СП»: Что потеряет Израиль, если Палестина станет независимым государством?
— Ничего. Страна ничего не потеряет. Тем, кто против Палестинского государства, — придётся утереться. Они окажутся в том же положении, как большинство арабского мира относительно Израиля.
Скорее всего, еврейское государство в этом случае вернётся в границы 1967 года. Для Израиля это мало что меняет, но нам придётся покинуть все или почти все территории, где живут израильские поселенцы.
«СП»: И что будет с ними?
— Вернутся туда, откуда они приехали. Они же все из Израиля. Надо понимать, что здесь совсем небольшие расстояния: 10 км, 20−30 км. Переселятся обратно в среднем на 20 км — в тот город, откуда они приехали, или в соседний.
«СП»: На ум приходит аллюзия с Чеченской республикой в России. 31 августа 1996 года были подписаны Хасавю́ртовские соглашения, согласно которым Грозный получал фактическую независимость от Москвы. Но спустя годы стало ясно, что как самостоятельное государство республика не состоялась, и она вернулась в состав России. Такой сценарий между Израилем и Палестиной возможен? Палестина будет состоятельна отдельно от Израиля?
— Будет, а почему нет?
Чеченцы вернулись в результате того, что банды на их территории были разбиты. И они вернулись туда, где были с начала XIX века
А палестинцы никогда не были в Израиле. Они не жили и не собирались жить в Израиле.
Эта территория после окончания британского мандата по решению ООН была отведена под создание арабского государства. Так же, как было решено создать и еврейское государство.
Тогда палестинского государства не получилось по разным причинам, среди которых их собственные межарабские противоречия. Ну, иногда эти процессы занимают долгое время.
Будет ли Палестинское государство дееспособно? А Латвия дееспособна?
«СП» Дееспособна за счёт Евросоюза…
— И Палестина тоже будет дееспособна. Из всего арабского населения палестинцы — самые развитые. Они успешны в бизнесе. Если они захотят выстраивать своё государство и заниматься его укреплением — никаких проблем не будет.
Если кто-то там захочет воевать против Израиля и попытается опять сделать что-то подобное 7-му октября, то получит то же самое.
«СП»: У власти в независимой Палестине будет стоять ХАМАС?
— Нет, ХАМАС не будет править, потому что и сегодня большинство политических организаций против ХАМАС.
ХАМАС никогда не требовал существования Палестинского государства. ХАМАС требовал уничтожения Израиля и создания на его землях, как и на остальных территориях, единого арабского клерикального, религиозного государства.
Он никогда не требовал свободы для Палестины. Он требовал власти радикального ислама в тех же рамках, что ИГ*. ХАМАС — это не политическая организация и не национально-освободительное движение. Это — фундаменталисты, которые против создания тех или иных государств, но за единый эмират.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Комментарии