Александр Широкорад: Какое «щастье» светило России, если бы царь остался на престоле
На фото: император Николай II во время прибытия в ставку.
С 1991 года в сотнях книг, статей и телепередач монархисты и либералы в унисон твердят, что у Николая II украли победу над кузеном Вилли, то бишь над Германией. А вот с теми, кто украл, напряжёнка: кто говорит — масоны, кто — либералы, кто — большевики. Называют даже британскую разведку.
А так бы весной-летом 1917-го началось грандиозное наступление на всём фронте. За танками Лебеденко двинулась бы пехота, вооружённая автоматами Фёдорова, а с воздуха их прикрывали бы бомбардировщики «Илья Муромец». И вот тогда-то…
Увы, на фронте имелся 51 «Муромец», из них летало 40, и всего за войну было сделано около 300 вылетов, то есть по 10 вылетов в месяц. В 1918—1919 годах «Муромцы» боевых вылетов не совершали, а в 1920 году — менее 20 вылетов.
Танк Лебеденко с германскими моторами «Майбах» с потерпевшего катастрофу цепеллина был изготовлен в одном экземпляре, при испытаниях в 1915 году завяз в лесу под Дмитровом. Вытащить его не смогли, и большевики в 1924 году разобрали танк на месте.
Автоматом Фёдорова к октябрю 1917 года была вооружена одна (!) рота на Румынском фронте. Ковровский завод до октября 1925 года бился, чтобы устранить конструктивные недостатки автомата, а затем на это плюнули. Зато при Советской власти Фёдоров стал в 1928 году Героем труда, а позже — генерал-лейтенантом и академиком.
К 1917 году в царской армии имелось около 1000 самолётов, а у кайзера — 14 000, автомобилей — 10 000, а у кайзера — 65 000. Половина пулемётов в царской армии были закуплены в Англии и Франции. Артиллерия большой и особой мощности в России не производилась.
Да плевать на всё это! Союзнички пособили бы побить германца! И что потом? Сделаем только одно вполне реальное и логичное допущение — думские оппозиционеры и высшие генералы решили бы погодить со свержением царя до победы России в Первой мировой.
Планы аннексий у Николая II были грандиозные! На западе предполагалось занять всю Германскую Польшу и даже восточную часть Германии, почти как в 1945-м. И всё это включить в состав Российской империи, дав полякам какую-то автономию.
А вот у союзников было на этот счет совсем другое мнение. 4 марта 1916 года в секретной записке правительству французский посол Палеолог писал: «Франция не может быть безразлична к чаяниям поляков…
Когда придёт день мира, когда Россия будет готова реализовать свои грандиозные планы, которые обещает эта война, Россия должна протянуть руку Польше… Территориальное восстановление Польского государства может быть реализовано только нашими общими усилиями".
Таким образом, Антанта собиралась воссоздать независимое русофобское (а оно всегда было русофобским) Польское государство.
16 мая 1916 года министры иностранных дел России, Англии и Франции подписали Соглашение Сайкса-Пико. По этому Соглашению к России отходила почти вся восточная часть Турции по линии, проходящей западнее Трапезунда, а на юге Россия должна была граничить с современными Сирией и Ираком. Царь обрадовался и в январе 1917 года повелел сформировать Евфратское (!) казачье войско.
Восточную Турцию населяли турки, армяне, курды и понтийские греки, люто ненавидевшие друг друга. И Николай II решил их всех скопом присоединить к России.
5 июня 1916 года царь утвердил «Временное положение по управлению территориями Турции, занятыми по праву войны».
Документ предусматривал создание временного военного генерал-губернаторства, которое разделялось на четыре области: Ванскую, Хнусскую, Эрзерумскую и Понтийскую. Они, в свою очередь, разделялись на 29 округов.
Главами округов и областей назначались русские генералы, полковники и другие офицеры. В городах и районах предусматривалось создать департаменты полиции первого, второго и третьего рангов. Армянским представителям высшие посты не доверялись, их назначали на второстепенные должности.
Главным приобретением России по Соглашению 1916 года должны были стать пролив Босфор с прилегающими городами Константинополь, Измит, Карасу, плюс европейская часть пролива Дарданеллы.
С самого начала вступление на престол в 1894 году Николай II мечтал сделать Константинополь своей южной столицей. А вот что делать с двумя миллионами тамошнего населения, царь и не думал.
В случае вышеуказанных приобретений в Европе и Азии число этнических русских в империи сократилось бы с примерно 50% до 25%, если не больше.
Увы, Англия и Франция заключили секретное соглашение ни под каким видом не отдавать проливы Николаю II. Огромный союзный флот (Англии, Франции, Италии и Греции) базировался на островах Эгейского моря в 100−150 км от Дарданелл. Нетрудно догадаться, что турки в случае капитуляции Германии пустили бы в проливы союзников, а никак не русских.
Планов послевоенных внутренних реформ у Николая II тоже не было. Зато у супруги его, Александры Фёдоровны, имелось целых два плана.
Главное — «расправиться с врагами нашего Друга» (Распутина то есть), а второе — миллионы демобилизованных солдат отправить на строительство железных дорог: «это задержит их возвращение в свои деревни, где скоро начнётся недовольство — надо предупредить истории и волнения». (Из письма мужу от 26.04.1916)
Итак, солдатиков после победы отправить в железнодорожный ГУЛАГ? Конторы с таким названием еще не было.
Зато многие десятки тысяч заключённых на тот момент трудились на строительстве Транссиба восточнее Урала, Амурской, Мурманской и других железных дорог.
А крестьянские массовые волнения и поджоги усадеб начались уже в конце 1916 года. А что творили в тылу 2 миллиона дезертиров? В 1916 году в России произошло 2417 стачек, в которых участвовали 1,59 млн. рабочих.
«Наш Друг» был убит 17 декабря 1916 года во дворце князей Юсуповых. Убийц царь знал, но арестовать и судить побоялся.
А Григория Ефимовича тайно закопали в парке Царского Села. Даже великая княгиня Елизавета Фёдоровна, родная сестра императрицы, отправила родителям «главного убивца Гришки» Феликса Юсупова телеграмму: «Да благословит Господь Вашего сына на патриотический подвиг».
Риторический вопрос, а существовала ли самодержавная власть в январе 1917 года?
Увы, наше допущение оказалось неверным. Думская оппозиция и генералитет физически не могли отложить переворот до победы.
У них была альтернатива: немедленное свержение Николая II в феврале 1917 года — либо грандиозный взрыв и хаос в течение ближайших недель.
Александр Широкорад
Комментарии