Николай Платошкин: «Результаты голосования — очень грустная арифметика»


За кулисами региональных выборов: обыски, аресты, избиение оппонентов

Николай Платошкин: «Результаты голосования – очень грустная арифметика»Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Ирина Мишина

Избирательные комиссии 20 субъектов Федерации, где проходили прямые выборы высших должностных лиц, подвели окончательные итоги голосования. Об этом сообщила председатель ЦИК РФ Элла Памфилова. По ее словам, в региональные избиркомы поступило всего шесть особых мнений членов комиссий с правом решающего голоса, все они от КПРФ.

Что происходило за кулисами выборов? Об этом «СП-видео» рассказал общественно-политический деятель, доктор исторических наук Николай Платошкин.

«СП-видео»: Явка составила 47%. Вы были на избирательных участках в трех регионах, видели тех, кто приходил голосовать. Много было народу? Кто эти люди, которые пришли на избирательные участки?

— Я побывал в Хакассии, где в Черногорске в борьбе за пост мэра победила представитель КПРФ Елена Гопина. Также я присутствовал на выборах губернатора Иркутской области. Приходили в основном бюджетники по рекомендации работодателей или студенты, мобилизованные вузами.

Интересно заметить, что в Хакассии голосование длилось всего один день. И ничего, все получилось. Я вообще считаю, что трехдневное голосование абсолютно не нужно. Это затрудняет работу наблюдателей. Бюллетени остаются на ночь в избирательной комиссии. Никаких наблюдателей в это время там нет. Что происходит с бюллетенями — не совсем ясно.

«СП-видео»: Драматично развивались события в Иркутской области. Там за пост губернатора боролись действующий губернатор Игорь Кобзев и кандидат от КПРФ Сергей Левченко. Левченко — фигура в этом регионе не случайная. Он возглавлял горком КПСС города Ангарска, в 90-х руководил обкомом КПРФ в Иркутской области, с 2015-го по 2019-й год уже занимал здесь пост губернатора. Он знает регион — и люди его знают, причем самый активный, возрастной электорат. Почему жители Иркутской области не выбрали Левченко?

— Избиратели, к сожалению, не предпочли никого. Они предпочли дома остаться. В Иркутской области была самая низкая явка по стране. В целом по России явка на региональных выборах составила 47%, а в Иркутской области — 30%.

С такими результатами, как у Левченко, в 2015 году был бы второй тур. Учитывая явку, выходит, что за единоросса Кобзева проголосовали 18% избирателей Иркутской области.

И вообще странно получается: в Иркутской области проголосовали 30%, а единоросс Кобзев якобы получил 60%. Вот вам грустная арифметика. Населению удалось внушить, что выборы ничего не решают, поэтому оно и не ходит на избирательные участки.


СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО

Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube. Смотрите все передачи СП-ВИДЕО


«СП-видео»: Много было людей, которые пришли на избирательные участки, а не голосовали электронно?

— Повторяю: на выборы никто не ходит. На одном участке нам сказали: «У нас явка высокая!». Мы приехали туда, а там общежитие МВД рядом. То есть бюджетники пришли, причем в основном в пятницу, когда работодатели могли их побудить к этому. Да, в пятницу на избирательных участках были явка и оживление.

Но мое общение с избирателями на улицах Иркутска, Ангарска показало другое: людям все равно, они понимают, что за них все решено. Это очень опасная вещь. Как развиваться обществу, если в выборы не верят? Это может привести к тому, что доверия ни к какой власти не будет, потому что ее не выбрали, а назначили.

«СП-видео»: Вы достаточно долго были в Иркутской области и наверняка в курсе нюансов предвыборной кампании. Сколько потратил на выборы действующий губернатор и сколько кандидат от КПРФ Сергей Левченко?

— Я специально запросил данные. Любой кандидат обязан обнародовать свои траты на избирательную кампанию, они есть на сайте ЦИК. И что мы видим? Кандидат от КПРФ Сергей Георгиевич Левченко потратил 7 700 000 рублей.

Но, чтобы вы понимали, Иркутская область — по территории где-то две Франции. А действующий губернатор Кобзев потратил на свою избирательную компанию 52 миллиона рублей. Причем меня знаете что поражает? А зачем губернатору вообще, собственно, тратиться?

Он должен рассказывать, что сделал. Но губернатор Кобзев ни на одни дебаты не пришел. Правда, везде висели баннеры: «Кобзев на связи». С кем и где на связи — не расшифровывалось. А вот его оппонент Сергей Левченко от КПРФ был на всех дебатах. Равные ли это условия?

«СП-видео»: А «грязные технологии» использовались? Были скандалы, нарушения? Я слышала, в Липецкой области не обошлось без этого. Что там произошло?

— В Липецке был арестован весь тираж предвыборной газеты КПРФ. Были проведены обыски в отделении областного комитета партии, на его на руководителей заведены уголовные дела, которые расследуются до сих пор. А потом — и административные дела против местного руководства КПРФ. Это означает, что люди, скорее всего, не смогут баллотироваться в Госдуму через год.

«СП-видео»: Единственный кандидат от КПРФ, одержавший победу на региональных выборах — Елена Гопина, ставшая мэром Черногорска в Хакассии. В чем секрет ее победы?

— Замечу, что она обошла представителя «Единой России». И там была настоящая конкурентная борьба: оппонент Гопиной от «ЕР» набрал 28%, а Елена Эрнестовна — 29,2%. Так что успех непростой.

Но Гопину хорошо знают в городе, ее дети ходят в обычную школу, она руководит турагентством, которое приносит приличный доход в бюджет города и всей Хакассии. Но главное — она не боялась идти к людям, разговаривать о проблемах и признавать их.

За несколько дней она провела пять встреч в трудовых коллективах, причем это были порой непростые разговоры. Но люди оценили, что Гопина в курсе всего: сколько платят за вход на стадион для детей, какие тарифы ЖКХ, где нужен ремонт улиц.

«СП-видео»: Вы объехали три региона во время этих выборов. Увидели новых, ярких политических лидеров?

— Как только на горизонте появляется какая-то неординарная личность, возбуждаются уголовные, административные дела. В Иркутске, например, сняли с выборов на пост главы района кандидата от КПРФ. Молодого, активного парня сняли. А потом его еще и избили неизвестные лица. Он подавал в суд на избирательную кампанию, требовал, чтобы его восстановили, но этого не случилось. Вот такие методы.

«СП-видео»: Вы не первый раз участвуете в выборах, у вас в этом плане большой опыт. Скажите, что такое выборы сегодня? Это бизнес, как в 90-х, или это просто управленческое задание?

— Проблема в том, что люди не верят в выборы, а значит, не верят и в легитимность власти. Это опасная вещь. Понимаете, если ты сам эту власть выбрал, ты понимаешь, что от твоего голоса что-то зависит. У тебя и к стране другое отношение. Человек думает: «Это мой выбор, моя страна». А сейчас все решают за избирателя. И как к такой администрации относиться? Это очень опасная тенденция.