Этот день в истории... Введение персональных воинских званий

Ровно 90 лет назад Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) были введены персональные воинские звания для командного и начальствующего состава, отменив прежнюю систему.
Документ также утвердил Положение о прохождении службы командным и начальствующим составом, что было стержневым шагом в централизации, укреплении армии в предвоенный период. 

Введение персональных воинских званий в РККА 22 сентября 1935 года было не просто административной реформой, а символическим разрывом с революционной традицией и сознательным возвращением к имперским принципам военного строительства. Собственно, мнемоника «революционного разрыва» 1917—1924 гг. состояла в том, что после Октябрьской революции 1917 года декретом Совнаркома были отменены все чины, звания и знаки различия царской армии. Основным принципом стала выборность командиров. Само слово «офицер» считалось контрреволюционным и было заменено на «командир» или «красный командир». Знаки различия были сугубо функциональными, — например, должность указывалась на нарукавных нашивках: — не отмечая индивидуального характера. Эта система отражала большевистскую идею «социального равенства» и недоверия к «буржуазным специалистам».

Почему же произошёл возврат практически к царской иерархии в 1935 г.? Ответ, в общем-то, несложен: к середине 30-х годов советское государство, его армия столкнулись с рядом проблем, которые старая система уже не могла решить. Скажем, проблема субординации, также авторитета: отсутствие чётких, видимых знаков различия подрывало дисциплину и тем более — единоначалие. Младший командир, избранный солдатами, не имел достаточного авторитета для приказания. К тому же шла постепенная профессионализация армии: РККА превращалась из милиционного ополчения в крупную технически оснащенную организацию. Для управления танковыми войсками, авиацией, флотом требовались высококвалифицированные, — а не «случайно» выборные кадры, от сохи, так сказать, — как в «лихие годы» революции. Звания стали признаком профессиональной компетенции — никак не социального происхождения. Пришла необходимость создания новой элиты и серьёзной кадровой политики.

К этой поре партия уже практически отошла от марксистской идеи глобально-мировой революции, делая ставку на укрепление государства, патриотизм, самоидентификацию, суверенитет.

Введение званий было частью общего курса на стабилизацию, иерархизацию и централизацию общества. Это был шаг к созданию новой советской военной верхушки, лояльной лично Сталину. Учитывая, что неизменно и планомерно шла подготовка к большой войне: руководство СССР понимало неизбежность нового крупного конфликта. Чёткая военная иерархия, аналогичная системам потенциальных противников, считалась необходимым условием для эффективного управления массовыми армиями в современных технологических условиях.
Постановление вводило звания для среднего и старшего командного, и начальствующего состава. Для сухопутных и воздушных сил: лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, полковник. Для военно-политического состава: младший политрук, политрук, старший политрук. Для младшего комсостава: отделенный командир, младший комвзвод, старшина. При этом звания генералов и адмиралов будут введены позже, в 1940 году, что окончательно завершит процесс.

То был не просто «возврат к погонам», а — осознанная, идеологически выверенная контрреформа. Знаменующая собой окончательный отказ большевиков от ранних утопических идеалов в пользу построения мощного централизованного государства с жёстко выстроенной социальной иерархией, где армия занимала одно из ключевых мест. Это был важный шаг в становлении СССР как классической великой державы.

Введение персональных воинских званий в РККА в 1935 году


      Аспект изменения                          Ситуация до 1935 года

 

После 22 сентября 1935                                                        Последствия