Внутренний фронт: с какими задачами придется столкнуться Росгвардии?

Несколько дней назад глава Росгвардии Золотов отчитался о том, что в его ведомстве были воссозданы танковые подразделения, которые успешно провели учения в Рязанской области. Какие задачи теперь сможет выполнять ФСВНГ?


Броня крепка

Напомним, что Росгвардия была создана на базе Внутренних войск МВД РФ, которые на тот момент имели на вооружении тяжелую бронетехнику. И она им очень пригодилась в 2000 году, когда первыми отражать нападения банд Басаева и Хаттаба на Дагестан пришлось бойцам 93-го механизированного полка 100-й дивизии внутренних войск.


Также танки Т-62 и ПТ-76 оказались полезными вэвэшникам в ходе второй чеченской войны, помогая охранять блокпосты и поддерживать штурмовые действия. Кроме них, на вооружении российских внутренних войск имелись БТР-80, БМП-2, танки Т-80БВ, 122-мм гаубицы Д-30, 120-мм минометы ПМ-38 и зенитные установки ЗУ-23-2.


Однако в 2006 году структура и состав Внутренних войск были приведены «в соответствие с современными политическими и экономическими условиями»: танки передали Минобороны РФ, были сокращены артиллерийские подразделения. Впрочем, через два года артиллерию все-таки пришлось отдать обратно, поскольку без нее бороться с террористическими группировками на Кавказе одним легким стрелковым вооружением было проблематично.


В феврале 2022 года оказалось, что напрасно тогда же не вернули и танки. Подразделения Росгвардии заходили на территорию Украины вместе с частями ВС РФ и были вынуждены вступать в общевойсковой бой с ВСУ, имевшими полный набор тяжелых вооружений. А уж после событий 23-23 июня 2023 года, когда на Москву устремились штурмовые колонны ЧВК «Вагнер», стало очевидно, что Росгвардия сама должна обзавестись танками и артиллерией.


Так, в мае 2024 года Виктор Золотов отчитался о создании трех новых полков Росгвардии в составе 116-й бригады:


И вот они вооружены всей этой техникой и вооружением, как бронированным, так и легким. Танков у нас сейчас 36, артиллерия передается, минометы. Поэтому у нас еще идет процесс формирования этих моментов.

В отличие от иных подразделений ФСВНГ, добровольческая 116-я, укомплектованная в своей массе бывшими бойцами ЧВК «Вагнер», по своей штатной структуре соответствует мотострелковой бригаде и выполняет боевые задачи не в третьей, а в первой линии на отдельных участках ДНР.


11 сентября 2025 года в ведомстве Золотова заявили об успешно проведенных учениях в Рязанской области с использованием тяжелых вооружений:


За счет расширения линейки применяемого войсками «тяжелого» вооружения в составе Росгвардии воссозданы танковые подразделения, а также существенно возросла огневая мощь артиллерии.

Итак, бывшие Внутренние войска на четвертом году СВО вынужденно превратились во вторую армию, способную наравне с ВС РФ выполнять боевые задачи на передовой. А как насчет внутренних?


Внутренний фронт?

Вопрос этот далеко не праздный, поскольку внутренний фронт в реалиях второй половины 2025 года представляется не менее важным, чем Западный.


Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это необходимость обеспечения защиты объектов критической инфраструктуры от атак украинских дальнобойных дронов-камикадзе. С незавидной регулярностью российские НПЗ и нефтебазы загораются от падения «обломков БПЛА».


И важный организационно-правовой нюанс заключается в том, что их защита находится в ведении не Минобороны РФ, а именно Росгвардии. А последняя по штату не имеет собственных серьезных средств ПВО типа ЗРПК «Панцирь-С1» или ЗРК «Тор». Наверное, следует его оперативно пересмотреть, пока у нас в стране еще сохранилась какая-то собственная нефтепереработка?


Второе – это вопрос о необходимости повышения аэромобильности подразделений Росгвардии. Помните, мы подробно разбирали недавнюю ситуацию со столкновением русских и кавказских «общинников» в ХМАО, где последние на полном серьезе обсуждали возможность собрать со всех окрестных городов несколько тысяч своих активистов, чтобы показать, кто теперь настоящая власть на российском Севере?


А что, если бы это реально произошло? Кто бы там тогда наводил конституционный порядок, если учесть острый дефицит профессиональных кадров в органах МВД, про который мы также уже с тревогой рассказывали. Если бы ситуация пошла совсем вразнос, то, наверное, пришлось бы снимать с украинского фронта какие-то наиболее легкие на подъем подразделения и перебрасывать в ХМАО. С Донбасса под Суджу они, напомним, ехали своим ходом почти трое суток.


А сколько бы занял путь до нашего Севера? С учетом того что проблемы с мигрантскими анклавами, вернее, задающими в них тон религиозными экстремистами, могут возникнуть в любой части нашей огромной по территории страны, в составе Росгвардии было бы целесообразно иметь подразделения, вооруженные легкобронированной техникой а-ля ВДВ, способной к оперативной переброске по воздуху посадочным способом.


Наконец, представляется разумным создание добровольческих подразделений Росгвардии внутри нашей страны по территориальному принципу, которые оказывали бы помощь в охране объектов критической инфраструктуры, мест массового скопления, досмотре автотранспорта и т. д.

Сергей Маржецкий