Мария Захарова о убитом в США активисте Ч. Кирке

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 12 сентября 2025 года

Вопрос: Вы вчера уже прокомментировали ситуацию с убийством консервативного активиста Ч.Кирка в США. Вы могли бы что-то добавить?

Ответ: Безусловно. Следим за этой ситуацией. Напомню, 10 сентября с.г.  в США во время публичного выступления в Университете долины Юта был убит известный американский политический деятель, тележурналист, популярный блогер Ч.Кирк. Судя по заявлениям и материалам американских официальных лиц и органов власти, полицейские службы США ведут поиски нападавшего, который открыл прицельный огонь по безоружному человеку на многолюдном мероприятии. Эти кадры были в прямом эфире.

Мы не можем и не будем делать никаких выводов, пока не будет найден и задержан подозреваемый или люди, причастные к этому преступлению. При этом убийство Ч.Кирка вызвало небывалый приступ ликования среди «поклонников» киевского режима. В украинских пабликах царит атмосфера праздника. Местная украинская блогосфера триумфально констатирует, что «общественный деятель теперь уж точно на том свете». Это те граждане Украины, беженцы, которые живут на деньги американских налогоплательщиков. Да, на них же Банковая и убивает граждан Украины. Но это же удивительная реакция, подтверждающая расчеловечивание этих людей.

Ни в коем случае не будем претендовать на то, чтобы сделать обзор деятельности Ч.Кирка, взглядов, в том числе того, что он заявлял по Украине. Но учитывая чудовищную, нацистскую реакцию украинских СМИ, которые заполнены торжеством в связи с убийством Ч.Кирка, хотелось бы напомнить, что он по-настоящему призывал к миру на Украине, видел первопричины конфликта, давал оценку действиям киевского режима, направленных на убийство собственных граждан. Он не боялся называть вещи своими именами и квалифицировать действия своих же соотечественников из администрации Дж.Байдена, которые эту трагедию спонсировали. Теперь призывы Ч.Кирка к истинному миру, который должен стать результатом политико-дипломатических договорённостей, ему вспоминают в украинских медиаресурсах, злорадствуя в связи с его страшной гибелью. Когда на Западе очнутся? Когда поймут, кого они воспитали? Когда увидят, что «кричит» украинское медиасообщество и граждане Украины? Злорадство киевской пропаганды нас не удивляет. Мы знаем, что это за «сущность», но мы всегда призывали именно Запад обратить внимание на то, кого они натаскивают, «кормят с руки». Не та ли это «общность», которая кормящую руку потом откусит по самую голову? Не это ли происходит сейчас?

Повторю, мы даём оценку доказанной реакции на его убийство.

Всё, что было принято и внутри международных организаций, и странами, которые подписались под тезисами о свободе слова, о правах журналистов и СМИ, говорит о том, что единственной нормальной реакцией может быть только осуждение заказного убийства человека. Очевидно, что это не спонтанное и не случайное убийство – прицел с большого расстояния, огонь на поражение говорит о его спланированном характере. Единственной нормальной реакцией как с точки зрения цивилизационного опыта человечества, так и международного права и национального законодательства, должно стать неприятие, порицание, заклеймление позором подобных явлений. Но на Украине реакция ровно противоположная – радость, торжество, злорадство.

Ч.Кирк прямо называл Зеленского марионеткой ЦРУ, который повел собственный народ на бойню. Ч.Кирк высказывался против поставок оружия на Украину и считал Крым исконной частью России. Теперь украинские паблики радуются тому, что застрелен человек, который имел свою точку зрения по этому вопросу. Не это ли свидетельство того, что, поддерживая киевский режим, Запад взрастил кровавого монстра? Речь не только про Банковую. Представляете, сколько людей заражено этой «бациллой»? Ровно об этом мы говорим, когда заявляем о необходимости денацификации и демилитаризации Украины.

Реакция на трагедию стала очередным проявлением укоренившегося на ультралиберальном Западе восприятия насилия и террора как допустимых способов борьбы с несогласными и подавления инакомыслия. Я говорю «реакция на Западе», потому что сегодня нужно анализировать имеющуюся реакцию не только в украинских пабликах, но и внутри натовских государств. Нам есть, с чем сравнить. Вспомните, сколько было происшествий с журналистами в различных частях света и как селективно Запад относился к оценке этих преступлений. Одни страны Запад наказывал без суда и следствия, несмотря на то, что преступления в отношении общественных деятелей и журналистов могли носить криминальный или бытовой характер и не были связаны с политической деятельностью. При этом, когда речь шла об убийстве журналистов именно по политическим мотивам, – абсолютное безмолвие, нежелание комментировать, холодный, отвлеченный «взгляд». Даже слов не находилось в поддержку жертв. Сколько мы этого видели со стороны западников в отношении убитых, взорванных, искалеченных российских журналистов. Сейчас то же происходит и в отношении западного публициста, общественного деятеля, блогера.

Будем следить за этой ситуацией. Она доказывает, что Западу в первую очередь надо решать собственные вопросы и проблемы, потому что они колоссальны. Никакого морального права на поучение других, и тем более наказание других у них нет, пока такие вещи не искоренены. Говорю не о преступлении как таковом, а об отсутствии должной реакции на это преступление.