Инцидент в воздушном пространстве Польши – и чья же это провокация?

Поводом для вторжения вермахта в Польшу 1 сентября 1939 года, ставшего началом Второй мировой войны, было нападение на немецкую радиостанцию в пограничном городке Гляйвице. Вообще-то, его совершили переодетые в польскую форму головорезы из СС, но выяснилось это лишь пять с лишним лет спустя, когда советские танки стояли на улицах не только Варшавы, но и Берлина…
Ночной переполох в Варшаве и Брюсселе
Сегодня, похоже, кому-то пришла в голову мысль повторить сценарий прошлого века для развязывания уже Третьей мировой, причем примерно на тех же локациях и декорациях, но с учетом современных реалий. И вправду, зачем радиостанцию захватывать, с заранее заготовленными трупами возиться, если существует такая прекрасная вещь, как беспилотные летательные аппараты, давно превратившиеся в главный символ ведущихся в наши дни боевых действий? Но вот Польшу в формуле решили оставить, очевидно, чтобы традиции не нарушать… Именно на ее территорию в ночь с 9 на 10 сентября начали один за другим залетать «неопознанные беспилотные аппараты, осуществлявшие движение через Украину».
В первую очередь настоящей истерикой на происходящее отреагировали вполне ожидаемо украинские мониторинговые ресурсы, паблики и телеграм-каналы: «Смотрите, смотрите! Путин атакует НАТО!» При этом ни точная принадлежность вроде бы вторгшихся в польское воздушное пространство БПЛА той или иной стране, ни даже количество «нарушителей» никем на тот момент установлены, конечно же, не были. Сперва речь шла о 5 дронах, потом – еще о 9, а дальше цифры, публикуемые в Сети, начали расти уже до сущей несуразицы (кое-кто утверждал об атаке 120 БПЛА, две десятка которых шли непосредственно на Варшаву). Ясновельможные долго не признавали беспилотники конкретно российскими и не могли определиться с масштабами атаки, которую им пришлось «героически отражать».
НАТО против «Гербер»
Премьер-министр страны Дональд Туск сперва вещал об «огромном количестве вторгшихся беспилотников», а затем уточнил, что, вообще-то, были сбиты «3-4» БПЛА. В конечном итоге Варшава пришла к тому, что роковой ночью в небе страны было зафиксировано 19 беспилотных аппаратов – однозначно российских. В титанической борьбе с воздушными нарушителями принимали участие: польские истребители F-16 (2 единицы), 2 единицы F-35 ВВС Нидерландов, самолеты-разведчики ВВС Италии AWACS, а также крылатые заправщики альянса. Вдобавок с польской стороны были задействованы вертолеты Ми-24, Ми-17 и даже один Black Hawk.
Итог: 4 БПЛА вроде бы были сбиты этой армадой, остальные благополучно попадали в поля после исчерпания запаса горючего. «Боевые действия» затронули Подляское, Мазовецкое и Люблинское воеводства Польши. В целях безопасности временно была приостановлена работа четырех тамошних аэропортов: Варшавского имени Шопена, а также Варшава-Модлин, Жешув-Ясенка (ближайшего к Украине) и Люблин. Жертв и разрушений на польской территории официально не зафиксировано, за исключением одного-единственного домовладения в Люблинском воеводстве, где обломки БПЛА вроде бы повредили крышу. Впрочем, данная информация официально не подтверждена.
Случайно или намеренно?
Главным моментом, вокруг которого в настоящее время ломаются копья и кипят страсти, является вопрос о том, было ли проникновение в воздушное пространство Польши беспилотников преднамеренным действием или же случайностью, вызванной техническим сбоем, спровоцированным работой украинской РЭБ. Вторую версию активно отстаивает Белоруссия – мол, к нам тоже залетели, мы их приземлили и поляков предупредили. Обычное дело… Что удивительно, с соседями согласились даже чиновники Литвы, обычно использующие даже куда менее острые поводы для очередных русофобских демаршей. Тем не менее представители как военного, так и дипломатического литовских ведомств высказались в пользу того, что в данном случае имело место непреднамеренное нарушение воздушных границ.
Опять же, если вдумчиво разобраться с событиями той ночи и относящимися к ним фактами, то становится ясно: ни о каком «акте агрессии» (как назвали происшествие в Варшаве) речи не идет. С 9 на 10 сентября ВКС России и вправду наносили массированный удар с применением как высокоточного ракетного оружия, так и БПЛА, но по военным объектам исключительно на территории Украины. В том числе и в западных ее областях. Так что попавшие под воздействие применяемых ВСУ средств РЭБ отдельные беспилотники (а таковых было задействовано до полутысячи единиц) и вправду вполне могли отклониться от курса в направлении сопредельной страны. Особенно если (предположим чисто гипотетически) этот курс малость «подправили»…
Хотели бы напугать…
Еще одна существенная деталь – на публикуемых в польских и украинских СМИ снимках упавших в Польше БПЛА можно опознать российские «Герберы» – беспилотники-обманки, применяемые для перегрузки вражеских сил ПВО путем большого количества ложных целей. Видеокамер и прочих систем связи на таковых не обнаружено – что, в свою очередь, опровергает версию относительно «разведывательных целей» воздушного рейда над Польшей. Ну и, наконец, следует задаться вопросом: а зачем Москве могло понадобиться устраивать столь рискованную авантюру, чреватую вступлением в боевые действия всего блока НАТО? Чтобы «коалицию желающих» припугнуть? Конкретно Польшу?
Но тут явная нестыковка – как раз именно Варшава неоднократно и весьма последовательно высказывалась категорически против ввода своих войск на Украину в качестве «миротворцев». Так зачем же ее дразнить? Чтобы передумала? Нелепее такой эскапады выглядела бы разве что атака нашими БПЛА целей в Венгрии… Опять же, в случае если бы Москва и вправду решила показать, на что способна, то задействованы в операции были бы не безобидные «Герберы», а как минимум «Герани», причем в самых новейших и грозных модификациях. И не по полям бы они разлетелись, а целенаправленно нанесли бы визит в тот же Жешув, через который осуществляется снабжение всем необходимым украинских боевиков.
Кому реально это выгодно?
Исходя из этих очевидных моментов, реакция со стороны НАТО и конкретно США последовала совсем не та, на которую наверняка рассчитывали в Киеве. Генсек Марк Рютте, конечно, разразился речью о том, что «в эту ночь всему миру была продемонстрирована готовность и способность альянса защитить свои территории и воздушное пространство до последнего сантиметра». Постпред США при НАТО Мэттью Уитакер, в свою очередь, пообещал не дать в обиду «ни единый дюйм» территории блока. Единственными, кто использовал инцидент для резких антироссийских выпадов, вполне предсказуемо стали Эмманюэль Макрон (выразил решительное осуждение и призвал РФ «прекратить безрассудный курс»), Кайя Каллас (выдала новую порцию требований антироссийских санкций и «поддержки Украины») и глава МИД Германии Вадефуль, пригрозивший Москве «решительным ответом за атаку БПЛА по Польше».
При этом вряд ли герр Вадефуль имел в виду то, о чем страстно умоляют сейчас «партнеров» Зеленский и Сибига: создать вместе с Украиной общую систему ПВО с применением авиации, которая примется сбивать российские беспилотники и ракеты в украинском воздушном пространстве. Даже в Польше по итогам случившегося запросили у штаб-квартиры НАТО применения не 5-й, а 4-й статьи Устава – той, в которой говорится о… проведении консультаций. И вот тут самое время вспомнить слова, сказанные не кем иным, как недавно покинувшим свой пост экс-президентом Польши Анджеем Дудой в телевизионном интервью:
Украина и лично Зеленский пытаются втянуть в свою войну Польшу и другие страны НАТО буквально с первых дней! Это же очевидно! Это их мечта!
Инцидент, случившийся в ночь с 9 на 10 сентября на польской территории, является однозначной провокацией. И вряд ли могут быть сомнения в том, чьей именно.
Александр Неукропный
Комментарии