Алексей Миллер и Европа. «Газпром» мечтает вернуться, газопроводы ржавеют
Глава «Газпрома» обеспокоен подготовкой к зиме в Европе. Алексея Миллера волнует, что ПХГ континента наполнены лишь на 70%, а цены на газ зашкаливают. Что газовый монополист в действительности хочет донести до европейцев и при чем здесь трубы?
Фото: Кирилл Кухмарь. ТАСС. «Газпром» хочет вернуться в Европу?
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Какое дело «Газпрому» до европейских газовых хранилищ?
Председатель совета директоров ПАО «Газпром» Алексей Миллер предрекает Европе холодную зиму. Подземные газовые хранилища заполнены на 70%, цены на газ пустились вскачь.
«Текущая динамика закачки говорит о том, что отдельным странам Европы будет сложно достичь целевого показателя — 90% заполненности ПХГ. В настоящее время хранилища Германии заполнены всего на 71,1%, Нидерландов — на 64,8%. Это создает серьезные риски дефицита газа в случае резких или продолжительных холодов», — сказал Миллер.
Это не первое заявление главы «Газпрома» по поводу запасов газа во враждебно настроенной Европе. Точно такие же опасения Алексей Миллер высказывал и в октябре 2022 года. Предупреждали европейцев и в 2024-м, причем дважды, и зимой, и осенью.
Однако европейский караван шел дальше. Вот и сейчас ситуация с закачкой меняется буквально на глазах. Взять, например, ПХГ в Германии. С 1 сентября немцы закачали больше 4% в свои хранилища. Газ, конечно, дорогой, но цена за эти дни опустилась ниже 400 долларов за 1000 кубометров. И примерно такая же картина наблюдается последние четыре года.
В чем же тогда дело?
Трудно предположить, что глава многомиллиардной российской корпорации переживает о том, замерзнут или нет граждане европейских стран этой зимой. Тогда что конкретно хочет сказать европейским политикам и бизнесу некогда самый большой экспортер газа в ЕС?
Темпы закачки газа в хранилища Германии. Фото: Bundesnetzagentur — портал правительства ФРГ
Санкции без санкций
Мифология газовых отношений между Россией и Европой сложна и запутанна. Многие думают, что «Газпром» не может продавать голубое топливо в ЕС, потому что оно под санкциями. Однако российский газ в Европе не под запретом, но и на Запад он не течет.
— Был газопровод через Украину, который перекрылся 1 января 2025 года. Его же никто не перекрывал, Украина перекрыла. «Северный поток — 2» никогда и не работал. На «Северном потоке — 1» турбины, которые создают давление в трубе, их надо было возить в Канаду. Их в Россию так и не отправили. Их много, ни одну из РФ не забрала компания «Сименс», а у нее был коммерческий контракт на обслуживание, — перечисляет все причины остановки транзита ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
«Сименс» побоялся забрать «газпромовскую» турбину из ремонта из-за вторичных санкций. «Газпром» не смог забрать свое имущество из ФРГ тоже из-за вторичных санкций.
— То есть «Газпром» не забрал, а все остальные турбины выработали ресурс?
— Да. Постепенно. Газопроводы не отключились в один момент. Все лето 2022 года сокращали объемы поставки, потому что у турбин были разные сроки эксплуатации.
Место подрыва «Северных потоков».
Фото: Zuma\TASS
Если бы даже и европейцы, и «Газпром» решили возобновить сотрудничество, никаких пяти ниток трубопроводов, кроме одной, нет. Прямо завтра, починив турбины, можно начать качать по одной ветке. С остальными газопроводами проблемы различной степени тяжести.
— Основные вопросы — взорванные нитки «Северных потоков». Они наполнены водой. Никто сейчас не скажет, в мировом опыте такого не было, чтобы трубы газопровода были наполнены водой несколько лет.
Насколько они работоспособны и возможно ли их восстановить, может показать только исследование. «Ямал — Европа» в абсолютно нормальном состоянии. Через Украину по южному маршруту через Сохрановку никаких повреждений нет. Через Суджу есть повреждения линейной части. Но о повреждении газоизмерительной станции мы ничего не слышали, — рассказал в интервью «Новым Известиям» Игорь Юшков.
Обе «Силы Сибири» не заменят европейский рынок. Фото: Кирилл Кухмарь. ТАСС
«Сила Сибири — 2» не заменит европейский рынок
Заявления главы «Газпрома» — это не проявление альтруизма, а забота о благе собственной компании. Каким бы красивым политическим жестом ни был меморандум о строительстве второго газопровода в Китай, ситуацию с доходами монополиста это не изменит.
Мало того, что «Силу Сибири — 2» еще надо построить в очень тяжелых условиях вечной мерзлоты. Это займет не меньше, а, скорее всего, больше 5-7 лет. Опыт с первой «Силой Сибири» показывает, что до достижения проектной мощности также пройдут годы. А уж о цене на газ можно не вспоминать — никогда китайцы не будут платить столько же, сколько платили европейцы.
В Европу продавали 160 млрд кубометров в год. Проектная мощность «Силы Сибири — 2» — 50 млрд. Если прибавить объемы первой ветки, получится половина европейских поставок, напоминает эксперт:
— Если быстро куда-то увеличивать объемы — это только европейский рынок. Если говорить о восстановлении прежнего положения — только Европа. Туда есть инфраструктура, есть ресурсная база. Это зависит от политических решений.
ExxonMobil как модель
Россия накануне саммита в Анкоридже предложила путь выхода из санкций. Американский гигант может вернуться в проект «Сахалин-1», если выполнит два условия.
— Там было написано, что ExxonMobil добивается снятия части антироссийских санкций, производит определенные выплаты, и тогда мы отдаем долю с «Сахалина-1», — напоминает положения президентского указа Игорь Юшков.
Главный посыл всех выступлений, от президента Путина, министра иностранных дел Лаврова до главы «Газпрома» Миллера, в том, что российская сторона не будет никому мстить. Если ушедшие компании готовы к диалогу, РФ готова к сотрудничеству. Вы добиваетесь отмены санкций, мы согласны торговать.
С момента заявления Алексея Миллера прошла почти неделя.
Европа молчит.
Комментарии