Бурлеск «пустяшной» жизни: к 95-летию Надежды Румянцевой

Александр БАЛТИН

95 лет назад, 9 сентября 1930 года родилась Надежда Васильевна Румянцева, советская российская актриса, народная артистка РСФСР.
У неё был взгляд восхищённой жизнью девочки: восхищение не проходило никогда…
Раиса или Анфиса? Шедевр Н. Румянцевой из «Женитьбы Бальзаминова» горит экспансией и движением, взбалмошностью и световой игрой оттенков, кажется, захлестнёт сейчас её игра, затянет зрителя в ту реальность, и вместе — какая простота, естественность, как отработано всё — жесты, мимика…

Сразу после школы поступила в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского, и на вступительных читала монолог Фамусова: уморительно, вероятно… Словно и по жизни шла: легко, улыбаясь и восхищаясь открывающимися панорамами. Потом училась во ВГИКЕ; амплуа травести привело её в Центральный детский театр…

Горят глаза, и роли получаются естественно, будто каждая написана для неё… Кинокарьера развивается плавно и тоже естественно: крошечная такая девчонка: повариха на Севере, длятся «Девчата»… Жизнь малость приглажена, как тогда положено было; жизнь высветлена тем, какою она должна быть, и всё равно — великолепная Румянцева, лёгкая и подвижная, так славно играет реальность — будто это реальность и есть.

Мартышка, говорящая её голосом в мультфильмах, забавна и любопытна, непоседлива и любознательна, и голос играет: словно сам по себе, словно отделившись от актрисы, напитанный ею: звонко и полновесно. Голосом Румянцевой говорит и Нина из «Кавказской пленницы», и знаменитая Гюльчатай, так и не открывшая личико. Снова вспоминается Раиса: бурлеск и пустячность жизни смешиваются блестяще… От образа Румянцевой исходил свет: так и оставшийся в образах её ролей.

Даже озвучиваний.

   

   

Фото обложки: к/ф "Девчата", 1961 г.