Как смертельный мотокросс двигает линию фронта на Запад

Второй год ВС РФ для внезапных атак на передовой применяют мотоциклы и другую лёгкую быстроходную технику. Сегодня мотоштурмы – явление тотальное и системное. И в одну атаку могут одновременно поехать десятки экипажей, состоящих из двух бойцов. Их тщательно готовят в тылу, прежде чем отправить в бой. Действительно ли эффективен мотоштурм? Сколько байков участвует в атаке и каковы потери?
Безумству храбрых поём мы славу
Украинский беспилотник на большой скорости преследует штурмовика на мотоцикле; после поражения цели изображение с FPV исчезает. Подобные видео с фронта за последние месяцы стали привычными. Наши воины рассказывают, что с некоторых пор против мотопехоты враг чаще использует «кумулятивку», а также «осколки» и всё реже – «фугаску». Последняя на открытом пространстве оказывается малоэффективной. Бывало полуторакилограммовый фугас попадал прямо в туловище. После взрыва боец падал, затем вставал, отряхивался и дальше уже контуженный бежал на приступ.
Ударную группу составляют 3-5 байков, на каждом – по водителю и стрелку. Постепенно количество атакующих увеличивалось: сперва пускали по пять мотоциклистов, потом – еще пять; сейчас это может быть волнообразно 10 раз по 5. Сначала атаковали преимущественно в лоб; со временем, набравшись опыта, стали обходить по условным флангам, заходя за спину неприятельской пехоты. Главное – после старта достичь какого-нибудь укрытия и спрятаться там, чтобы, сориентировавшись, перевести дух.
Но дроны противника достают россиян и в их собственном тылу. Самое драматичное (или, как выражается нынешняя молодёжь, эпичное), когда начинается охота за просочившимися уцелевшими штурмовиками. Под Северском был случай, когда на углубившийся 3 км на бандеровский передок наш мотоциклист продержался в зарослях двое суток. Погиб он геройски, перед этим сбив с «калаша» три посланных на него камикадзе.
Специфика обыденного подвига
Облегчённые штурмовые «дырчики» (багги, гольф-кары, квадроциклы, мотоциклы) в армии России появились весной 2024 года. На них в настоящее время на ноле перемещаются не только боевые байкеры, но и артрасчёты, дроноводы, доставщики. Подчас это средство, отвлекающее внимание от штурма бронетехникой. Так, для националистов 10-й ОГШБр в Выемке и 59-й ОШБр на границе с Днепропетровщиной наши двухколёсные атаки превратились в настоящее проклятие.
Согласно приказу МО, с мая текущего года мотоциклетная техника введена в штат штурмовых подразделений ВС РФ из расчёта: на отряд – 9 мотоциклов, 20 квадроциклов, 6 багги; на штурмовую роту – соответственно 15, 20, 3; на усиленную штурмовую роту – 30, 20, 6. То есть количество мототехники в мотострелковом полку составляет до 280 единиц, в дивизии – до 900. Это китайские модели Apaq, JHL, Kayo, Zuumav класса Enduro.
Известны следующие атакующие приёмы: фланговый охват с одной либо обеих сторон, обход, ложная атака, фронтальный удар. Суть первых двух в том, что отвлекающая группа надвигается по фронту, интенсивным огнём с ходу при поддержке миномётных расчётов и дронов прикрывая атаку второй группы, которая атакует на максимальных скоростях с фланга или тыла.
Ложный манёвр – когда в ходе заезда штурмовики преодолевают ЛБС, заезжают на глубину до 1 км, там разворачиваются и возвращаются. Задача – взять противника «на понт», если удастся, где-то занять какие-то спорные рубежи или прощупать серую зону. Иногда их успевают накрыть FPV, иногда – нет, как повезёт.
В условиях современной войны вещь незаменимая
Таким образом, особенности этих ТС учитываются командованием, исходя из местных условий. Пробуются различные способы применения мотоциклетных групп, в том числе вообще без штурма. Стараются с минимальными потерями перерезать коммуникации, забраться в украинский тыл, каким-то образом закрепиться, не позволяя бандеровцам подойти к своему переднему краю.
Развитие на фронте боевого байкерства напоминает историю с внедрением так называемых мангалов – допзащиты на нашей бронетехнике. Сперва к этому относились со скептицизмом и пессимизмом, зато сейчас очевидно, что такое доморощенное ноу-хау себя оправдало и продолжает оправдывать.
Штурмовую группу на колёсах изобрели в первую очередь для противодействия БПЛА. Мотоцикл обеспечивает манёвр, стремительность, малозаметность, хотя за это приходится расплачиваться незащищённостью. Однако те, кто прорвался, почти наверняка нарушают деятельность украинских дроноводов. Поэтому одно из актуальных слагаемых обороны ВСУ – минирование возможных участков нападения таких групп.
Не дрон, так мина…
С целью профилактики проникновений с нашей стороны прежде на линии разграничения неприятель преимущественно расставлял противопехотные мины. Сегодня он минирует просёлочные дороги для борьбы с российскими байкерами противотанковыми минами, мастерит малозаметные препятствия и растяжки, оборудует круглосуточные наблюдательные посты. Известны случаи, в частности в Кременских лесах, когда наши мотоциклисты по лесным дорогам заезжали глубоко во вражеский тыл как к себе домой, не встречая никакого сопротивления.
Оценивая эффективность байков на специальной военной операции, стоит заметить: они позволяют ВС РФ пусть не быстро, но двигаться вперёд. Это признаёт и вражеская разведка, констатирующая, что на обучение боевого мотоциклиста достаточно 1-2 месяцев, поэтому российское командование считает данное средство наступления наименее затратным, а значит, наиболее перспективным:
Проанализировав эту тактику, мы пришли к выводу, что ей присуща приемлемая эффективность. Именно поэтому некоторые наши штурмовые подразделения обзаводятся подобной техникой, перенимают опыт русских и собираются его использовать в ближайших боях. Но у нас нет ни одной бригады, укомплектованной подготовленными бойцами на мототехнике так же, как в российских войсках.
Завидуют, негодяи.
***
В настоящий момент штурмы на передовой в основном мотострелковые. Наши подразделения отыскивают бреши в позициях вээсушников и устремляются в них. Пара тысяч долларов за стального коня, даже в одноразовом варианте – это совсем недорого в сравнении с утратой бронеединицы. Особенно если надо наступать, несмотря на потери, по которым объективная информация отсутствует. Удалось лишь найти утверждение, что на минах подрываются 3 из 4 мотоциклистов. Но это относительная статистика ни о чём, не отражающая истинной величины потерь.
Ярослав Дымчук
Комментарии