РАМАДАН-ДИПЛОМАТИЯ

На модерации Отложенный


http://rsm.haber365.com/N/1305703009_10_obama_arap.jpg

Вот уже который год мы живём в условиях демократии, где утверждён принцип свободы совести. Но – при наличии миллионов мусульман в России! – у нас не развита культура взаимоотношений общества, государства и уммы, что особенно заметно в период важнейшего для мусульман священного месяца Рамадан.

Что это значит? Элементарные и минимальные нормы приличия при общежитии – это умение поздравлять друг друга с праздниками, в первую очередь с теми, что почитаются главными у вашего соседа. Если сосед православный – надо уважить его и поздравить, если буддист, мусульманин – то же самое… А как иначе поддерживать мир в многонациональной и многоконфессиональной стране?

Поддерживать мир – задача государства. А иначе зачем мы, налогоплательщики, содержим чиновников? Постараемся быть беспристрастными и просто посмотрим на факты. Вот подборка текущих новостей. Сравните сами. Чтоб не утомить, ограничусь цифрой 5:

1. Никто из высших руководителей РФ не поздравил мусульман своей страны (и тем более стран-союзников по СНГ и далее) с наступившим Рамаданом. Хотя об этом не забыли главы республик и областей, где многие граждане исповедуют Ислам.

2. Президент РФ, сам подписавший в прошлом году указ о праздновании Дня крещения Руси 28 июля, никого в этот день не поздравил.

3. Константинопольский Патриарх Варфоломей 4 августа принял участие в торжественном ужине, устроенном мэром Стамбула в историческом здании обители дервишей Мевлевихане в Галате в честь начала Рамадана.

4. 11 августа президент США Барак Обама провёл традиционный ужин для мусульман (ифтар) в Белом доме по случаю Рамадана.

5. Как и ранее, посол РФ в Киргизии не поздравил мусульман страны с Рамаданом, не в пример послам США и Турции, которые ежегодно делают это, включая ифтары

О чём говорит эта подборка? О забывчивости наших лидеров? О нерасторопности и халатности их пресс-служб и экспертов? И да и нет. Скорее тут не серия «случайностей», а… отсутствие стратегии развития государства. Если учесть огромное число подобных просчётов и прибавить благоглупости местных «религиоведческих экспертиз», признающих «экстремистскими» и завещание аятоллы Хомейни иранскому народу, и научные статьи по религиоведению из энциклопедии, и сборники ежедневных молитв, – всего этого достаточно, чтобы увидеть критичность ситуации.

Необходимость современно, грамотно, прозрачно для гражданского общества действующего госоргана в сфере этно-конфессиональных отношений дважды усиливается в связи с интеграционной работой, идущей в постсоветском мире. Подписан Таможенный союз Белоруссии – России – Казахстана, через год вступит в силу ЕЭП (Единое экономическое пространство) – творческое воссоздание Евразийского союза налицо. Причём в некоторых странах – как уже интегрирующихся, так и стоящих на пороге интеграции – уже есть подобные министерства, но везде необходима теперь согласованная и единая политика, осуществляемая через единые (или дополняющие друг друга) структуры.

Но вернусь к начальному вопросу: дело, конечно, не в двух абзацах официального приветствия от первого лица гражданам – приверженцам той или иной религии. Здесь нужен комплекс мер и применение разнообразных инструментов.

Так, к примеру, усилиями протестантов России уже стал привычным ежегодный молитвенный завтрак с участием крупнейших политиков страны.

Теперь эту форму применяют и для Москвы и для северной столицы. Но можно ли представить себе что-то вроде похода к дервишам Константинопольского Патриарха Варфоломея в наших условиях? И почему президент Казахстана поздравляет с началом Рамадана только граждан своей страны – а СНГ, а Россия, с которой ведётся интеграция, а иные страны СНГ, а потом и ШОС?.. И почему в Москве только по окончании Рамадана МИД приглашает иностранных послов? У нас неизвестно, что Рамадан почитается священным потому, что именно этот месяц – «священное время ниспослания Корана» и в нём важен каждый день?

А что делал и что говорил на ифтаре в Белом доме президент США, на совести которого, кстати, немало крови мусульман Ливии и Афганистана, Ирака и многих иных мест? Послушайте, какие волшебные речи: «Не имеет значения, кто мы или как мы молимся, – мы все дети Господа… Американцы-мусульмане помогают нам чувствовать себя в безопасности».

Красиво? Но убедительно ли? Кстати, традиция проведения ифтаров в Белом доме основана Биллом Клинтоном и продолжена Джорджем Бушем, также внёсшими немалый вклад в борьбу против Ислама... Но они понимают важность дипломатии.

Ещё на заметку: «Рамадан-дипломатия» используется американцами и во внешней политике. Об этом знают и в Екатеринбурге и в Бишкеке, да и много где. А о том, насколько эта сфера не «протокольная», а творческая, духовно увлекательная, поведал побывавший недавно на ифтаре у московских мусульман писатель Александр Проханов.

Можно не соглашаться с его суждениями – но послушайте, что пробудило у него такое «хождение к мусульманам»: «Мистика и метафизика взаимодействия мусульман и христиан – особенно православных – заключается в том, что мусульмане являются бастионом, во многом защищающим христианский мир, – заявил он. – Мусульмане защищают в оккупированном Иерусалиме мечеть Скалы и мечеть Аль-Аксу, не пуская туда тех, кто хочет возвести там так называемый Третий храм, тем самым они не позволяют воцариться Антихристу, как говорит христианское миросознание. Поэтому для меня мусульмане – братья».

Он также поведал, что часто бывает в мечетях, а его любимой стала мечеть Омейядов в Сирии, «потому что в этой мусульманской святыне погребена голова Иоанна Крестителя, нашего православного мученика и святого». А сам «месяц Рамадан – это прекрасная возможность ощутить справедливость как вселенский божественный принцип, который управляет не только отношениями между людьми, но и отношением человека и звезды небесной, человека и цветка и т. д. Я желаю, чтобы в этот месяц мусульмане России и всего мира ощутили справедливость как божественную норму, без которой мы превращаемся в песок, в прах, в пепел», – сказал писатель.

Соглашаетесь вы с автором этих слов или нет – не так важно. Важно, что христианин, писатель, гражданин – ведёт разговор с иноверными для себя мусульманами. Ищет точки соприкосновения. Хочет понять и быть понятым. Оценить чужую систему мировосприятия и выразить свою. Это и есть реальный диалог.

Разумеется, я вовсе не поклонник ни Обамы, ни патриарха Варфоломея, ни иных здесь помянутых лиц – ведь дело не в лицах. Дело в наличии (или отсутствии) стратегии развития собственного государства и необходимых для неё культуры диалога, культуры общения, системной политики в области религиозных отношений. Не понять: почему же в России нет «Рамадан-дипломатии»?