Современная Россия – прямое продолжение России Советской

Прошло уже два десятка лет, но события Августа 91-го по-прежнему рождают множество вопросов. Почему так случилось? Закономерны ли эти события? Могло ли быть иначе?

Узловая точка рождения современного российского государства не может не притягивать к себе внимание. Тем удивительнее стена молчания, которую власть и общество воздвигли вокруг этого Августа. Может быть именно за незавершенность тех событий и ударяет по России каждый август, ставший, пожалуй, самым неблагополучным месяцем в новейшей российской истории?

Обращаясь к Августу 91-го историк, культуролог Фёдор Синельников и сценарист, писатель, лауреат Каннского кинофестиваля (за сценарий к фильму «Молох», 1999) Юрий Арабов независимо друг от друга приходят к выводу, что современная Россия является прямым продолжением России Советской. Фёдор Синельников говорит об этом в работе «Циклы российского великодержавия и современность», а Юрий Арабов – в романе «Две головы Ленина» и написанном одноименном комментарии к работе Фёдора Синельникова (оба текста размещены в летнем номере журнала «Переход»).

В 1991 году гибели Третьей российской державы (выражением Первой была Московская Русь, а Второй - Романовская Россия), по их мнению, не произошло и её деградация продолжилась. Делая этот вывод, Фёдор Синельников указывает на неизбежность новой «перестройки», а Юрий Арабов – на неизбежность второй, последней, конвульсии Третьей державы.

Как отмечает Юрий Арабов, Троцкий, незадолго до своей кончины, опишет в своей книге «Преданная революция» будущий исторический сценарий для Советской России: собственность народа окончательно отбирается горсткой партийных функционеров – «совбуров» (оказывается, это словечко, означающее советскую буржуазию, ходило еще с начала 20-х годов), юридически оформляется, и все население коммунистической страны переходит в положение наемных рабочих. Этот странный капитализм номенклатурного типа, по мнению Троцкого, должен оформиться «вот-вот», еще при жизни Сталина… Лев Давидович обознался на пятьде-сят с лишним лет. Однако его прогноз сбылся, как по нотам, на рубеже ХХI века…

Оглядываясь назад, Юрий Арабов приходит к мнению, что мы все сильно ошиблись. Ошиблись в том, что в 1991-м году родилось некое новое государство.

Из неверной посылки следуют тупики логических выводов. Мы не можем понять, почему при новой России, которая, к тому же, «поднялась с колен», напрочь отсутствует пассионарность нации. Почему наука, культура и образование развиваются «обратно», вспять, проходя от одной стадии деградации к другой? Почему «элита», а точнее, правящий слой, не ориентирована национально, вывозя детей и капиталы за рубеж? Почему мы теряем территории и народонаселение? Почему в нашем языке появилось выражение «эта страна»? Почему, наконец, деморализацией охвачены все социальные слои – от спивающегося крестьянина до управленца высшего звена?..

Мы по-прежнему живем в государстве, придуманном В.И. Лениным. Только мы почему-то забыли о второй его голове. О первой голове знают все – из нее вышла идея классовой борьбы, репрессий и экономики мобилизационного типа. Однако у Ильича, как у сказочного чудовища, а может быть, и российского герба, была еще и вторая голова. Эта вторая голова с помощью Льва Давидовича и эсеров придумала НЭП – подобие государственного капитализма с ограничением гражданских свобод и диктатурой одной партии.

Однако в 1992-м году ленинская «вторая голова» была извлечена из праха. С учетом реалий современного мира начал строиться, вернее – возрождаться, ранее придуманный НЭП, который в наши дни все более походит на исходный вариант 1921-го года с диктатурой одной партии и одного вождя. В этом контексте смешно, конечно, слышать о выносе тела Ленина из мавзолея.

Кого выносить, создателя современного политико-экономического строя? Случилось то, о чем предупреждал в 1936-м году Лев Троцкий: собственность оказалась в руках членов партийной номенклатуры и тайной полиции.

Удивительно, что к схожим с писателем и сценаристом Юрием Арабовым выводам при-ходит историк Фёдор Синельников. Исследуя исторические факты в разрезе 5 наиболее наглядных и верифицируемых критериев (контролируемая территория, демографическое со-стояние, состояние вооруженных сил, идеологическое оформление власти, политическая элита и стиль ее правления), Фёдор Синельников проводит ретроспективный анализ всех российских государственных образований. В результате он приходит к выводу о продолжающейся в настоящее время деградации Советской России, прямым продолжением которой является современная российская государственность (знаменательно, что 7 ноября 1917 года, в день Октябрьского переворота, возникла именно РСФСР, а Советский Союз появился лишь в 1922-ом).

На это указывает целый набор исторических фактов: отсутствие территориального восстановления после 1991-го года, переход от латентной к явной депопуляции населения, нарастающая деградация вооруженных сил и ВПК, сохранение советского идеологического наследия, отсутствие внятной государственной доктрины, сохранение советской политической элиты и стиля ее правления. Дополнительным признаком отсутствия смены держав является то, что на рубеже 80–90-х гг. не произошло гибели лидера государства, не было гражданской войны и интервенции, в отличие от начала XVII-го и XX-го веков.

События 1991 года (утрата Коммунистической партией монополии на власть, отказ республик бывшего СССР от марксистской идеологии, а также упразднение СССР) не означают, что Третья держава прекратила тогда свое существование. Советское государство и Коммунистическая партия были связаны с Третьей державой, но не тождественны ей. Коммунистическая партия имела собственные институции, традиции и эмоциональное сопровождение. Даже если предположить, что в начале 90-х произошла смена держав, существование КПРФ показывает, что Коммунистическая партия в России может существовать отдельно от Третьей державы. Не свидетельствует о гибели Третьей державы и распад СССР, так как Союз возник в 1922 году, а первым и основным государством, связанным с Третьей державой, была РСФСР.

Мирная демократическая революция 1989-91 годов привела к консолидации российской политической нации. Знаковыми событиями в этом процессе стали свободные выборы в Верховный Совет РСФСР в начале 1990 года, принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года, общенациональные выборы первого президента РСФСР 12 июня 1991 года.

В последнее время деградирующая Третья держава находится в относительно устойчивом состоянии. Режим РФ не только напоминает период брежневского застоя, но и фактически является его повторением в новых исторических и политических условиях. Только на этот раз Третья держава находится в более ущербном виде, чем в предыдущий период. Но новый, путинский застой является всего лишь флуктуацией на стадии деградации Третьей державы и неизбежно сменится новой «перестройкой».

Острый демографический кризис в России, вероятно, делает уже невозможной смену держав. С окончательным завершением цикла Третьей державы можно ожидать скорее гибели всего российского державного кластера, нежели утверждения Четвертой державы. Заметим, что подобная гибель не будет означать гибели российской государственности (хотя это и возможно). Гибель державного кластера может ознаменовать изживание имперских традиций в российском обществе и переход к современной демократической форме государственного устройства.

Фёдор Синельников: Циклы российского великодержавия и современность.
Юрий Арабов: Две головы Ленина. Комментарий к работе Фёдора Синельникова.

P.S. На недовершённость событий Августа 91-го указала 15 августа и Лилия Шевцова, ведущий исследователь Московского Центра Карнеги.