Новой России исполняется 20 лет; ее павшие герои забыты

На модерации Отложенный

Панихида на месте гибели защитников Белого дома

 

Они погибли в эпической борьбе против советского правления, и их провозгласили героями, павшими во имя свободной России. Огромные толпы смотрели на три гроба, украшенные триколором рождавшейся новой страны, и слушали ее новый гимн, исполнявшийся в честь погибших.

«Наши защитники, наши спасители, - заявил в тот августовский день 1991 года скорбящим лидер новой России Борис Ельцин. – С этого времени их имена будут священны». 

Сегодня имена Дмитрия Комаря, Ильи Кричевского и Владимира Усова практически забыты. Они вытеснены из памяти глубоким разочарованием тем политическим и экономическим хаосом, который для многих россиян является  олицетворением ельцинской попытки установить демократическую форму правления в 1990-е годы. Нынешние лидеры России, в значительной степени восстановившие авторитарную власть, ничего не говорят об этих трех людях и редко вспоминают события, из-за которых они погибли. А эти события были попыткой-агонией коммунистического переворота, осуществленной ровно 20 лет назад с целью спасения косного советского режима.

В итоге только родственники да несколько сотен верных последователей отмечают каждый год те памятные и напряженные дни, когда трое молодых людей помогли остановить советские танки и изменили ход истории.

Переворот, осуществленный 19 августа 1991 года, потерпел крах два дня спустя, когда непокорный Ельцин, ставший демократически избранным президентом российской советской республики, сплотил вокруг себя десятки тысяч мирных манифестантов, которые возвели баррикады возле его московской штаб-квартиры и сорвали попытку вооруженного захвата власти. Спустя четыре месяца Советский Союз развалился, когда из его состава вышли Россия и другие республики.

Два года тому назад Германия отпраздновала 20-ю годовщину падения Берлинской стены. На эту годовщину собрались знаменитости со всей Европы, которые присутствовали на церемонии падения гигантских костей домино, символизировавших крах коммунизма в Восточной Европе. Остальные бывшие советские республики официально отмечают годовщины своей независимости, считая это поводом для гордости.

Но в России все иначе. 

«Похоже, россияне почти забыли одну из самых славных страниц в своей истории, - говорит российский журналист Константин Эггерт, который освещал и болел за августовское сопротивление 91-го года. – Это безразличие ставит меня в тупик».

Проведенный в прошлом месяце Левада-центром опрос общественного мнения дал тому отрезвляющее объяснение. 49% россиян считает, что их страна с 1991 года идет по неправильному пути, а 27% придерживается противоположного мнения. 39% говорят, что неудавшийся путч советских сторонников жесткой линии, позволивший Ельцину взять власть над независимой Россией, был «трагическим событием с катастрофическими последствиями», а 35% пренебрежительно называют это элементом непрекращающейся борьбы за власть.

И всего 10% считают августовские события победой демократии над советским коммунистическим правлением. 

В рядах этого меньшинства много тех, кто сожалеет, как выразился один из лидеров сопротивления, а позднее заместитель премьер-министра Борис Немцов, о «нашей наивной романтической вере» в то, что благополучие и процветание западного образца укоренится в стране автоматически. 

Когда проблемы у Ельцина начали накапливаться, количество людей, отмечающих годовщину гибели трех молодых людей, начало уменьшаться. Марки с их изображениями вышли из употребления, так как безудержная инфляция уничтожила их нарицательную стоимость, составлявшую 7 копеек. Медалью «Защитнику свободной России», учрежденной Кремлем в их честь, не награждают никого уже с 2001 года. Организации ветеранов сопротивления говорят о том, что они просто перестали отправлять представления.

Даже среди тех, кто проводил бессонные ночи на ельцинских баррикадах, мало кто может сегодня вспомнить имена погибших молодых людей.

22-летний механик Дмитрий Комарь узнал о перевороте по радио. Высокопоставленные руководители из военного ведомства и спецслужб пришли к выводу, что реформы президента Горбачева разрушают Советский Союз, и взяли его под арест на государственной даче, а сами объявили, что власть перешла к Государственному комитету по чрезвычайному положению.

Когда сопротивление стало нарастать, Комарь заявил своим родителям, что боевых действий ему хватило сполна и на улицы он не выйдет. Однако когда его собратья-ветераны советской войны в Афганистане встали на сторону Ельцина, он изменил свое мнение.

«Это братство очень многое значило для него», - говорит Любовь Комарь.

В тот вечер 20 августа бывший десантник спровоцировал то, что многие считают главным спазмом кровопролития. 

Колонна из 20 бронированных машин шла по московскому Садовому кольцу, но возле ельцинской штаб-квартиры уперлась в баррикаду из двух троллейбусов, поставленных в подземном тоннеле. Комарь прыгнул на головной танк, но повис головой вниз, и его нога застряла в машине. Танк начал двигаться взад и вперед, разрушая баррикаду, а Комарь упал на мостовую, и его раздавило гусеницами. 

37-летний бизнесмен Владимир Усов наблюдал за происходящим в бинокль из своего офиса. Он отправился в тоннель, где попытался спасти упавшего Комаря. Его убили выстрелом в голову и раздавили тем же танком. 

Разъяренная толпа подожгла боевую машину, и экипаж бежал, давая предупредительные выстрелы. 28-летний архитектор и ветеран афганской войны Илья Кричевский получил пулю в лоб.

Гибель троих людей, собравшихся в одном месте и не знакомых друг с другом, придала решимости сопротивлявшимся. Опасаясь дальнейшего кровопролития, организаторы переворота на следующий день сдались. Горбачев вернулся в Кремль, но власть и страна ему уже не принадлежали. 

64-летняя пенсионерка Комарь сопоставляет сейчас героический поступок сына с коррупцией, опасностями и экономическими трудностями, которые возникли затем в стране, и не может с этим примириться. Подобно многим, она винит Ельцина в том, что он попусту растратил историческую возможность, установив, по ее словам, бандитский режим под властью влиятельных олигархов, и породив глубочайшее недоверие к политикам. 

«Если бы мой сын знал, до чего докатится страна, - говорит женщина, - он бы ни за что не вышел на баррикады». 

Несколько лет назад у нее возник спор с ныне покойным отцом Усова, когда она поделилась с ним своими взглядами. Мужчина был отставным адмиралом и демократическим активистом. 

«Мой сын пошел туда, чтобы остановить танки и защитить людей от вооруженного насилия, - сказала на этой неделе мать Усова Софья. – Его выбор был и остается правильным, какие бы политические перемены ни произошли позднее». 

По мнению тех, кто стремится похоронить советское прошлое, эти перемены потерпели неудачу. Руководителей ГКЧП освободили из заключения еще до суда и амнистировали. Капитана Сергея Суровикина, командовавшего колонной бронетехники, оправдали и освободили от ответственности за гибель людей в тоннеле. Сейчас Суровикин носит погоны генерал-лейтенанта. 

Бывший полковник КГБ Владимир Путин, сменивший Ельцина на посту президента в 2000 году, назвал советский крах «величайшей геополитической катастрофой века». Занимающий сегодня пост премьер-министра Путин ввел во власть людей из бывшего КГБ и возродил советский гимн, слегка изменив слова. С одобрения или молчаливого согласия большинства россиян правящий режим, номинально являющийся демократией, сурово преследует и подавляет подлинно оппозиционную политику.

В среду Горбачев подверг руководство страны критике за монополизацию власти и манипуляции с выборами. На пресс-конференции по поводу годовщины путча 80-летний государственный деятель назвал путинскую партию «Единая Россия» бледной копией советской коммунистической партии и сказал, что Россия «идет вспять».

Организатор сопротивления 1991 года Михаил Шнейдер говорит об этом гораздо резче: «Мы живем в стране, где заговорщики в итоге одержали победу». Шнейдер является  одним из попечителей гранитного памятника трем погибшим мужчинам, который установлен вблизи места их гибели. На  запланированное на субботу памятное мероприятие он принесет запись отмененного российского гимна. Это классическая музыка, которую играли на похоронах троих погибших. 

Российские власти отмечать годовщину не планируют. Но как и в прошлом, Кремль дал указание отправить почетный караул на проводимое в воскресенье отдельное мероприятие, которое пройдет на кладбище, где похоронены погибшие, и у могилы Ельцина, умершего в 2007 году. 

По словам Шнейдера, его задача состоит в том, чтобы эти незаметные церемонии продолжались. 

«Когда-нибудь, может, лет через 20, в нашей стране будет подлинная демократия, - говорит он. – И тогда события 91-го года займут достойное место в истории, как великая победа России».

Оригинал публикации: New Russia Turns 20, Its Martyrs Forgotten