Встреча Путина и Трампа на Аляске. Как будем резать бюджет. От Центробанка требуют денег и снижения ставки. Снижение цен на продукты в августе и новый рост цен в перспективе. Госурегулирование цен и торговли алкоголем. Россияне садятся на антидепрессанты. Реалии и убеждения россиян.
Ян Арт, главный редактор Finversia
1.
Час Х наступает завтра – встреча президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина, о которой договорились в сверхсрочном по дипломатическим меркам режиме. Интрига с местом проведения встречи тоже прояснилась мгновенно – не ОАЭ, не Швейцария, не Италия, а Аляска – место, где Россия и США максимально близки друг к другу географически. Аккурат в эти дни на Аляске вслед за Камчаткой начались природные катаклизмы, но это вряд ли помешает встрече на высшем уровне.
Самым щепетильным вопросом стал вопрос о встрече на троих – Путин, Трамп, Зеленский, о которой часто говорит американский президент. Одно время даже гадали: не станет ли настойчивость Трампа в этом вопросе препоном для проведения встречи. Однако хозяин Белого дома не стал упорствовать, что вызвало определенное напряжение у проукраинской коалиции в Европе. Трамп высказал опасение, что киевские власти не готовы к тому, что он сам называет «сделкой с Россией». Особенно по самому болезненному как для Киева, так и для Москвы вопросу – вопросу о территориях.
Пикантная деталь: CNN сообщает, что (цитирую по заголовку) « Зеленский планирует поездку на Аляску во время встречи Путина и Трампа». При этом в самом сообщении говорится, что все-таки вероятно приглашение Зеленского к некоторым встречам. Возникает вопрос: так его ХОТЯТ пригласить или он САМ планирует? И второй вопрос: как это должно выглядеть? Зеленский подождет в предбаннике и, если разговор задастся, то его пригласят, а если нет – то он просто мимо проходил?
Впрочем, для современной политики былой дипломатический этикет не указ. Так что, если вдруг разговор с Зеленским получится, – то и хорошо, а если нет, то Америка, объясняя его появление на Аляске, всегда может сказать: «Не виноватая я! Он сам пришел!»…
2.
От встречи на Аляске может многое зависеть в перспективах российской экономики, которая сейчас находится в сложном положении. С одной стороны – общая устойчивость оказалась выше ожидаемой, рубль стабилизировался, инфляция тормозит. С другой – прочат стагнацию или рецессию, а дефицит бюджета достиг критических размеров.
Политики, чиновники, эксперты ищут способы сокращения бюджетной дыры. Например, председатель бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов считает, что 2 трлн. рублей в бюджете можно сэкономить, если отказаться от лишних льгот, многочисленных субсидий, всяких сумасшедших зарплат футболистам за государственный счет и тому подобного.
Еще один вариант изыскать резервы обозначил в начале лета Владимир Путин, который сказал, что Россия слишком много денег тратит на военные расходы. Но этот вариант решения бюджетных проблем никто особо обсуждать не решается. Министр финансов России Антон Силуанов, предлагая свой вариант сокращения расходов, сказал, что оборонные, правоохранительные и социальные расходы сокращать не планируется.
Так что мысли президента о военных расходах никто не поддержал. Хотя сразу после его высказываний глава ВТБ Андрей Костин сказал, говоря о военных расходах как о проблеме, что (цитирую) «мы всегда очень робкие». Но большинство чиновников, парламентариев и властных экономистов предпочитают не менять привычный робкий modus operandi.
3.
Если не получается с расходом – можно наращивать доходы. А коль скоро доходы от нефтегазового экспорта сейчас, мягко говоря, не ахти – звучит предложение всем миром обратить внимание на Центробанк. Прозвучала идея его «раскулачить» – отменить законодательный запрет на прямое финансирование Центробанком нужд государства. Иными словами, вслед за ФНБ средства ЦБ хотят направить на затыкание дыр. Или, в худшем случае, вынудить Банк России на полную мощь запустить печатный станок. Одновременно, разумеется, продолжаются призывы снизить ключевую ставку.
В общем и целом смысл всех предложений сводится к сакральному: деньги давай!
Но Центробанк заявил, что продолжившееся 25 июля снижение ключевой ставки НЕ означает, что теперь на каждом заседании по ставке ЦБ будет ее снижать. Банк России объявил, что в этом процессе могут быть перерывы, если сигналы по инфляции не будут благоприятными. А это осенью, по завершению эффекта нового урожая, вполне реально. Следующее заседание совета директоров Центробанка по ключевой ставке назначено на 12 сентября.
8 августа подход ЦБ подтвердил заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин.
За эту, весьма привычную позицию Центробанк упрекают и клянут – столь же привычно. В прошлом выпуске мы упоминали, что известный российский телеведущий Владимир Соловьев заклеймил ЦБ за то, что прогноз регулятора относительно будущего российской экономики – пессимистичный, в то время как президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить экономический рост. Президент, правда, поручал обеспечить именно РОСТ, а не ПРОГНОЗ, но это – детали…
Экономист Валентин Катасонов, в свою очередь, столь же традиционно клеймит ЦБ, но – уже не за неправильный прогноз, а за неправильный план. Цитирую по публикации телеканала «Царьград»: «ситуация в русской экономике нестабильна… все из-за неправильного плана главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной» (конец цитаты).
Катасонов сказал, что (опять цитирую) «в сложившейся ситуации есть два главных вопроса: кто виноват и что делать». «Царьград» пишет: «на первый Катасонов чётко ответил: изначально это был план Набиуллиной».
Проблема в том, что эти два вопроса – кто виноват? что делать? – ВЕЧНО встают в ЛЮБОЙ сложившейся в России ситуации. И четко отвечают ВСЕГДА только на первый, после чего сажают на кол, вешают, отправляют в Сибирь или ГУЛАГ, давят бунты, бреют бороды, сносят памятники, расстреливают и любыми другими методами прореживают население «от виноватых». В общем, все как у великого барда: «Потом поймали жениха и долго били. Потом пошли плясать в избе, потом дрались не по злобе и все хорошее в себе доистребили».
В результате такого подхода – ясное дело, изрядно утомляются и на второй вопрос уже ответа не находят.
4.
Между тем, в Госдуме тоже не менее привычно упрекают команду Набиуллиной в том, что ставка в июле была снижена недостаточно. С таким заявлением выступил наиболее последовательный критик Набиуллиной в парламенте – лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Он вновь повторил оценку, высказанную в начале года: «все, что делает руководитель Центробанка – вредительство».
Кстати, в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) считают, что проблемы российской экономики снижением ключевой ставки не лечатся. Напомню, что аналитики ЦМАКП прогнозируют в экономике не только стагнацию, но и рецессию.
И вот тут наблюдается интересный феномен. За тревожные оценки Центробанк ругают все – и телеведущие, и «правильные экономисты», и парламентарии. А вот ЦМАКП – не ругает никто. Возможно, секрет в том, что одним из руководителей ЦМАКП является известный экономист Дмитрий Белоусов – брат министра обороны России Андрея Белоусова. И поэтому борцы за все хорошее выбирают более сподручные цели. Как говорилось в известном фильме: «У нас две проблемы – министерство обороны и пуговица. С министерством обороны мы ничего сделать не можем. Значит, надо искать пуговицу».
5.
Упомянутый Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования недавно зафиксировал дефляцию в России и считает, что в конечном итоге уровень инфляции в этом году составит около 7%, как прогнозировал Центробанк. Однако Дмитрий Белоусов считает, что дефляция не станет устойчивой ввиду высокой вероятности осеннего снижения курса рубля.
Сейчас основным фактором снижения цен стало сезонное удешевление плодоовощной продукции. ЦМАКП отмечает, что картофель и свекла подешевели на19% за две недели, капуста на 16%, морковь на 14%, лук на 11%.
Со свеклой, кстати, намечается кризис: за первую половину этого года ее поставки упали вдвое из-за проблем с урожаем и замещением импортного семенного фонда отечественным. Из-за этого более, чем на четверть, сократилось производство сахара.
По мнению аналитиков ЦМАКП, «ко второй половине августа падение цен в группе (самых потребляемых продуктов) достигнет пика, а затем более или менее быстро начнет «выдыхаться». Из продуктов питания растут в цене хлеб, мука, водка и мясо. В группе некоторых непродовольственных товаров снижение цен совсем незначительное – менее чем на 1%, а некоторые продолжают дорожать.
Тут впору вспомнить прогнозы доцента Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Балынина, который, начиная с января, прогнозировал снижение цен, а на август обещал такой расклад: «в августе картофель подешевеет в полтора-два раза, лук – на 30-35%, морковь – на 30-35%, капуста – на 30-40%, свекла – на 15-20%. Цены на помидоры, скорее всего, уменьшатся на 30-40%, на огурцы – на 15-20%. Зеленый лук, укроп, петрушка могут подешеветь на 10-15%, в два раза подешевеют арбузы и дыни» (конец цитаты). В самом конце июля он повторил свой прогноз, разительно отличающийся от данных статистики и подсчетов ЦМАКП.
Нет, конечно, и имеющееся в наличии снижение можно считать огромным.
Как, например, это сделали авторы публикации на портале Life. Сообщается, что, по данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в 16 из 25 основных категорий товаров первой необходимости, наблюдалось снижение цен в среднем на 3,7%. И все это – под заголовком «В России ЗНАЧИТЕЛЬНО снизились цены на продукты первой необходимости». 3,7% – это теперь «значительно»? В задачке спрашивается: тогда официальная инфляция в 9% должна, по аналогии, называться гигантской?
С другой стороны, как говорится, «кому и кобыла невеста»…
6.
Тем временем эксперты уже предупреждают, что совсем скоро динамика цен на продукты развернется вспять. Эксперт Александр Анфиногенов заявил, что уже в сентябре рост цен на основные продукты питания составит 5-10%. Он напомнил, что обычно по окончанию летнего сезона в первую очередь цены растут на мясо, птицу, масло, куриные яйца, крупы, макароны, сахар, муку, соль, бытовую химию и средства гигиены, рыбу, консервы, бакалею.
Эксперт добавил, что (цитирую) «люди к этому относятся спокойно на фоне ожидаемого снижения в период акций перед новогодними праздниками, поэтому закупаться продуктами впрок не имеет смысла». Россияне призадумались и стали вспоминать, когда это последний раз они ждали снижения цен перед новогодними праздниками?
7.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов по-прежнему настаивает на том, что для СЕРЬЕЗНОГО сдерживания роста цен на продукты необходимо законодательно ограничить наценки торговых сетей. По его словам, «накрутки в торговых сетях доходят до 250%. На хлеб до 100% накручивают! В этой связи наше предложение: пусть правительство утвердит перечень продуктов питания, которые люди покупают каждый день. Это около 25 основных продуктов. И установит правило: торговая наценка должна быть не больше 15% от первой оптовой закупки» (конец цитаты).
Еще одна идея, обсуждаемая парламентариями, – ввести государственное регулирование цен на наиболее значимые продукты. Министерство сельского хозяйства России по этому поводу попросило высказать отраслевые объединения – Национальный союз производителей молока, Национальный союз производителей плодов и овощей, Национальный союз птицеводов и Российский птицеводческий союз. Их отзывы всегда были крайне отрицательными. Производители и торговцы считают, что госрегулирование может привести к дефициту товаров, как это было в СССР.
Еще об одной советской практике вспомнили недавно по части продаж алкоголя. В Общественной палате России предложили ограничить продажу алкоголя с 11.00 до 19.00 – как то было в советские времена. Напомним, что сейчас продажа спиртного разрешена до 22.00.
Ранее с инициативой запрета продажи алкоголя по воскресеньям выступил депутат Госдумы Андрей Свинцов. А идею активистов Общественной палаты поддержал депутат Госдумы ВиталийМилонов. Он пояснил логику: (цитирую) «Сейчас я принципиально не пью, но если бы хотел, то какие часы работы меня бы от этого отвадили?»…
Тут, правда, вопрос, от чего именно может отвадить сокращение времени продаж алкоголя – от его употребления или от того, чтобы пить после работы? Если второе, то, полагаю, может случиться другой ремейк советской практики: все те, кто в отличие от депутата, принципиально пьют, начнут это делать еще в рабочее время…
Между тем страна смотрит на опыт Вологодской области, где с прошлой осени губернатор Георгий Филимонов разрешил продавать алкоголь только по будням с 12.00 до 14.00. Но недавно в Росалкогольтабакконтроле заявили, что подобные временные ограничения не влияют на потребление спиртного и что (цитирую) «нельзя перегибать палку со всевозможными ограничениями», будь-то алкоголь, курение или использование вейпов, которые тоже вознамерились запретить.
Однако вологодский губернатор не сдается. 1 августа в Вологодской области прекращено действие лицензии известной сети алкомаркетов «Красное и белое». Филимонов предложил сети прекратить работу в области, а если нет, то начать торговать хлебом и сменить вывеску.
В апреле «Коммерсант» писал, что борьба со спиртным вылилась в Вологде в бурный расцвет черного рынка алкоголя. Вологодские власти заявили, что этот репортаж предвзят и опирается не на факты, а на частные суждения. Наиболее яркое частное суждение об антиалкогольной кампании было приведено во втором абзаце репортажа: (цитирую по публикации) «Х…ня это полная. Пиар и ничего больше». А с другой стороны – действительно, можно ли в деле регулирования частного потребления алкоголя полагаться на частные мнения отдельных частных потребителей?
8.
Впрочем, у алкоголя в глазах россиян появились серьезные конкуренты. Согласно данным газеты «Ведомости», россияне дружно налегли на транквилизаторы и антидепрессанты; их продажи в первой половине этого года выросли на 10%. Больше всего антидепрессанты покупают в Москве, Петербурге, Московской области и Краснодарском крае. Меньше всего – в Ненецком автономном округе, Туве и на Чукотке. Отсюда вывод: чем дальше от начальства, тем меньше нервов.
Кстати, в вышеупомянутом докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования констатируется продолжающийся рост цен на лекарства. Но наметившееся сближение России и США здесь может улучшить ситуацию: этим летом фиксируется резкий рост поставок из США в Россию фармацевтической продукции.
Оптимисты, разумеется, надеются, что это только начало, и «потепление» политических отношений не ограничится расширением поставок лекарств. Пессимисты и оппозиционеры, разумеется, утверждают, что это ничего не значит и что российскую экономику уже третий год ждет крах – «примерно на будущей неделе».
P.S.
Теперь о реальностях, прогнозах и вере в них – через восприятие людей.
На самом деле, встреча на Аляске не так уж важна. У нас половина населения уже точно заранее знает, что договорятся, вторая половина – что точно, конечно же, не договорятся. А третья половина – спорит о деталях, которые знает досконально и намного лучше самих участников встречи.
Половина считает, что причина всех проблем – в этих самых «военных расходах», просто все кругом трусы и боятся об этом говорить. В интернете об этом открыто и смело пишут люди с большой гражданской позицией, абракадаброй вместо имени и котиком в аватарке…
Другая половина пытается смутно припомнить: вроде проблемы инфляции, бесконечного оттока капитала, вечной девальвации рубля, маленьких пенсий существовала и ДО военных расходов?..
Раньше, кстати, было проще. Например, в прогноз эксперта Анфиногенова о том, что в сентябре все подорожает, верили все, а в прогноз эксперта Балынина, что все на треть или вполовину подешевеет, – почти никто. Кроме тех, кому по должности положено. Потому что работало это так, как описано у Жванецкого: «Наш человек, если сто раз в день не услышит, что живет в полном дерьме, не успокоится. Он же должен во что-то верить! Что что-то в магазинах появилось – не верю. Что последнее мыло и сахар исчезли – верю сразу и мгновенно. Что с первого января цены повысят, никого не спросят, а спросят – не услышат, – верю сразу. В то, что что-то добавят, – не верю . Что отберут то, что есть, – верю сразу и во веки веков»…
Так было, но сейчас – все сложнее. Нет НИЧЕГО, чтобы было бы неправильным. Например, несоответствие реальности разве означает, что упомянутый прогноз доцента Балынина о существенном удешевлении всего и вся в России НЕ является истиной? Вовсе нет! Потому что цены на продукты падают или растут вовсе не в ОБЪЕКТИВНОЙ реальности, а в восприятии их россиянами. Прямо как у Эрнста Маха: «мир – это комплекс моих ощущений».
Чтобы убедиться в этом – достаточно почитать комментарии под нашими экономическими обзорами.
Одна зрительница пишет, что вовсе нет в продаже яиц по 50 рублей за десяток, все около 100. Второй говорит: снижение – брехня, 120 рублей. Третий пишет, что 130 рублей. Четвертый зритель утверждает, что информация о снижении цен на яйца в прошлых выпусках «1001 секунды об экономике» неверная – в Приморском крае 185 рублей за десяток. Еще один комментатор сообщает, что автор программы «оторвался от действительности»: яйца продаются по 29 рублей за десяток. Еще один – что цены на яйца действительно упали.
Еще один комментатор встает на защиту ценностей (вернее, цен) Отечества и пишет в праведном гневе: «Где подорожание? Развели бодягу. Что, кроме картофеля других продуктов мало! 400 лет тому Россия и не знала о нём. И прекрасно жили без картофеля. Зря! Зря потеете ципсошники!».
Но находится другой комментатор: «Подешевеет? Не смешите». Тут, полагаю, следовало дописать: «Зря потеете, кремлевские пропагандисты!».
И, наконец, зрительница Светлана Зубкова грудью прикрывает яйца (и другие продукты) от врагов: «Картофель и другие овощи уже давно подешевели! Вы в России живете? Если нет, то и нечего о жизни в ней придумывать!»…
Дорогая Светлана, чтобы придумывать о «жизни в России» – нет необходимости жить вне России. Внутри о жизни в России придумают ЧТО угодно и КАК угодно – лишь бы иллюстрировало их убеждения. Я даже полагаю, что властям не стоит пытаться сдерживать инфляцию и вообще – ладно ли или нескладно – заниматься проблемой роста цен: здесь всяк увидит то, что хочет видеть…
Но вот докука: чиновников и пропагандистов или оппозиционеров и критиков власти вы можете обвинить во вранье. А КАК вы договоритесь друг с другом?
Комментарии