МИД, тебе мат!
На прошлой неделе сразу два высокопоставленных российских дипломата выступили с неоднозначными комментариями. Сначала замглавы МИДа Рябков назвал Казахстан «стратегическим союзником», а затем руководитель ведомства Лавров вовсе заявил, что у России союзников нет. Не является ли это свидетельством полного отсутствия у нашей страны чётких внешнеполитических приоритетов?
Почему Россия осталась без союзников? (рисунок: Темур Козаев)
«Мы ближайшие союзники, замечательные партнёры» – так описал российско-казахстанские отношения Сергей Рябков, при этом, правда, оговорившись, что «есть те, кто толкает в противоположном направлении». «Дай бог, чтобы у них это не получилось. Иншалла», – закончил свою мысль дипломат.
Эти слова прозвучали в интервью казахстанской прессе, чем, наверное, и можно было бы объяснить столь комплиментарный тон Рябкова. Однако, видимо, это общая позиция отечественного МИДа в отношении стран, демонстрирующих явно недружелюбное отношение к России.
Вспомнить хотя бы регулярные заявления директора департамента информации и печати министерства Марии Захаровой, касающиеся Азербайджана. «Многие хотят «половить удачу» и попытаться «вбить клинья» в отношения между Россией и Азербайджаном в связи с крушением самолёта AZAL, но это обречено на провал», – говорила она в начале года после резонансной авиакатастрофы. А вот слова, прозвучавшие после учинённого Баку разгрома информагентства «Sputnik Азербайджан»: «Рассчитываем, что желающие испортить двусторонние отношения воздержатся от дальнейших провокационных шагов. Этих шагов уже было немало».
Удивительно миролюбивые заявления, не правда ли? И ведь делаются они в то самое время, как Баку закрывает Русский дом и продолжает удерживать российских заложников из числа сотрудников упомянутого информагентства, а Астана, в свою очередь, продолжает военное сотрудничество с Лондоном и заодно проводит манёвры с азербайджанцами. Не путают ли в МИДе понятия «стратегический союзник» и «вероятный противник»?
А после Рябкова выступил Сергей Лавров и, похоже, только усугубил ситуацию. 28 июля глава МИДа отметил, что «впервые за всю историю Россия воюет одна против всего Запада. В Первую мировую, во Вторую мировую у нас были союзники. Сейчас у нас союзников на поле боя нет». Наблюдатели не преминули отметить, что Лавров буквально не заметил ни КНДР, ни Иран, ни членов БРИКС, ШОС.
Дошло и до прямой корректировки Кремлём слов ветерана отечественной дипломатии: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на следующий день сообщил, что Россия всё же считает Иран, Китай и КНДР своими союзниками. Вопрос: почему же министерство не соотносит свои комментарии с действительностью?
24 июля на сайте МИДа появилась рубрика «Примеры проявления русофобии». В ней аккуратно собраны нелицеприятные «высказывания официальных лиц и представителей элит западных стран в отношении России». Нашлось своё место и для цитат «представителей киевского режима». Однако это собрание афоризмов вряд ли можно считать полным без примеров риторики «замечательных партнёров» по СНГ.
Свежайший образец – слова экс-министра иностранных дел Азербайджана Тофика Зульфугарова, фактически заявившего претензии на территорию нашей страны. «Что они имеют в виду? Что самое древнее автохтонное население России должно покинуть свою страну?» – так прокомментировал дипломат требования неких не названных им сил к азербайджанцам «уезжать в свой Азербайджан».
«Надо понимать, что если разговор идёт о «самых древних автохтонах» – значит, кто-то учится играть в национальное преемничество, что является путём к ревизионизму. И у России нет права не замечать его на Кавказе», – полагает социальный технолог Роман Алёхин. Тем не менее кажется, в российском МИДе умудрились не заметить скандальное высказывание. По крайней мере публичной реакции со стороны ведомства на слова Зульфугарова до сих пор не последовало.

Вадим Трухачёв, политолог
– Один вопрос. Как быть с тем, что союзник договорился о военном сотрудничестве с Британией – самой одиозно русофобской страной среди ведущих государств НАТО? И второй вопрос. Совместные военные учения с Азербайджаном в нынешней обстановке – это образец союзничества? Тем более это делается в рамках ОТГ (Организация тюркских государств. – Ред.), под патронажем члена НАТО Турции... И вопрос третий. Углубление сотрудничества Казахстана с ЕС, продажа урана Франции – это тоже образец союзничества с Россией? Наконец, вопрос четвёртый. В чём Казахстан проявил себя как союзник? За параллельный импорт ему, конечно, спасибо. Но это не признак союзника... Им много кто ещё занимается. Вот где настоящая «Иншалла» порылась...
Вениамин Солодов
Комментарии