День памяти 2 августа. Несшиваемая карта: почему Молдова до сих пор расплачивается за решение 1940 г.

85 лет назад, 2 августа 1940 года была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика — МССР...
Это произошло в результате объединения Бессарабии и части Молдавской Автономной ССР в составе Украинской ССР. Столица МССР была перенесена из Тирасполя в Кишинёв.
В июне 1940 года СССР предъявляет ультиматум Румынии с требованием передать провинцию Бессарабию (как «оккупированную территорию») и Северную Буковину (как «исторически связанную с Украиной»), потерянные Россией в 1918 г. вследствие слабости Советской России после революции 17-го. Хотя Советский Союз — никогда не признавал аннексию, считая её незаконной. 28 июня 1940 г. румынские войска, под угрозой войны (союзник Румынии — Франция — уже разгромлена Германией), оставляют территорию без боя. 2 августа 1940 года Верховный Совет СССР принимает закон о создании Молдавской ССР.
В состав Молдавской ССР вошли 6 из 9 уездов Бессарабии, остальные отошли к Украинской ССР. Вошла малая часть Северной Буковины — г. Хотин и окрестности. Можно спросить: а почему, мол, так избирательно? Ответ прост: Хотинский уезд был единственным районом Буковины, где украинцы составляли явное большинство — около 60 % населения по румынской переписи 1930 г. Остальная Буковина: Черновцы, Сторожинец, — имела смешанное население с сильным румынским и еврейским присутствием. К тому же СССР мотивировал возврат исторических территорий — «воссоединением украинских земель», — потому взяли только Хотин. Да и с Берлином обострять отношений не хотелось: в пакте «Молотова-Риббентропа»-1939 Буковина не упоминалась — СССР и Германия договаривались далее уже по «ходу жизни». Гитлер не стал спорить из-за Хотина, неоднозначно дав понять, что Черновцы (центр Буковины) должны остаться у Румынии — нацистского союзника. «Ну и бог с ними», — подумал (наверно) Сталин, удовольствовавшись вовремя забранным стратегическим плацдармом-дуэтом на правом берегу Днестра, напротив уже советского Каменца-Подольского. [К сожалению, в 1941-м «неприступный рубеж» не сработал — элементарно не успели достроить фортификации.]
Здесь и далее даю простые таблички для более полного понимания вопроса:

Столицей стал Кишинёв — вместо Тирасполя, который рассматривался изначально. От Украины к Молдавии перешло левобережье Днестра, внутренней реки, превратившейся вскоре в линию фронта: Приднестровье — промышленно развитый регион. Сталину нужен был контроль и над Дунаем — международным водным путём, — и он его получил: за счёт Бессарабии, имеющей выход к реке: порт Рени Украинской ССР. Плюс чисто символический доступ к реке в виде крошечного участка дунайского берега в 340 м — в селе Паланка Молдавской ССР. Нужно было дополнительное укрепление границ в виде некоей буферной зоны — перед возможной(!) войной с Германией. Ну и, собственно, пропагандистский лозунг типа «Воссоединения-возвращения молдаван-украинцев в СССР!» — тоже был нелишним. В принципе, можно сказать, что Сталин сознательно создал «минное поле» на столетие вперёд, — чтобы ни Молдова, ни Румыния не могли стать сильными, никогда не объединившись. Что, в общем-то, и произошло: Молдова — самое бедное государство Европы из-за раскола. Приднестровье — как зависело, так и зависит от российских субсидий. Кишинёв до сих пор не контролирует всю свою территорию. Парадокс же заключается в том, что СССР создал Молдавскую ССР, чтобы ослабить Румынию, — в итоге получив вечную головную боль для самой Молдовы.
Историческая аномалия: Приднестровье никогда не было частью Молдовы

Поначалу предлагалось назвать республику «Бессарабской ССР».
Но сам термин «Бессарабия» ассоциировался с «буржуазной Румынией», «Молдавия» же — с «пролетарской идентичностью». Молдавский язык был переведён на кириллицу (до 1989 года). Румыния в итоге лишилась 50 тыс. км² территории и 3,5 млн населения. Сталинская нелогичность (с виду) была в том, что Молдавская ССР стала единственной республикой СССР, созданной не по национальному, а по географическому принципу. Что, в общем-то, и повлияло в дальнейшем на геополитические «неувязки», скажем мягко. Так, в 1991 г. на базе Молдавской ССР провозглашена независимая Молдова. Начался Приднестровский конфликт: левобережные регионы (ПМР) отказались выходить из СССР. В Румынии же до сих пор считают молдавско-украинскую Бессарабию «оккупированной территорией».
Тогда же — в 1941 г. — Румыния вступила в войну на стороне Германии, став гитлеровским сателлитом, чтобы (якобы) вернуть территории, — по причине тотальных потерь которых король Кароль II вынужден был отречься 6 сентября 1940 г. Ведь страна лишилась не только Бессарабии-Буковины, причём без боя. Но — по решению Второго Венского арбитража Румыния потеряла также Северную Трансильванию, — отошедшую Венгрии 30 августа 1940 г. А 7 сентября 1940 г., по Крайовскому договору, Румыния отдала Южную Добруджу — Болгарии. Сталин не возражал: СССР молча поддержал передачу, дабы более ослабить Румынию. Гитлер же — просчитался: Болгария так и не стала его верным союзником. Официальное присоединившись к Оси в 1941-м (Тройственный пакт), Болгария отказалась воевать против СССР, формально сохранив отношения с Москвой.
Для населения свежесозданной Молдавской ССР это «кончилось» депортацией «неблагонадёжных» — до 40 тыс. человек к 1941 г. Кончилось полным запретом румынского языка, коллективизацией, индустриализацией — в Приднестровье начался промышленный бум. Увы, раскол Молдавии — позже стал очагом националистических волнений с 1990 г., этнических конфликтов: — искусственное объединение румынской Бессарабии с русско-украинским Приднестровьем вызвало проблемы в независимой Молдове. Румыния же по сию пору страдает ирредентизмом... То присоединение 1940 года не только изменило геополитическую карту, но и заложило, как уже говорилось выше, мины замедленного действия — от Приднестровского конфликта до споров о языке, идентичности, глобального поворота на Европу, в конце концов. И кстати, в 1944 г. СССР всё же забрал всю(!) Северную Буковину, включая Черновцы, когда Румыния стала союзником в 44-м, — но это уже совсем, совсем другая история…

История Молдавской ССР 1940–1991 гг.:


Комментарии