От ворот — поворот: что происходит в Индии с российскими нефтяными танкерами
Впервые с момента введения нового пакета санкций против России индийский НПЗ Nayara не смог получить партию российской нефти Urals.Танкер Omni, перевозивший около 700 тысяч баррелей российской нефти, прибыл к порту Вадинар, но после 18 июля, в день объявления санкций, ушел в порт Мундра.
Фото: vesselfinder.net. Танкер Omni не смог выгрузить нефть в порту Вадинар
Виктор Левин
Как сообщает агентство Рейтер, введение европейских санкций против индийского нефтеперерабатывающего завода Nayara Energy, где «Роснефти» принадлежит доля в 49%, привело к отказу покупателей от его продукции. Танкеры перестали забирать нефтепродукты, поставки которых в ЕС стали запрещены. Следом сложности возникли и с поставками сырья: продавцы также начали избегать сотрудничества с Nayara Energy.
Ранее два танкера, приблизившись к Вадинару с целью загрузки дизельного топлива, произведенного на НПЗ Nayara, отменили свои заказы и покинули порт порожняком. Сначала так поступил танкер Talara, зафрахтованный BP, а затем — Chang Hang Xing Yun, арендованный китайской PetroChina, который теперь направляется в Кувейт для загрузки аналогичного груза.
По информации источников Рейтер, судно Omni, доставившее партию Urals из России, перепродало ее НПЗ компании HPCL-Mittal Energy, расположенному в Мундре.
НПЗ Nayara в Вадинаре, мощностью 400 тысяч баррелей в сутки, также владеет крупной сетью АЗС в Индии (около 7000 точек). Nayara, наряду с другими частными индийскими компаниями, является одним из крупнейших в мире потребителей российской нефти. По данным Kpler, с начала года Nayara приобрела 51 миллион баррелей Urals, что составляет 17,6% от общего объема ее морских поставок. Reliance Industries закупила 78 миллионов баррелей (26,9%). Индийские государственные компании приобрели 102 миллиона баррелей (35,5%), а остальные страны мира — 58 миллионов баррелей (20%).
Глава «Роснефти» Игорь Сечин в Индии.. Фото: МИД РФ
Согласно информации СМИ, правительство Индии рассматривает возможность прекращения действия нефтяных соглашений с Россией из-за ожидаемых санкций со стороны администрации Трампа.
Нью-Дели предположительно «официально проинформировал Кремль по дипломатическим каналам». Сообщается, что премьер-министр Моди и индийское руководство изначально намеревались поддерживать экономические связи с Россией, несмотря на санкционные ограничения. Однако, угроза введения стопроцентных пошлин на все индийские товары, озвученная Трампом, существенно повлияла на ситуацию.
Теоретически, Индия может полностью прекратить импорт российской нефти, однако, как отмечает в интервью «НИ» Алексей Громов, директор по энергетике Института энергетики и финансов, доля российской нефти на индийском рынке значительна и составляет около 40%. Индийские компании выбирают российскую нефть не случайно.
Ключевым фактором, позволившим Индии легко отказаться от прежних поставщиков, стали скидки, предложенные Россией. Ухудшение геополитической обстановки для России приводило к тому, что индийские партнеры незамедлительно требовали еще большего снижения цен.
Кроме того, российская нефть важна для обеспечения страны бензином благодаря НПЗ Nayara Energy Limited. Если «Роснефть» покинет этот актив, и появится акционер из другой страны, то поддержка российских поставок станет невыгодной из-за риска вторичных санкций.
Алексей Громов уверен, что Индия продолжит закупать определенные объемы нефти у России. Возможно, некоторые компании прекратят закупки, но часть импорта сохранится. Однако, Индия, безусловно, потребует от России дополнительной платы в виде ценовых уступок. России, в любом случае, придется договариваться с индийскими партнерами о предоставлении скидок, в которых Индия всегда была заинтересована.
Комментарии