Бельгия, Франция, Германия и Италия выступают против конфискации активов РФ

В Европе крупнейшими противниками по конфискации активов РФ являются Бельгия, Франция, Германия и Италия. Об этом рассказала заместитель руководителя Офиса президента (ОП) Ирина Мудрая в эфире телемарафона.

Euroclear, Clearstream и центробанки являются теми финансовыми институтами, где в основном хранятся средства РФ и которые не хотят избавляться от суммы около 300 млрд долларов.

«Это Бельгия, потому что у них хранятся (средства – ред.) в Euroclear, Франция, Италия, Германия. Они опасаются, что активы их компаний будут конфискованы в РФ. Наш аргумент, что это отнюдь не сдерживает РФ. Они конфисковывали и будут конфисковывать активы недружественных стран», — сказала Мудрая.

По её словам, ключевая проблема в том, что сегодняшние лидеры не имеют политической воли по конфискации активов.

«Это экономическая часть, но есть и политическая. И вот здесь основная проблема заключается в том, что, к сожалению, нет политической воли сегодняшних лидеров стран конфисковать эти активы. Есть опасения у крупных стран, что это может иметь прецедент и тому подобное, что это может быть и по отношению к ним сделано», — пояснила заместитель руководителя ОП.

Она добавила, что Украине не нужно передавать одним траншем все эти 300 млрд долларов: средства можно хранить в фонде, который будет находиться где-то в Европе.

«Этими деньгами можно правильно управлять, чтобы Украина получала максимум от управления этими средствами. И это и должен быть источник выполнения решений компенсационной комиссии, которую мы тоже создаем», — отметила Ирина Мудрая.

Она отметила, что дипломатические переговоры по созданию этой комиссии уже происходят.

«И третья компонента — это компенсационный фонд. Под этот фонд мы и пытаемся получить решение о конфискации российских активов, передачу их в этот фонд и потом планируется — использование этих средств для выполнения решений компенсационной комиссии», — проинформировала она.

В то же время Мудрая уточнила, что речь идет о суверенных активах РФ, а не частных активах российских частных или юридических лиц. Но и этих средств (около 300 млдр долларов) не будет достаточно, поскольку размер убытков больше.

«И их не будет достаточно. На сегодня размер убытков, который был оценен Всемирным банком вместе с Еврокомиссией, около 586 миллиардов долларов. Это половина того, что уже нам нужно. А если мы начнем считать убытки с 2014 года, это еще в разы больше. То я не исключаю, что сумма будет достигать одного триллиона долларов», — заявила она.

Поэтому, по её словам, сейчас рассматриваются и другие варианты. Среди них введение спецналога, например, на продажу нефти, нефтепродуктов из некоторых российских отраслей промышленности, в которых Москва ведет торговлю с другими странами, отчисления от прибыли РФ от этих транзакций в фонд, а также другое.

Напомним, год назад руководитель международной площадки Euroclear в Бельгии Лив Мостри выступила против предложения Группы семи использовать замороженные активы российского ЦБ для финансирования восстановления Украины, назвав подобное действие непрямой конфискацией.

Использование замороженных российских активов западными странами президент РФ Владимир Путин называет откровенным воровством. Представитель Кремля Дмитрий Песков предупреждал, что незаконные попытки некоторых западных стран конфисковать замороженные активы России чреваты серьёзными судебными последствиями.