Куда закручивается спираль?

Принято считать, будто мысль о том, что история развивается по спирали, принадлежит Гегелю. Хотя на самом деле до неё додумался ещё древний грек Ксенофонт, а уж потом на эту идею, как на шампур, нанизывали шашлычки собственных соображений философы и прочие досужие умы.

Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

Жизни мышья беготня…

Если посмотреть на теорию спирального прогресса с точки зрения качества европейских, да и в целом западных элит, то, честно говоря, оторопь берёт. Где-то далеко в истории остались крупные личности типа Наполеона БонапартаОтто фон БисмаркаУинстона Черчилля или Франклина Делано Рузвельта. На смену им, постепенно мельчая, пришли столь странные люди, что из универсальных определений подходит единственное – мелкота. Причём масштаб личности от должности не зависит, да и есть ли там личность – вопрос спорный.

А между тем все они претендуют на глобальные решения, вплоть до того, быть или не быть ядерному конфликту. Помилуйте, на какие такие решения может претендовать та же Урсула фон дер Ляйен, не погнушавшаяся нажиться на пандемии, и крупно, знаете ли, нажиться. Так, что некоторое время наивная публика ждала если не уголовного дела, то во всяком случае отставки многодетной комиссарши. Разумеется, ничего не состоялось, да и не могло состояться, ибо в Европарламенте, двумя третями проголосовавшем против импичмента, таких, как эта дама, видать, столько и есть – как раз две трети. Вообще-то, сама по себе эта структура – нечто вроде злой пародии на демократические институты. С другой стороны, а что мы конкретного знаем о той же древнегреческой демократии? Народовластие? Как же… Там почище, нежели у Джорджа Оруэлла, у того хоть все признавались равными, хотя некоторые и равнее других. Зато у свободолюбивых древних греков ни рабов, ни иноземцев, ни женщин вообще за граждан не держали.

В том или ином виде эта система: предоставление прав по велению гражданских или религиозных властей – повторялась и в последующие тысячелетия. Еретиков в компании с ведьмами сжигали на кострах, евреев и несогласных с властью загоняли в концлагеря. Кажется, после второй мировой войны с этой дикостью было покончено. Ничего подобного, всё на месте, разве что адреса поменяли, и на смену антисемитизму пришла русофобия.

Кстати, помнится, всякие несогласные когда-то погрузились на корабли и отправились на неизвестные земли – строить свой свободный мир. Правда, почему-то за счёт местного населения и привозных рабов, но для кого-то – точно свободный и полный невероятных возможностей. Сегодня такого экстрима и не нужно, поскольку несогласных прижимают санкциями, рестрикциями и пошлинами.

Как-то мелко всё это по сравнению с великими открытиями и сражениями истории – действительно, какая-то мышья беготня. Мышек сперва дрессируют в каком-нибудь Йеле или Гарварде, как в уголке дедушки Дурова, а потом определяют на должность и дают кусочек вкусного сыра. Бывает, мышки объедаются или гадят не на месте – тогда их пересаживают на другую позицию, как правило, повыше рангом. Взять ту же Урсулу – в должности министра обороны Германии оскандалилась, за что и повысили до начальника всего Евросоюза. Или, скажем, на 360 градусов круглая дура Анналена Бербок – теперь персона в мировом масштабе (пусть и незначительная, но всё-таки).

И – замахнусь на святое (для определённой части нашей публики) – 47-й по счёту американский президент Дональд Трамп. Кого-то умиляют его танцевальные жесты и по-детски сложенные трубочкой губы, других веселит пурга, которую он несет буквально изо дня в день, наконец, третьи всматриваются в серьёзную мину, которую enfant terrible мировой политики время от времени строит. Хотя на самом деле разницы нет – Трамп как был шоуменом, так им и остаётся, а что там за его прыжками и ужимками, гадать не стоит. Ощущение такое, что состарившемуся парнишке дали поиграть в президента, но никакого влияния на процесс он не оказывает. Главные там другие люди – неприметные, скучные и последовательные. Иногда что-то совпадает, и политологи тут же принимаются строить на шатком фундаменте далеко идущие прогнозы. Даже не осудишь – мы же как раз такого от них и ждём. И всерьёз держим Трампа едва ли не за вселенского вершителя судеб. Полноте… Пусть уж он сам тешится идеей своего мессианства, нам-то зачем в это лезть?

Если бы в политике не существовало противоположного этому игровому алгоритму полюса, можно было бы смело ставить крест на истории человечества, ибо в такой ситуации любой амбициозный недоумок может легко спровоцировать катаклизм, как называют возможную ядерную катастрофу некоторые литераторы (из той же, кстати, «игрушечной» команды). К счастью, хватает на этом полюсе и здравого смысла, и просто количества нормальных людей, будь то православные, буддисты или конфуцианцы. «Мировое большинство» – категория не арифметическая, но более точная, нежели «глобальный юг». А реакция его на суету «золотого миллиарда» и примкнувших к нему мелких грызунов напоминает снисходительный взгляд взрослого, наблюдающего за шалостями несмышлёных детишек. Хотя… Взрослый может быть и весьма строгим. При определённых обстоятельствах.

Жадность как двигатель прогресса?

Ладно, оставим личности в покое, их не переделаешь. Те, кто привык играть, так и проведут свою жизнь в песочнице, пока остальные будут пытаться изменить мир к лучшему. Только не так-то это легко – планету успели загадить так, что непонятно, с чего начинать. Ну не с Греты же Тунберг, она-то уж точно не имеет отношения к охране окружающей среды, как и европейская элита – к реальной политике.

Про окружающую среду я не просто так. Недавно в телевизионном эфире проскользнул сюжет о пожаре на свалке в чилийской пустыне Атакама. Кроме того, что пустыня эта – самая сухая на Земле, славится она ещё и тем, что там располагается то ли самая большая в мире свалка, то ли вторая по масштабу. Причём не просто мусорка, а так сказать, тематическая – туда выкидывают вполне себе новое барахло, которое вышло из моды. Заметьте, не отправляют в бедные страны или благотворительные склады для неимущих, а просто выбрасывают.

И словно в насмешку через три минуты после этого сюжета – реклама, согласно которой в некоем маркет-плейсе можно купить всё, что угодно, в любом количестве и по любой цене.

А чего стоят всяческие «чёрные» пятницы и другие дни недели, когда в магазины ломятся десятки тысяч любителей скидок. Такое впечатление, будто у современного землянина одна в жизни радость – потреблять, потреблять и паки потреблять.

Да, так оно и есть, пресловутое общество потребления состоялось, как говорится, в полный рост. И повсеместно – ну, может, лишь каких-то экзотических племён Африки не достигло это поветрие, по причине их изолированности.

Как это пел Мефистофель: «Люди гибнут за металл». Какое там за металл – за кусок пластика с электронной начинкой, за тряпку с модным лейблом, за машину с престижным шильдиком… В принципе остаётся спрос и на лекарства, и на медицинское оборудование, но их производство сосредоточено в руках так называемой мировой фармы, совершенно не заинтересованной в том, чтобы какой-то препарат вылечил больного. Нет, пусть тот болеет как можно дольше и потребляет как можно больше лекарств, а уж «большая фарма» позаботится о том, чтобы вытрясти из него последние рубли, доллары, евро и юани.

Как ни печально это звучит, но жадность корпораций в известной степени подгоняет прогресс. Логика простая. Если какой-то товар: от кроссовок до ракет – перестаёт пользоваться активным спросом, значит, время вынимать из загашника припрятанные разработки или подстёгивать всяких технических и прочих гениев, дабы положение исправить. И совсем не обязательно создавать новинку – для фанатов какого-то бренда достаточно одного дополнительного (и ненужного) нюанса, чтобы объявить об очередной победе производителя. Фанаты ведутся – из их мозгов уже давно вытрясли критическое начало, остались лишь условные рефлексы.

И не надо думать, будто потребительский фанатизм – примета нынешнего века. О нём ещё в 1883 году красочно рассказывал Эмиль Золя в своём романе «Дамское счастье». И что важнее, о том, как умелые торговцы его провоцируют и развивают. Другое дело, что сейчас в орбиту потребительства вовлечены несчитанные массы населения… Вот интересно, какие-нибудь древние римляне давились в очередях за дешёвыми тогами и сандалиями? История об этом умалчивает, но наверняка мода (пусть и не такая «быстрая», как сегодня) так же толкала тогдашних пижонов и щеголих к лишним покупкам. Так что восходящая спираль и здесь очевидна – её бы в разумных целях…

Но нет, правит по-прежнему алчность. Та же история американо-украинской сделки по недрам – всего лишь маленький эпизод на тему: а чего это оно там лежит, и не моё? Не удивлюсь, если глубинная цель всяких лунных или марсианских проектов – вовсе не познавательная, а чисто коммерческая. А вдруг там, на неизведанных планетах, залежи золота, алмазов или урана? Вот наживёмся-то!

Вниз по лестнице, ведущей вверх

Как известно, древняя история человечества делится на разные периоды: каменный, железный, бронзовый века. А Льюис Генри Морган предложил свою классификацию: дикость, варварство и цивилизация. Где ж ему, бедолаге, в 1877 году было предвидеть, что через полтораста лет цивилизация начнёт скатываться к варварству и дикости? Причём так споро, что диву даёшься.

По логике вещей, прогресс должен развиваться если и не вертикально, то всё-таки стремиться вверх, пусть и по спирали. Но, кажется, спираль эта какая-то косая и кривая – то и дело мир низвергается то в темноту средних веков с инквизицией и охотой на ведьм, то в ужас нацизма и концлагерей с крематориями, то в хаос кровавых революций. О войнах разного масштаба и говорить нечего.

А ведь как неплохо всё было задумано: по мере развития человечество умнеет, обустраивает природу вокруг себя, создаёт великолепные произведения искусства, совершенствуется во всём. Античные утописты рисовали чудесную картину будущего, где все станут декламировать стихи, а у каждого бедняка будет несколько рабов… Стоп! Ладно бы античность – прекрасная, но, как бы это сказать, социально незрелая, но ведь и Книга книг переполнена примерами вопиющей несправедливости, а мы между тем охотно апеллируем к библейским текстам в поисках того самого совершенства. И тщетно ждём, что оно воплотится.

Я, конечно, далека от того, чтобы сравнивать, к примеру, ту же античность или эпоху Возрождения с нынешним прагматичным веком – в конце концов, каждому овощу своё время. И всё же как-то странно считать художественным символом эпохи гигантский памятник какашке в центре Москвы. Впрочем, не станем понапрасну эстетствовать – мы уже столько повидали произведений постмодернизма, что пора бы уже и привыкнуть. Только не хочется привыкать-то.

Так что, неужто спираль прогресса устремлена не к звёздам, а в совсем противоположном направлении, и правы те, кто предвещает близкий «конец времён»? А это как посмотреть. Мы почему-то очень скоро забыли о фантастическом «русском чуде», потрясшем весь мир и сдвинувшем целые исторические пласты. Если вспоминаем, то с нехорошей усмешкой, вроде как прося извинить за то, что нашалили. Понятно, травма крушения СССР долго ещё будет давать себя знать тем, кто застал советскую реальность в сознательном возрасте. Те же, кто помоложе, уже создают себе о ней мифы, хотя и с большой долей правды. Просто потому, что в памяти остались лучшие приметы того времени, а не дефицит колбасы и жвачки.

Однако, как известно, в одну воду дважды не вступишь, и всерьёз мечтать о возвращении СССР по меньшей мере наивно, а вообще-то – глупо. Зато совсем не возбраняется обдумывать варианты развития по спирали, ведущей вверх. Для начала хорошо бы определиться: так что мы такое строим у нас в России? Махровый капитализм с государственной доминантой или формацию, которой ещё не придумали названия, но которая обращена к людям? Хотя что я лукавлю… Надо быть полными идиотами, чтобы воспринимать понятие «социализм» как ругательство на том лишь основании, что советский эксперимент в конце концов не выдержал двойного давления – снаружи и изнутри. К слову сказать, вдумчивые китайцы создали целый институт, где изучают причины краха Советского Союза и социалистической системы. Что-то я не слышала, чтобы у нас кто-то этим занимался. Мы всё никак красных и белых не помирим, да не завершим дискуссию о мавзолее Ленина… Где уж тут про «правильный» социализм рассуждать, а тем более думать о будущем. Опять же, грантов на это дело, видимо, никто не выделяет. Вот и болтаются гуманитарные умы, как цветок в проруби, изредка позволяя себе высказаться в каком-нибудь ток-шоу. А без плана и проекта какое же строительство?

* * *

Спираль на то и спираль, чтобы порой возвращать нас почти на ту же позицию, а уж выше эта точка или ниже, зависит в том числе и от нас – вместе и по отдельности. Хотя да – скользить вниз куда легче, нежели взбираться наверх. Тут вопрос выбора.