Сами себя сделали. За период антироссийских санкций в РФ удвоилось число миллиардеров
Россия впереди планеты всей! На этот раз по доле self-made-миллиардеров. Это те, которые всего добились сами. Обычно это показатель успешности экономики, где возникают новые сверхвостребованные компании. Но в РФ свои нюансы. На чем богатеют наши воротилы?
Фото: newizv.ru. В России самое большое число self-made-миллиардеров в 2025 году
Мария Соколова
Исследователи из немецкой компании Data Pulse изучили происхождение денег у миллиардеров из 34 стран и выяснили, что 67% богатейших людей мира заработали свое состояние самостоятельно, а 33% капиталы просто унаследовали. В России же 97% миллиардеров сколотили состояние самостоятельно. И этот показатель выводит нашу страну на первое место рейтинга наравне с Китаем.
Россия — лидер по доле self-made миллиардеров. Фото: Data Pulse
Кто такие self-made-миллиардеры
Интересный показатель: чем больше в стране self-made-миллиардеров, тем стремительнее развивается экономика. Когда речь заходит о таких людях, самостоятельно построивших свои империи, то в первую очередь вспоминаются основатель Tesla и SpaceX Илон Маск, Ларри Пейдж и Сергей Брин из Google, Марк Цукерберг со своим Facebook, основатель Amazon Джефф Безос, основатель Apple Стив Джобс и другие. То есть это люди, которые изменили облик современного мира. Человечество ежедневно пользуется их разработками.
Марк Цукерберг — типичный представитель современного self-made миллиардера. Фото: Anthony Quintino / Flickr
Подавляющее большинство таких талантливых миллиардеров реализовали себя в США. Неудивительно, что Штаты обладают крупнейшей экономикой мира.
Известных визионеров из других стран еще поискать надо. Можно вспомнить британца Ричарда Брэнсона, который сейчас, помимо всего прочего, создает корабли для суборбитальных космических полетов, и основателя Alibaba Group (в России известна маркетплейсом AliExpress) китайца Джека Ма.
Как «старые деньги» тянут на дно
Результаты исследований поражают: США занимают неплохое восьмое место по числу новоиспеченных миллиардеров, Европа в аутсайдерах (во Франции 44% миллиардеров представляют «новые деньги», в Италии — 36%, в Бельгии — 27%, в Испании — 26%, замыкает рейтинг Германия с 25%). А безоговорочные лидеры — РФ и Китай с долей талантов в 97%.
Контроль над крупнейшими предприятиями Европы передается по наследству. Фото: Hannes Grobe / Wikimedia
С Европой все более или менее понятно: крупные промышленными предприятия принадлежат старым семьям. Например, Volkswagen контролируется семьями Порше и Пьех — потомками Фердинанда Порше, создателя знаменитого Volkswagen Beetle и танков для вермахта. Результат закономерный: европейские компании сейчас редко становятся законодателями мод в сфере высоких технологий, рассчитанных на широкий круг потребителей. Тот же Volkswagen закрывает заводы в ЕС и уволил 20 тыс. сотрудников.
Откуда в России столько миллиардеров
По такой логике РФ вообще должна быть впереди планеты всей по внедренным инновациям. Почему же мы их не замечаем?
Все началось в 1997 году, когда впервые в рейтинг Forbes попали шесть долларовых миллиардеров из РФ: Борис Березовский, Михаил Ходорковский (признан Минюстом РФ иноагентам), Вагит Алекперов, Рем Вяхирев, Владимир Потанин и Владимир Гусинский. Но стабильно растет число наших миллиардеров в этом рейтинге с 2001 года — в нем уже восемь человек.
За период санкций миллиардеров в России стала в два раза больше.
Фото: 1MI
К началу 2025-го Forbes насчитывал в РФ уже 146 миллиардеров. В 2016 году их было только 77. Количество миллиардеров удвоилось — вот вам и антироссийские санкции.
Сейчас рейтинг Forbes возглавляют Вагит Алекперов («Лукойл») с состоянием 28,7 млрд долларов, Алексей Мордашов («Северсталь») — 28,6 млрд долларов, Леонид Михельсон («Новатэк») — 28,4 млрд долларов, Владимир Лисин (НЛМК) — 26,5 млрд долларов и Владимир Потанин («Норникель» и «Интеррос») — 24,2 млрд долларов.
Топ-5 богатейших россиян в 2025 году по версии Forbes. Фото: newizv.ru
Все они формально относятся к категории self-made-миллиардеров. Логично: в СССР не было частной собственности в привычном понимании, а значит, невозможно было унаследовать успешный бизнес. Хотя бы формально. Аналогичная ситуация и с Китаем: сложно что-то унаследовать при развитой госэкономике.
Но что нового создали лидеры российского Forbes? Вагит Алекперов еще при советской власти был гендиректором «Когалымнефтегаза», а после — замминистра нефтегазовой промышленности СССР — при нем три предприятия Лангепаса, Урая и Когалыма (отсюда взялась первая часть названия «Лукойла») были объединены в концерн. После приватизации 1993 года Алекперов стал президентом и акционером концерна, ставшим АО «Лукойл».
Алексей Мордашов получил контроль над «Северсталью» также в результате приватизации предприятия и скупки акций у рабочих. Леонид Михельсон с 1987-го возглавлял трест «Куйбышевтрубопроводстрой», который в 1991 году превратился в АО «Самарское народное предприятие „Нова“». Позже предприятие трансформировалось в АО «Новатэк». Владимир Лисин занимал руководящие должности в металлургических предприятиях с 1989 года, а акции НЛМК выкупил у иностранных инвесторов в 1997-м. Владимир Потанин с 1983 года работал в структурах, занимающихся внешней торговлей, в том числе в «Союзпромэкспорте», а в 1995-м стал автором идеи проведения залоговых аукционов, в ходе которых и был получен контроль над «Норникелем».
Анатолий Чубайс запустил «народную приватизацию» ваучерами, которая породила современных миллиардеров. Фото: Валентин Соболев. ТАСС
Многим российским миллиардерам не пришлось с нуля создавать новый уникальный продукт, который был бы востребованным у народа в условиях здоровой рыночной конкуренции. Фактически они унаследовали советскую промышленность за счет административного ресурса и приватизации. А сколько тогда стоили крупнейшие предприятия, рассказал экс-депутат Государственной думы и один из организаторов первой приватизации командой Анатолия Чубайса Григорий Томчин.
— В тогдашней постсоветской России практически вся экономика имела жесткую военно-государственную природу, а гражданская продукция являлась лишь производной от нее, некими «отходами». Тот же «Ростсельмаш» относился не к сельскому машиностроению, а к оборонному комплексу. И определить цену этих предприятий было очень непросто. Точнее, они стоили ровно столько, сколько выпускаемая ими продукция. Так вот, на момент начала приватизации большинство не стоило вообще ничего. Ноль.
В отличие от других стран self-made-миллиардеры в России начинали не с разработки уникального продукта, а с получения контроля над финансовыми и промышленными активами. Вот и результат: сами по себе миллиардеры продолжают богатеть (только с начала года они увеличили свое состояние на 22,5 млрд долларов), но в мире скорее узнают создателя Telegram Павла Дурова, чем Вагита Алекперова и Владимира Потанина.
Комментарии