1.5С — это конец: насколько горячей станет Земля?

2024 год стал самым тёплым с тех пор, как 175 лет назад начали вести учёт. Согласно последнему отчёту Всемирной метеорологической организации «Состояние глобального климата»:
- Каждый из последних десяти лет устанавливал новый глобальный температурный рекорд.
- Каждый из последних восьми лет устанавливал новый рекорд по содержанию тепла в океане.
- За последние 18 лет было зафиксировано 18 самых низких показателей площади арктического морского льда.
- За последние три года площадь антарктических льдов сократилась в три раза.
- За последние три года произошла самая значительная за всю историю потеря массы ледников за три года.
- Скорость повышения уровня моря удвоилась с начала спутниковых измерений.[1]
Сомнений быть не может: Земля становится теплее. Теперь вопрос в том, насколько горячей она станет?
В 2015 году на конференции ООН по климату (COP21) в Париже 196 стран пообещали «значительно снизить риски и последствия изменения климата», «сдерживая рост средней глобальной температуры значительно ниже 2°C по сравнению с доиндустриальным уровнем и прилагая усилия для ограничения роста температуры до 1,5°C по сравнению с доиндустриальным уровнем». [2]
В мае 2024 года в ходе опроса 380 ведущих учёных-климатологов было задано вопрос о том, будет ли достигнута цель по ограничению роста температуры на 1,5°C. Только 6% ответили утвердительно. 77% считают, что к 2100 году глобальная температура повысится более чем на 2,5°C, а 42% полагают, что повышение составит более 3°C.[3]
Future Earth, международное агентство, координирующее исследования глобальных изменений, предупреждает, что «превышение 1,5°C становится всё более неизбежным».
«Десятилетия недостаточных действий по сокращению выбросов парниковых газов привели мир к нынешней ситуации, когда мы превышаем согласованную на международном уровне цель по ограничению глобального потепления до 1,5°C, закреплённую в Парижском соглашении.
Национальные обязательства по смягчению последствий недостаточны даже для того, чтобы удержать глобальное потепление значительно ниже 2°C, что создаёт неприемлемые риски для человеческого общества и экосистем, а также влечёт за собой огромные, но неравномерно распределённые издержки.
Это опасная авантюра, которая может привести к необратимым последствиям для жизни на Земле, включая разрушительную утрату биоразнообразия и растущий риск наступления переломных климатических моментов». [4]
В соответствии с Парижским соглашением каждая страна определяет свои собственные цели, которые называются «определяемыми на национальном уровне вкладами». По данным ООН, существует «огромный разрыв» между целями соглашения и политикой, фактически проводимой крупнейшими загрязнителями.
«В совокупности цели стран G20 далеки от среднего глобального процентного сокращения выбросов, необходимого для соответствия сценариям 2°C и 1,5°C…«По оценкам, продолжение усилий по смягчению последствий, предусмотренных текущей политикой, позволит ограничить глобальное потепление максимум до 3,1°C (диапазон: 1,9–3,8) в течение столетия».[5]
Это не просто вопрос будущего. 2024 год стал самым жарким годом с доиндустриальных времён и первым полным годом, в течение которого средняя температура превысила целевой показатель в 1,5°C.
На самом деле для достижения цели, поставленной в Париже, потребуется как минимум десять лет, но 2024 год почти наверняка является показателем того, что нас ждёт в будущем, особенно если, как утверждает известный климатолог Джеймс Хансен, глобальное потепление ускоряется.
«Таким образом, мы ожидаем, что глобальная температура не опустится значительно ниже уровня +1,5°C, а будет колебаться вблизи этого уровня или выше в течение следующих нескольких лет, что подтвердит нашу интерпретацию внезапного глобального потепления. Высокая температура поверхности моря и увеличение количества «горячих точек» в океане будут продолжаться, оказывая вредное воздействие на коралловые рифы и другие формы жизни в океане.
Самым значительным практическим последствием для людей сегодня является увеличение частоты и интенсивности экстремальных климатических явлений. Более мощные тропические штормы, торнадо и грозы, а следовательно, и более сильные наводнения вызваны высокой температурой поверхности моря и более тёплой атмосферой, в которой содержится больше водяного пара.
Повышение глобальной температуры также увеличивает интенсивность волн жары, а в периоды и в местах с сухой погодой высокая температура усиливает интенсивность засухи, в том числе «внезапных засух», которые быстро развиваются даже в регионах со средним количеством осадков. [6]
В научных докладах стало обычным делом утверждать, что достижение целей Парижского соглашения по-прежнему «технически возможно».
Это едва ли так, но это маловероятно. В докладе Программы ООН по окружающей среде «Пробел в сокращении выбросов» говорится о том, что именно нужно сделать:
«В частности, если действия в соответствии с траекториями 2°C или 1,5°C начнутся в 2024 году, то глобальные выбросы должны будут сокращаться в среднем на 4 и 7,5% в год до 2035 года соответственно. Если усиление мер… будет отложено до 2030 года, то необходимое ежегодное сокращение выбросов увеличится в среднем на 8% и 15% для ограничения потепления до 2°C или 1,5°C соответственно».[7]
Что бы вы ни думали об этих цифрах, факт остаётся фактом: ничего из этого не произойдёт. Выбросы парниковых газов растут, а не снижаются, и ни одно правительство «Большой двадцатки» не проявило никакой готовности даже замедлить этот рост, не говоря уже о том, чтобы повернуть вспять.
Соединённые Штаты вышли из климатического процесса ООН, а Трамп отменил программы по борьбе с изменением климата. Если другие крупные страны-эмитенты не возьмут на себя обязательства по Парижскому соглашению или просто не выполнят их, то температура повысится на 3°C, возможно, даже раньше, чем прогнозируют климатические модели.
Андреас Мальм и Уим Картон подводят итоги сегодняшнего дня:
«Обещания, в конце концов, были всего лишь обещаниями, и большинство из них не подкреплялись мерами, которые могли бы вывести их из разряда «бла-бла-бла», как выразилась Грета Тунберг.
Когда в 2023 году, через восемь лет после Парижского соглашения, кто-то решил заглянуть за фасад «чистого нуля» и суммировал все реальные усилия — а не обещания — по всему миру, то получил отрезвляющий результат: мир движется к потеплению на 2,7°C; или, округляя число, к потеплению на 3°C, то есть к потеплению, в два раза превышающему то, на котором настаивал глобальный Юг, чтобы выжить.
И мы знаем, что потепление не приводит к линейному увеличению ущерба: 3°C — это гораздо хуже, чем просто удвоение ущерба при 1,5°C. Но в начале Парижской конференции мир двигался именно в этом направлении».[8]
Примечания
[1] Всемирная метеорологическая организация, «Доклад ВМО о нарастающих погодных и климатических изменениях», (пресс-релиз, 18 марта 2025 г.
[2] Парижское соглашение, https://shorturl.at/w0KbU
[3] Дэмиан Каррингтон, «Ведущие мировые ученые-климатологи ожидают, что глобальное потепление превысит целевой показатель в 1,5°C», The Guardian, 8 мая 2024 г.
[4] Будущая Земля, Лига Земли, WCRP. 10 новых идей в области климатологии 2023/2024, (Стокгольм, 2023)
[5] Программа ООН по окружающей среде, Доклад о разрыве в уровнях выбросов за 2024 год, (Найроби, апрель 2025 г.), xii, xvii.
[6] Джеймс Э. Хансен и др., «Глобальное потепление ускорилось: хорошо ли информированы ООН и общественность?» «Окружающая среда: наука и политика для устойчивого развития», февраль 2025 г.
[7] ЮНЕП, Отчет о разрыве в уровнях выбросов за 2024 год, (Найроби, апрель 2025 г.), xv.
[8] Андреас Мальм и Вим Картон, «Перебор: как мир поддался климатическому кризису», (Verso, 2024), 69.
Комментарии