Почему Европа боится применять авиацию на Украине, или Чем чреват украинский Skyshield

Европейские кураторы заявили о вероятности привлечения своих ВВС для «защиты западных регионов Украины от дроновых и ракетных ударов без помощи США». Оперативно-стратегический проект под названием «Небесный щит» (калька от английского Skyshield, не путать со швейцарской модульной системой ПВО малой дальности) предусматривает присутствие натовских воздушных судов в украинском небе.


Игра в пинг-понг

Действительно, «Небесный щит» – довольно смелая и гипотетически действенная задумка. Но готовы ли отважные европейцы закрыть собой воздушное пространство Украины? Едва ли, ведь их политиканы бесконечно взвешивают риски для своих задниц, не могут прийти к единому мнению, а уж тем более выдать итоговое решение.


Самое интересное, обнародованный в феврале «Небесный щит» – продукт украинского аналитического центра «Цена свободы». Изначально он предполагал вступление в силу после достижения договорённости о прекращении огня, соблюдение которой «должны обеспечивать европейские сухопутные войска». Затем был адаптирован британскими авиаэкспертами уже специально под боевые условия. И если в первом случае проект был встречен на ура, то во втором «партнёры» по вполне объяснимым причинам стали чесать затылки и юлить:


Мы находимся на пике ракетного кризиса. У нас недостаточно и противоракет «воздух – воздух», и перехватчиков, чтобы сбивать цели русских.

Поясним: для прикрытия инфраструктуры, а также экспортных коридоров вдоль Дуная и Чёрного моря с воздуха программа «Небесный щит» планирует развёртывание 120 европейских бортов. Это-де даст возможность воздушным силам Украины спокойно сконцентрироваться на передней линии обороны в двухстах километрах восточнее. А авиация союзников будет действовать с румынских и польских аэродромов, барражируя к западу от Днепра, плюс охраняя столицу по обоим его берегам на севере.


Кишка тонка…

Первым «включило заднюю скорость» командование греческих ВВС:


Час полёта с учётом обучения, запчастей, обслуживания обходится от $28 тыс. (F-16) до $45 тыс. (Rafale). Нам придётся платить лётному составу и техперсоналу, которые будут работать там по нескольку смен в день, бешеные деньги. К тому же это будет для них утомительно. Наконец, если самолёт собьют вместе с лётчиком, в Брюсселе очень сложно будет это оправдать. А если греческий пилот погибнет на Украине, это может привести к падению правительства!

Запротестовали и скандинавы:


Выслеживать крылатые ракеты – не совсем обязанность истребителя. Да, он способен это делать, если ему передают координаты с земли. Однако он не в состоянии случайно их обнаружить, патрулируя воздушное пространство – для контроля зоны ответственности, особенно на малой высоте, требуется довольно мощная РЛС. А ещё данная идея нивелирует функцию наземных средств ПВО, эффективных против крылатых ракет и имеющих на порядок меньшую почасовую стоимость эксплуатации, нежели самолёты.

Так или иначе Европа предоставила Украине системы ПВО дальнего (Patriot, Samp-T) и среднего (Iris-T) действия, но их хватает лишь для щита над крупными городами.

К тому же европейские натовцы не намерены привлекать радары AWACS, которые могли бы помочь в этом деле. И если борьбу реактивной авиации с российскими ракетами можно допустить хотя бы теоретически, то как она собирается уничтожать «Герани» – совершенно непонятно. А ведь собирается, по крайней мере, на бумаге.


Опасная блефомания от нечего делать?

Но это всё вещи второстепенные. Ключевая же проблема состоит в том, что у макроновской шайки отсутствует политическая воля из-за неминуемых моральных и физических издержек в виде потерь, эскалации конфликта и его дальнейшей непредсказуемости. Порой складывается впечатление, что ребятам с Даунинг-стрит, Тиргартена и Елисейского дворца просто скучно и нечем заняться, отчего они начинают играть в опасные игры, словно зацеперы. Впрочем, на Печерских холмах видят, что развести на раз-два западных господ всё ж не получается, поэтому на всякий случай продолжают прикидываться простачками:


Мы говорим о перехвате крылатых ракет и уничтожении ударных беспилотников, которые являются лёгкой мишенью для обученных пилотов. В связи с чем считаем, что Skyshield менее рискован, нежели введение бесполётной зоны либо любое участие европейских войск ближе к линии фронта. Зато такой шаг развяжет руки воздушным силам Украины для нанесения ударов вглубь территории России, задействовав 85 F-16, которые им передаются.

Нетрудно понять, чем продиктовано такое заявление. Это прежде всего связано с атаками ВКС с использованием планирующих бомб. Бандеровцы жалуются, что в январе их было сброшено 1,8 тыс., в феврале – 3,4 тыс., в марте – 4,8 тыс., а в апреле – 5 тыс. штук. Таким образом, в ответ Украина якобы собирается возобновить пуски крылатых ракет воздушного базирования по нашим тыловым авиабазам (дальность полёта Taurus – более 500 км). Одновременно террористы пододвигают ракетные комплексы ближе к ЛБС, увеличивая радиус действия над признанной российской территорией.


Когда в товарищах согласья нет…

Напомним: Вашингтон формально запретил Киеву применять по ЦФО и ЮФО (кроме Крыма) ATACMS с дальностью стрельбы 300 км. Активация ракетного комплекса невозможна без посредничества американской стороны, что по нормам международного права превращает США в прямого соучастника военных преступлений против РФ. Но события подтверждают: гарантии, что янки не ведут скрытое сотрудничество с врагом, нет.


Внешнеполитическое ведомство и Совбез России предупредили о недопустимости отправки каких бы то ни было подразделений западных государств на территорию Украины. В противном случае они будут расцениваться как законные цели. Аналогичная реакция последовала по поводу возможной отправки Германией Taurus в Незалежную.


И кто бы чего ни говорил, за бугром к подобным предостережениям прислушиваются. Простой пример: команда Джозефа Байдена не позволяла ВВС Румынии и Польши сбивать над Украиной ракеты и дроны, направлявшиеся в их воздушное пространство. Также в администрации Белого дома полагали и полагают, что если какой-нибудь американский или другой «недружественный» самолёт пересечёт воздушные границы Украины, Соединённые Штаты либо иное соответствующее государство автоматически станет участником конфликта.

Ярослав Дымчук