Самое большое физическое заблуждение о радуге, которое только известно

На модерации Отложенный

Самое большое физическое заблуждение о радуге, которое только известно

Начнём с викторины. Сколько на ваш взгляд цветов в радуге? Сразу вспоминаем про каждого охотника, который желает знать, где сидит филин.

 Но проблема в том, что этот подход не отражает истинной реальности.  

Наши представления о радуге сформировались благодаря Ньютону и это не то, чтобы абсолютно правильно. Давайте разбираться!

2500 лет назад Аристотель считал, что все цвета происходят от света и тьмы. 

В этом, кстати говоря, есть немало истины.

 Белый = Светлый, Черный = Тьма. Любой другой цвет? - Просто смесь этих двух состояний.

Люди думали, что воздух или вода «окрашивают» свет цветом, а потому формируется радуга. 

Я знаю, что сейчас это звучит странно. Но эта идея застряла в умах на тысячи лет. Затем пришел Исаак Ньютон.

Известный опыт

Он взял призму и пропустил через нее узкий луч солнечного света, и вуаля! Свет расщепился на красочную полосу цветов. Теперь мы называем это видимым спектром. Он не остановился только на этом. Он взял другую призму и рекомбинировал цвета обратно в белый свет.

Это означало, что белый свет представляет собой смесь всех цветов.

И знаете что? Первоначально он выделил не 7, а всего 5 цветов: красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Но позже он добавил оранжевый и индиго, чтобы соответствовать своей вере в мистическую связь между цветами, музыкальными нотами и небесными телами. Число семь считалось гармоничным и значимым в его время.

Поскольку в некоторых древних теориях звук и цвет рассматривались как вибрации, Ньютон хотел сопоставить цвета света с нотами музыкальной гаммы. Он считал, что должно быть семь цветов, соответствующих семи нотам.

Его увлечение мистическими числами сформировало наш современный подход к пониманию радуги.

Так у радуги 7 цветов? Или, скажем, 5 цветов?

В идеальном случае мы бы и радиоволны могли видеть, будь глаза чувствительны к ним

Нет. На самом деле радуга содержит непрерывный спектр всех возможных цветов, плавно переходящих друг в друга, но наш мозг и язык для простоты классифицируют их в ограниченный набор.

Семицветная радуга - это скорее концепция, созданная человеком, чем научная реальность. Если бы Ньютон выбрал тогда другое количество цветов, нас бы учили и учили по-другому.

Так хорошо, но как так получилось, что Ньютон сначала видел пять цветов, а потом довёл их до семи и почему мы теперь видим их семь? Тут начинается совсем интересная часть истории.

Спектр света, который мы видим, – это непрерывный диапазон электромагнитных волн с разными длинами волн. Не существует четких границ между цветами в этом спектре

В наших глазах есть три типа светочувствительных клеток, называемых колбочками, которые наиболее чувствительны к красному, зеленому и синему свету. Наш мозг интерпретирует различные комбинации сигналов от этих колбочек как разные цвета.

По большому счёту мы ищем то, что ожидаем увидеть. 

Понятно, что основные цвета вы увидите точно. Это непосредственная работа глаза. А дальше вопрос поиска и ожидания. Мозг увидит нечто непонятное, что не сможет сразу дешифрировать и окрасит его в ожидаемый цвет. 

Большинство людей воспринимают основные цвета + некоторый набор "непонятных цветов", среди которых будет, например, оранжевый.

Но если очень внимательно смотреть на радугу, то есть все шансы увидеть ещё какие-то дополнительные градации цвета. 

Поэтому, если ваш знакомый художник (а у художников часто лучшее восприятие цвета) скажет, что углядел новый цвет в радуге, то не стоит ругать его и ссылаться на Ньютон. Ньютон тоже когда нашёл новые цвета, опираясь на нотную грамотность.