Ториевый реактор мог бы работать у нас
Максим Калашников
Однако он заработал в Китае. Ибо в РФ пионера ториевой энергетики Максимова уничтожили
Для начала: КНР объявила о запуске первого ториевого реактора. Не на уране, не на плутонии – на тории, коего в природе намного больше.
«Власти Китая дали старт работе первого в стране ториевого реактора. Как пояснили РБК опрошенные ученые, в самой технологии нет ничего нового, но ранее она никогда не была доведена до коммерческого использования…»
Но в 1980-м работы по ториевой энергетике начались в СССР. Львом Максимовым. Ушедшим от нас в 2018-м…
***

Лев Максимов (1934-2018 гг.) в 1989 г. стал основателем Институт физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения Минсредмаша (Минатома) СССР. Именно тогда руководство страны принимает решение о начале работ по созданию ториевых реакторов и, по сути, новых АЭС. Как говорил сам Лев Максимов в одном из последних своих интервью, «Торием очень богаты Туганское и Георгиевское (Томская область) месторождения, Богатырское (Кемеровская область), Ордынское (Новосибирская область), Тарское (Омская область) месторождения. Разведанные запасы только по Туганскому месторождению оцениваются в 1,5 миллиарда тонн.
… Ещё одно преимущество тория - его большая распространённость по миру. В земной коре в три раза больше тория, чем урана, и почти весь добываемый материал (торий-232) можно приспособить для использования в качестве ядерного топлива (уран-233). В той же Индии запасы тория оцениваются в 290 тысяч тонн, это второе место после Австралии. Запасы Австралии - более 300 тысяч тонн тория. Месторождения ториевосодержащего монацита есть и в других странах, а именно - в ЮАР, на Мадагаскаре, в Шри-Ланке, Пакистане…» (https://newizv.ru/news/2018-04-16/lev-maksimov-v-atomnoy-energetike-nastupaet-epoha-toriya-268631).
***
«При замене урановых элементов на ториевые на АЭС можно достичь двукратного увеличения энергии, получаемой со стандартного объема активной зоны реактора. Обычные урановые реакторы атомных станций работают на смеси изотопов урана-235 (делящийся) и урана-238 (изотоп для производства плутония), а в ториевом реакторе предлагается использовать комбинированное топливо: уран-235 (изотоп для возбуждения реакции деления) и торий-232 (изотоп для получения основного делящегося изотопа урана-233). В ториевом реакторе нарабатывается не плутоний239, а изотоп урана-233, который благодаря предлагаемой технологии тепловыделяющих элементов обеспечивает высокое выгорание ядерного топлива.Это снижает риск загрязнения окружающей среды. Снимается проблема накопления плутония, а следовательно, и его распространения в виде оружия. Все топливо сгорает без плутониевого остатка. Есть еще один важный аргумент в пользу ториевой энергетики: реактор может работать без перезагрузки топлива 30-50 лет. Урановые реакторы пополняют землю ядерными отходами каждые два года….»
(Там же)
***
Судьба Льва Максимова и его проекта трагична.
«Согласно секретному постановлению Совета Министров СССР от 16 декабря 1980 года был создан институт по ториевой ядерной энергетике, который располагался на территории Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК). Его возглавил Лев Максимов. А 9 декабря 1989 года подписано распоряжение Совмина СССР (N2261р) о создании целевого Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения под руководством Максимова.
После подписания «урановой сделки» работы по изучению перспектив ториевой энергетики попали в немилость, а в апреле 1994 года институт по ториевой ядерной энергетики был закрыт, пропуска его сотрудников на территорию НЗХК были аннулированы…» (https://vn.ru/news-osnovopolozhnik-torievoy-energetiki-skonchalsya-v-novosibirske/)
« Максимову удалось разработать новые принципы управления жидкими средами, в том числе жидкими металлами и радиоактивными суспензиями. Эти работы после государственной экспертизы были представлены на заседании Президиума Совмина СССР (12.04.72). По итогам их заслушивания в Правительственном решении за подписью Алексея Косыгина значилось: "Отметить важное значение..."
В 1980 году выходит секретное Постановление Совмина СССР (от 16.12.80 N1162-396) о строительстве специализированной экспериментальной базы.
В 1988 году выходит секретное распоряжение Совмина СССР (от 23.03.88 N545) о необходимости предельного ускорения работ с официальным утверждением 8 главных научно-технических направлений приоритетных работ автора, не имеющих зарубежных аналогов.
В 1989 году подписано Распоряжение Совмина СССР (от 29.12.89 N2261р) о создании целевого Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения. Распоряжение сопровождалось секретным приложением (п.7) об отнесении этого института к перечню особо режимных объектов, а также важным поручением: "...обеспечить ввод в действие упомянутой базы в 1992 году"…»
«Ториевой энергетикой наши ученые заинтересовались еще в далеких 40-х годах. 27 сентября 1947 года на стол Иосифу Сталину положили письмо с проектом Постановления СМ СССР по добыче ториевых руд и производству концентратов тория и металлического тория. В апреле 1948 года Берия направил Сталину письмо с проектом постановления СМ СССР "Об организации добычи тория в Алданском районе Якутской АССР". В письме, в частности, отмечалось, что в Алданском районе были открыты россыпи монацитовых песков с содержанием тория более 1000 тонн. Предполагалось начать его добычу с 1949 года…» (Там же).
***
В 2011 году Максимов говорил: «Проект строительства ториевых реакторов признала прорывным высшая атомная инстанция – комиссия Курчатовского института. У меня есть базовый международный патент, защищающий права России на эту технологию в 23 европейских странах. Международная патентная заявка звучит так: «Способ управления ториевым реактором и тепловыделяющая сборка для его осуществления» (заявка №РСТ/RU01/00251 с приоритетом от 26.06.01). В моих работах обоснована технология перехода мировой ядерной энергетики на новую элементную базу с использованием принципиально новой конструкции тепловых элементов (ТВЭЛов). В отличие от урана, при использовании тория не образуются плутоний и другие трансурановые элементы. Ториевые реакторы в нашей стране можно строить уже сегодня…
… Модернизация реакторов одной АЭС для работы на новой элементной базе оценивается примерно в 100 миллионов долларов. Но мощность станции при этом увеличивается как минимум в два раза. Строительство АЭС с нуля обходится обычно в 2–3 миллиарда долларов….»
Больше двадцати лет Лев Максимов пробовал бороться. Но ничего не добился. Работы по ториевой энергетике в «новой, образца 1991-го, России» фактически были репрессированы. Институт Максимова уничтожили. Руководство Росатома (включая и Кириенко) сего не замечало.
***
И вот теперь ториевый реактор запустили в Китае. А в РФ работы по торию теплятся в Курчатовском институте… Лев Максимов в 2011-м: «Очень интересный экспериментальный материал накоплен в Курчатовском научном центре, Физико-энергетическом институте в Обнинске и в Томском политехническом университете. Все это позволяет совершенно обоснованно определить ториевое направление как одно из наиболее перспективных. В пользу этого факта говорят теоретические расчёты таких известных учёных, как Пономарев-Степной, Радковский, Мурогов. Ториевой энергетикой занимаются на кафедре-21 (физико-энергетические установки) Томского политехнического университета. Последние работы в этом направлении выполнены совместно с немецкими учёными из Института исследований безопасности и реакторных технологий (исследовательский центр г. Юлих). И у всех этих работ есть будущее…»
Да будьте вы прокляты, твари, погубившего русского гения, опередившего время. А Китай опять нас обогнал…
Комментарии