Новый «Арбидол» Голиковой

На модерации Отложенный

Под прикрытием законопроекта об охране здоровья глава Минздрава лоббирует очередные семейные бизнес- проекты.

Сразу после летних каникул Госдума рассмотрит во втором чтении подготовленный Минздравсоцразвития законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». По заявлению врачей Пироговского движения, в этом документе «четко просматривается задача дальнейшего разрушения имеющегося здравоохранения, перевод медицинской помощи на платную основу, усугубление коррумпированности в медицине».

А по словам президента Общества специалистов доказательной медицины, профессора Василия Власова, очередной «голиковский» законопроект, который буквально тащат в Госдуму, всячески ограничивая участие общественности и врачей в его обсуждении, написан в основном ради статей 16 и 17, которыми муниципалитеты лишаются своих медицинских учреждений и снимается препятствие к закрытию больниц и фельдшерских пунктов на селе и в районах.

Однако у министра здравоохранения Татьяны Голиковой имеется не только разрушительный, но и вполне корыстный интерес к скорейшему продвижению этого документа. Дело в том, что с принятием законопроекта «Об основах охраны здоровья…» лечение любого заболевания будет вестись в соответствии со стандартами, утвержденными Минздравсоцразвития, что, безусловно, должно было бы повысить качество медицинской помощи. Если бы не одно «но»: производители лекарств уже больше года соревнуются между собой в размере «благодарностей» ответственным чиновникам за попадание туда «нужных» препаратов. Так, например, стандарты специализированной помощи больным, перенесшим острый коронарный синдром, содержат в качестве обязательного лекарства для разжижения крови и предотвращения образования тромбов оригинальный дорогой препарат Брилинта (тикагрелор) производства англо-шведской компании AstraZeneca. Не беда, что этот препарат, за который бюджету придется выкладывать круглые суммы, еще не зарегистрирован в России, а значит, и не доказана его эффективность и безопасность. Не беда и то, что признанным «золотым стандартом» в России является современный «Плавикс» – «клопидогрел» , на который, к тому же, выпущены так называемые генерики, или препараты-копии, ничем не отличающиеся от оригинала и доступные по цене любому пенсионеру. Зато дорогой препарат Брилинта будет соответствовать стандартам кардиологической медпомощи, которые по разнарядке министра Голиковой разрабатывает директор ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Федерального агентства по высокотехнологичной медпомощи Сергей Бойцов. Этот топ-менеджер «голиковской» медицины долгие годы отработал хирургом, но не так давно с благословения министра Голиковой, праотца российской кардиологии Евгения Чазова и его дочки-заместительницы (Чазов ничуть не стесняясь назначил дочь директором напрямую подотчетного ему НИИ кардиологии им. Мясникова — что уже давно должно было вызвать вопросы у прокуратуры) Ирины был переквалифицирован в кардиологи.

Казалось бы, причем здесь Татьяна Голикова, за которой по причине неистового лоббирования одноименного препарата в народе прочно приклеилось прозвище «Мадам Арбидол»? Секрет прост: если на многомиллионных дозах «Арбидола», которым завалены российские аптеки, заработала компания «Фармстандарт» во главе с другом министерской семьи Виктором Харитониным, то десятки и сотни препаратов вроде Брилинты и миллиарды бюджетных рублей и сбережений граждан, которые пойдут на их закупку, открывают для четы Голиковой- Христенко еще более широкие горизонты и перспективы.

В общем, если закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» будет принят в том виде, в котором его задумали предприимчивые супруги- министры, то, вполне возможно, Татьяну Голикову будут называть уже не только «мадам Арбидол», но еще и «леди Брилинт» – так созвучно с любимым минералом министра. Впрочем, стандарты и закупки препаратов на которые по инициативе Минздравсоцразвития предстоит раскошелиться бюджету и гражданам – далеко не единственный новый проект Голиковой- Христенко. Взять, к примеру, выделение бюджетных миллионов на разработку и создание конкурентоспособного отечественного производства современных лекарств в рамках стратегии развития фармпромышленности «Фарма-2020» и соответствующих федеральных целевых программ. Чтобы проиллюстрировать перспективы развития этой самой отечественной Фармы, достаточно посмотреть на один из лотов, получателем по которому стал заслуженный Центр «Биоинженерия» РАН. В рамках него супруги финансируют из казны передовой научный проект в сфере здравоохранения, который звучит как «масштабирование технологии производства фармацевтической субстанции импортозамещающего препарата правастатина, снижающего уровень холестерина в крови человека». Однако любой врач, да и просто продвинутый пациент скажут, что «правастатин» известен уже несколько десятков лет, но практически не используется по причине высокой токсичности и невысокой эффективности. Кроме того, этот препарат и его модификации производит отечественная компания «Валента». И, что особенно важно, без участия Голиковой- Христенко и без бюджетных миллионов на научные разработки. Вопрос о перспективах отпадает сам собой…

А вот с обновлением стандартов лечения онкозаболеваний в привязке к новому законопроекту в «голиковском» министерстве не торопятся. Действующие стандарты предусматривают применение в качестве препаратов для химиотерапии лекарственных средств, разработанных еще в 70-е годы прошлого века с такими побочными явлениями, как выпадение волос и т.д. Во всем мире для «химии» давно используют современные препараты со щадящим и в то же время эффективным действием. Ничто вроде бы не мешает под лозунгами модернизации облегчить жизнь и отечественным онкобольным. Но Минздравсоцразвития времен Татьяны Голиковой – инстанция тонкая. Не зря министр билась за принятие своего варианта закона «Об обороте лекарственных средств», который монополизировал фармацевтическую отрасль, превратив в вечных бенефициаров всевозможных отраслевых торгов и тендеров фармкомпании, близкие к чете Голиковой-Христенко, либо нашедшие «подход» к их ответственным помощникам. Поговаривают, что новые препараты для химиотерапии уже разработаны и готовы к выходу на рынок, но бюрократические барьеры министерства встали на их пути непреодолимой помехой. В переводе на русский это означает, что чиновники ждут предложений интересных для себя условий. О больных же, тем более безнадежных, в современных реалиях российского здравоохранения уже никто всерьез и не думает.

Между тем, нынешний законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» в медицинских кругах называют последним ударом Голиковой по здравоохранению. В СМИ уже не первый месяц ходят слухи о скорой отставке министерши с плавным перемещением ее в список кандидатов «Единой России» в состав новой Госдумы РФ, где Татьяне Алексеевне прочат кресло главы бюджетного комитета. Якобы о судьбе Голиковой уже есть договоренность в тандеме. Президента Дмитрия Медведева особо возмутила история с воровством значительной части из 7,5 млрд. рублей, выделенных на закупку томографов и другой сложной медицинской техники, за которую в первую очередь полагалось бы отвечать главе Минздравсоцразвития. А премьеру Владимиру Путину явно не по душе вялотекущий конфликт между его давним другом вице- премьером Виктором Зубковым и Виктором Христенко (в аппарате правительства в связи с этим даже шутят, что для Белого дома два Виктора – это уже перебор, поэтому должен остаться какой-то один). Кроме того, похоже, что в принципиальном споре детского врача Леонида Рошаля с Татьяной Голиковой председателю правительства явно импонирует позиция раскрученного средствами массовой информации директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Кроме того, Владимиру Путину стекается и информация о злоупотреблениях в здравоохранении, которую явно по команде сверху начиная с весны активно добывают сотрудники ФСБ и СКР.

О том, что под Голикову и ее близкое окружение «копают», известно уже давно. Так, по сообщению ряда СМИ, еще в апреле в ведомстве проводилась выемка документов. Правда, спецоперация была засекречена, а потому ее невольные свидетели могли лишь строить предположения о том, с каким именно фактом была связана проверка – со скандалом по томографам, коррупцией на лекарственном рынке или другими историями. Но вот оперативный процесс пошел глубже. В начале минувшего июня вслед за весенними выемками сотрудники ФСБ отметились в Минздравсоцразвития полноценными обысками. Сильнее всех во время этого спецмероприятия разволновалась директор Департамента высокотехнологичной медицинской помощи Наталия Точилова. Эту близкую Татьяне Голиковой чиновницу даже пришлось срочно госпитализировать на «скорой» в расположенный поблизости от министерского здания ГНИЦ профилактической медицины. Тот самый, которым руководит новоиспеченный кардиолог Бойцов, создавший условия для успешного продвижения в народные массы дорогого препарата Брилинта. Кстати, госпитализированная Точилова, которая ввиду гипертонического криза оказалась недоступна для допросов оперативников, отвечает в Минздравсоцразвития в том числе и за закупку сложного медоборудования — тех самых томографов.

А вот директору Департамента организации медицинской профилактики, медпомощи и развития здравоохранения Ольге Кривонос повезло меньше. Обыск в летний зной проводился у нее не только в кабинете, но и на дому.

Что рассказала Кривонос оперативникам, доподлинно неизвестно. Но ни для кого не секрет, что Кривонос считается в Минздравсоцразвития буквально «правой рукой» Татьяны Голиковой, которая и произвела ее в чиновницы с должности начмеда клинической больницы № 6.

Информированный по части тайн отечественного «мадридского двора» политолог Станислав Белковский еще в апреле на глазок определил, что участие министра Голиковой в коррупционных схемах здравоохранения тянут примерно на 10- 15 лет заключения. Однако сам факт того, что Татьяна Голикова даже в канун неминуемой отставки упорно продолжает строить новые бизнес- схемы путем лоббирования очередного «семейного» законопроекта в медицине, свидетельствует об иной участи этой всенародной подозреваемой. Когда недавно Леонид Рошаль заявил, что Голикова «подставляет» премьер-министра Владимира Путина, глава Минздравсоцразвития ответила в своем дерзком стиле. Мол, если бы на самом деле подставляла, то была бы уже уволена. Суждение более чем смелое, воспринимаемое не иначе как камень, брошенный исподтишка в премьерский огород. Да еще накануне выборов. Похоже, что либо Голиковой уже нечего терять, либо «Мадам Арбидол» вскружила голову до сих пор сходящая ей с рук вседозволенность. Потерять голову и ориентацию в пространстве г-же Голиковой за четыре года ее пребывания в министерской должности было от чего.

Ведь фактически Татьяна Алексеевна на глазах превратила Минздравсоцразвития в инструмент обогащения узкой группы лиц. Комбинация сделала министерскую чету Голикова-Христенко и приближенных к ним отдельных чиновников и бизнесменов еще богаче за счет ловкого перераспределения бюджетных и народных средств в частные карманы и на счета.

При этом был нанесен колоссальный ущерб государству – причем как материальный, так и репутационный. Обещанный Голиковой расцвет отечественной фарминдустрии со снижением цен на 30% по жизненно важным лекарствам обернулся коррупционными скандалами при закупке препаратов для льготников. В этом же ряду – скандальная история с закупкой в госрезерв пресловутого препарата с недоказанной эффективностью «Арбидол».

С момента, когда в результате принятия Федерального закона № 61 у руля медико–фармацевтической отрасли оказались два капитана (Голикова и Христенко), большинство участников рынка стали испытывать беспрецедентные сложности с выводом на отечественный рынок новых лекарственных препаратов, с получением разрешений на клинические испытания, с регистрацией лекарств и цен на них. Любой предприниматель- фармацевт, не связанный бизнесом с четой Голикова –Христенко, подтвердит, что процесс получения любых разрешительных документов по линии министерства сегодня доведен до абсурда. Не говоря уж о том, что многократно нарушаются установленные действующим законодательством разумные сроки. Голиковская бюрократия жестким спрутом сковала отечественную фармацевтику. А значит, и ее потребителей – больных россиян.

Повседневной практикой Минздрава стало подписание документов задним числом с целью сокрытия многочисленных нарушений законодательства, не говоря о том, что кратно выросла коррупционная составляющая, или так называемый «минздравский тариф». Процедура экспертиз стала абсолютно непрозрачной. Заявитель не имеет возможности ознакомиться с ходом экспертизы и заключениями экспертов, оспорить результаты экспертизы или предоставить документы в спорных вопросах. В результате поводом для отказа в регистрации лекарств часто являются ошибочные или «намеренно ошибочные» суждения экспертов, идущие в разрез с национальными и международными нормами в этой области. Порядок проведения экспертизы не обеспечивает основополагающего принципа независимости, являющегося при этом нормой Закона, поскольку экспертное учреждение подчиняется теперь напрямую Минздраву (не говоря о коррупционно–родственных связках внутри министерства и экспертного ФГУ).

Госпожа Голикова намеренно затягивает вопросы по созданию нормативной базы, регламентирующей действия экспертов. Между тем, по стенограммам Госдумы и публикациям в СМИ нетрудно убедиться, что о наличии такой базы министр велеречиво говорила депутатам до принятия Закона ФЗ №61, убеждая избранников, что все проекты документов уже разработаны. Как горько шутят эксперты, мол, видимо, поэтому в Минздраве сейчас применяются к разным компаниям различные подходы, то есть двойные стандарты.

Ни для кого не секрет и то, что процветает вымогательство денег при регистрации цен на лекарства. В результате практически остановлена деятельность по выведению на рынок импортозамещающих жизненно важных и необходимых лекарственных средств, применяемых в лечении социально значимых заболеваний. Ущерб, наносимый бюджетам всех уровней в части расходов на систему здравоохранения, составляет десятки миллиардов рублей. Иными словами, в отрасли наступила стагнация и безысходность. Реалии очевидны: повсеместное резкое ухудшение лекарственного снабжения, увеличение расходов на лекарства как со стороны граждан, так и по линии больничных учреждений. Цены на лекарства растут, ассортимент доступных по ценам лекарственных средств снизился на 40% (за один год!), аптеки закрываются. Доступность лекарственной помощи (серьезная составляющая борьбы со смертностью населения) как на стационарном, так и на амбулаторном этапе снизилась. Эти выводы признаются и в Правительстве РФ, и руководством регионов, не говоря уж об экспертах, общественных организациях, врачах и самое главное – простых гражданах. Россияне видят: с лекарствами в стране все хуже, с медицинской помощью – все туже.

Естественно, у гражданина, который живет в России и не собирается уезжать на ПМЖ «за бугор», возникает вопрос: кто позволил столь цинично ухудшить ситуацию в такой чувствительной отрасли, как здравоохранение, и тем самым серьезно подорвать авторитет власти? Неужто сверху за эти годы не узрели, как «мадам Арбидол» превращает Минздравсоцразвития в фактически частный бизнес-проект?

Спору нет: на то и хлебная должность, чтобы ее обладателю в сегодняшних российский реалиях не тянуть до зарплаты. Но, как говорится в известном анекдоте про неуемные аппетиты чиновников, «пора бы и о душах подумать». Ведь больные умирают, граждане остались без новых лекарств, отрасль – без перспектив развития, один на один с коррупционным механизмом, созданным предприимчивой четой Голикова-Христенко. Теперь, когда пошли разговоры о возможном почетном переводе «Мадам Арбидол» в народные избранники, участники рынка и эксперты спорят на кухнях только об одном: возможно ли исправить уродливую систему здравоохранения, созданную Голиковой и ее командой? У медицинской общественности забрезжила надежда: ведь наконец-то к авторитетным оппонентам несокрушимой Голиковой, и в первую очередь – к Леониду Рошалю, – прислушался сам председатель правительства, лидер Общероссийского Народного фронта и Единой России.

Возможно, если бы руководство страны пораньше услышало почти единодушное мнение экспертного сообщества, отраслевых общественных организаций, пациентских объединений, то нынешних катастрофических последствий деятельности Голиковой в здравоохранении наверняка можно было бы избежать. К слову, в Правительстве РФ в свое время имелись серьезные замечания к голиковскому варианту Закона «О лекарственных средствах». В частности, со стороны Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития. А главное – со стороны Росздравнадзора. Однако профессиональный спор тогда закончился ударом ниже пояса. Самого принципиального своего оппонента – теперь уже бывшего руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля – Татьяна Голикова подлым образом, в выходной день, с нарушениями действующего законодательства сняла с работы. Причем, как выясняется, не согласовав это решение с Председателем Правительства, которого тогда не было в Москве.

…Недавно президент Дмитрий Медведев приятно удивил страну, напомнив одному из высокопоставленных чиновников, как в прежние времена поступали с паникерами. Было бы логично заодно припомнить и то, как жестко карались вредители с коррупционерами. Во времена усатого «эффективного менеджера» ответственный чиновник, который по скудоумию или осознанно продавил на верху решение, приведшее к ухудшению ситуации в отрасли, наказывался беспощадно. В расчет не брались ни родственные связи, ни принадлежность к той или иной команде или лоббистской группе.

Сегодня же очевидно вредные и некомпетентные организационные решения превратились в узаконенную систему. Если для достижения своих личных либо клановых целей чиновник высшего ранга жертвует интересами отрасли и миллионов людей, государство разрушается, а авторитет власти стремительно падает. Хорошо известно оправдательное заявление Голиковой в ответ на возмущенное заявление президента Дмитрия Медведева по поводу разворовывания бюджетных миллиардов, выделенных на закупку томографов и другой сложной медтехники. С присущим ей цинизмом Татьяна Алексеевна заявила, что ее министерство, оказывается, не знало цен производителей томографов! Кстати, в правоохранительных органах говорят, что это еще «цветочки», а «ягодки» обнаружились при закупке оборудования для онкологических больниц и станций переливания и заготовки крови. Но этим новым коррупционным скандалом с растаскиванием бюджетных миллиардов страну решили не огорчать. А то, мол, у россиян и вовсе пропадет вера в справедливость, торжество закона и успех модернизационных реформ.